- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Девиз отношений для взрослых детей алкоголиков (ВДА) звучит так:
«Я люблю тебя! Даже несмотря на то, что ты все время просишь отстать от тебя».
ВДА часто выбирают в партнёры и друзья людей, избегающих близости (хотя и не настолько сильно, чтобы близости не было вовсе). Просто идеальный объект теплых чувств для ВДА - это человек, который всегда любит держаться на некоторой дистанции, хотя и не будет отдаляться окончательно, разрывая отношения.
Такими людьми часто являются нарциссы, психопаты (пока им не наскучит), манипуляторы и абьюзеры всех мастей и видов, включая людей, имеющих психические заболевания и применяющие разные виды насилия к окружающим просто по причине своих психически болезней (например, люди с пограничным расстройством личности со стороны выглядят как злостные абьюзеры и манипуляторы, если не знать об их диагнозе и о том, как он влияет на них самих).
Таких партнёров ВДА выбирают не случайно. В их родительской семье один родитель употреблял, другой был занят проблемами зависимого. Обоим не было дела до детей.
Максимальное внимание к ВДА было негативное, в виде контроля и агрессии. Иногда, конечно, что-то с обоими или с одним родителем такое происходило, что они устраивали какие-то семейные поездки или праздники, и это было очень здорово и весело.
Но в разрезе всей истории семьи - эти редкие дни были просто смешными попытками за раз компенсировать все остальные бесконечные печальные, унылые, а порой и скандальные и опасные дни (что, конечно же, не могло получиться).
Дети в дисфункциональной семьях всегда получают внимание и тепло урывками - и растут с убеждением, что так и должно быть. Они привыкают стараться ради тепла и любви, прыгают выше своей головы. И когда кто-то предлагает тепло без такой высокой цены, ВДА испытывают очень сложные чувства.
В нормальных отношениях действуют совершенно иные, практически инопланетные правила общения:
Для ВДА все это настолько дико, что они просто не воспринимают такие отношения как настоящие отношения.
ВДА буквально находятся в положении охотника из притчи, который достиг большого искусства в охоте. Он знал множество уловок и способов поймать всех зверей, что водились в его местности. Но выдался голодный год, в его родных местах добычи стало мало. Охотник пришел в новые земли и с удивлением обнаружил, что здесь все его знания и все его искусство не работают. Просто потому, что здесь звери живут иначе.
Попадая в отношения с человеком, которые стремится строить их здоровым образом, ВДА не может использовать все свои обычные приемчики - буксует, тормозит, теряется.
Другой вариант: ВДА начинает «раскачивать лодку».
Рядом с хорошим надёжным теплым партнёром ВДА может начать вести себя так же, как дети из приютов ведут себя в новых хороших семьях - они словно нарочно испытывают терпение приемных родителей, чтобы убедиться, что их правда любят.
Вот и ВДА начинает манипулировать, захватывать пространство, устраивать скандалы либо избегает близости, скрывает свои истинные чувства - словно хочет убедиться, что этот партнёр его не бросит. С такими аттракционами справляются единицы, им удается постепенно успокоить ВДА и спокойно пережить этот сложный период.
ВДА часто выбирают в партнёры людей, не просто не способных на близость, но и позволяющих реализовать потребность в контроле всего и вся, которая сохраняется у ВДА с детства. Как правило, это очень безответственные несерьёзные партнёры, в глазах социума стоящие намного ниже, чем ВДА. Окружающие так и говорят ВДА:
«Да зачем тебе нужен этот тип/дамочка?» -
вкладывая в эти слова максимум пренебрежения.
На что ВДА или не знают, что ответить, или оправдывают эти отношения перечислением вторичных выгод и страхов.
На самом же деле это отыгрыш истории детства.
У ребенка на уровне инстинктов заложено, что родитель рядом - это залог выживания. И это действительно так, если родитель заботливый и любящий - ребенок следует за родителем и всегда стремится поддерживать с ним контакт.
В случае ВДА эта мудрая природная программа даёт сбой.
Родитель не способен выполнять свои функции полноценно. Но привязанность ребенка к родителю крайне трудно разрушить. В итоге ребенок живёт в такой ситуации:
«Мой родитель очень плохо справляется со своей ролью. Но он мне все ещё нужен. Если честно, я даже не знаю, зачем. Просто без него ужасно страшно, даже если рядом с ним очень плохо».
Ребенок берет на себя часть функций родителя, несёт недетскую ответственность за отношения со своим родителем и страдает оттого, что его же инстинкт приказывает ему быть рядом с родителем.
Это совершенно иррационально. Но это непреодолимая сила. Алкоголь появился в человеческой жизни гораздо позже, чем сложилась система привязанности, поэтому этот сбой природа ещё не успела переработать и выстроить защитные механизмы.
Когда ВДА вырастает, он живёт по тем же моделям и правилам. Он находит партнёра, которому может сказать в душе:
«Ты мне очень нужен. Хотя я и не знаю, зачем. Ты абсолютно бесполезен, ты мое разочарование. Но без тебя мне ужасно страшно».
Естественно, у ВДА есть шанс на здоровые отношения. Но для этого придется преодолеть немало собственных блоков, страхов и проблем. Для ВДА существует 12-шаговая программа так же, как для алкоголиков и созависимых. Она даёт возможность освободиться от влияния разрушительной силы зависимости и созависимости по максимуму и начать более здоровую жизнь.
ВДА предстоит многому научиться, прежде чем их отношения смогут быть здоровыми.
Например:
Еще одним вариантом является дистанционная работа с психологом. Вы можете подобрать себе специалиста и проработать с ним родительские сценарии и созависимое поведение.
Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи.
Загляните в статьи по этой теме:
Подборка ВДА
Подборка: Освобождение от созависимости