Лики созависимости: «Вечно больная», «Женщина-жертва». Примеры жизненных историй

main_img

Все созависимые имеют общую суть, все они похожи. Но, в то же время привычные роли созависимых могут поверхностно настолько сильно различаться, что человеку без знаний о созависимости будет трудно провести параллель.

Женщина-жертва

Муж Ларисы становился невыносимым, когда напивался. Он имел обыкновение начинать «капать на мозги», когда выпьет. Становился злым и придирчивым. Жена старалась его не злить, молча сносила все его придирки и нападки. И детей учила, чтобы не провоцировали отца.

Когда муж трезвел, вроде, как можно было даже жить. Ни о каком счастье, конечно речи не шло. После пьяных проповедей от мужа еще долго осадок оставался. Дети с мужем тоже старались лишний раз не контактировать, только по делу.

«Деньги приносит, у детей есть отец, все так живут»

- убеждала себя Лариса.

Вот только пить муж стал чаще, его пьяные нападки стали еще злее. Причем причины для вспышек гнева всегда были, прямо скажем, притянутыми за уши. То Лариса суп перегрела, то посмотрела не так, то не ту рубашку погладила.

А потом вспоминались все Ларисины грехи за предыдущие годы. Дети вообще, как-будто созданы для того, чтобы провоцировать вспыльчивого склочного человека. Они шумные, шалят, портят вещи, говорят глупости, требуют много внимания. В глазах мужа Ларисы, дети были просто невыносимыми, неблагодарными созданиями, отравляющими всю жизнь взрослым.

Лариса может и хотела бы постоять за детей, как-то оградить их от пьяного бреда отца. Но она не ощущала сил на это. Все, что она могла — утешать их после.

«Такой характер у вашего отца, ничего тут не сделаешь. Я тоже от него выслушиваю и терплю».

У Ларисы было несколько подруг, которым она с мазохистическим удовольствием потом рассказывала, какие у мужа были претензии в этот раз. Они поддакивали Ларисе, вздыхали о ее несчастливой судьбе. Лариса приободрялась. Чем больше ей говорили, что она несчастная женщина с невероятным терпением, тем большее наслаждение испытывала Лариса.

Разговор всегда оканчивался одним и тем же:

-Бросай его, разводись, Ларис.

Она оправдываясь:

А куда я с детьми?

Правда был и такой момент, когда одна из подруг была занята своими проблемами и вдруг почему-то со злостью спросила:

-А может тебе просто нравится быть несчастной?

Лариса оскорбилась и больше с этой женщиной не общалась. Она убеждала себя что эта нахалка просто бездушное чудовище, не умеет сопереживать. Но где-то в глубине души она понимала, что подруга права. И это было очень неприятное чувство.

Как-будто, кто-то взял да и вскрыл грандиозный обман Ларисы. Прежде всего самой себе она не хотела признаваться, что такая жизнь — ее ежедневный выбор.

Лариса была типичной женщиной-жертвой. Она отдала мужу всю ответственность за свои эмоции и комфорт, страдала от этого, но за то питалась вниманием и сочувствием окружающих без особых усилий.

Признаки великомученицы:

  • жертва уверенна, что ее жизнь и она сама безнадежны. Исправить ничего нельзя, не стоит и пытаться. Остается только тяжко вздыхать.
  • жертва не стремится решить проблемы, о которых постоянно говорит. Поэтому советы и предложения по решению проблем чаще всего отвергаются. А порой воспринимаются как безумные идеи или даже оскорбления.
  • жертва могла бы избежать огромной доли своих обид и проблем, если бы просто позволила себе иметь голос, занимать место в пространстве, заботиться о своих потребностях. Но это означало бы открытые конфликты и перемены, необходимость действовать. А их жертва пытается избегать. Ей удобнее жить в хроническом вялотекущем скрытом конфликте.
  • если в распоряжении жертвы оказываются другие люди, она и их старается сделать жертвами. Дети жертвы, вероятнее всего, сами будут жертвами.
  • Однако жертва обладает способностью провоцировать других людей занимать свободные роли треугольника Карпмана. Детям очень сложно этому противиться, так что дети становятся спасателями дорогого родителя, или же его преследователями, сами того не желая. С жертвой возможно сохранять контакт, только находясь в других ролях треугольника Карпмана. Так что детям приходится занимать эти роли, потому что контакт с родителем жизненно необходим детской психике.
  • хотя поведение жертвы нацелено на то, чтобы жертва хотя бы благодаря жалости окружающих все же получила внимание, любовь и заботу, в конце концов эта стратегия дает сбой. Никто не хочет быть вечно ответственным за счастье несчастливого человека. Так что жертва по итогу провоцирует людей на то, чего боится - оставить ее в одиночестве, перестать кормить ее вниманием и ресурсами.
  • на зависимых жертва действует как утяжелитель. У зависимого много собственных тяжелых чувств, с которыми он пытается справиться с помощью алкоголя. А тут еще и жертва перекладывает на него ответственность за свои тяжелые чувства. Границ в отношениях с жертвой нет, так что разобраться в том, где чьи чувства и здоровому мозгу трудно. Зависимый мозг с этим плохо справляется и просто ищет утешения в веществе.
  • длительное пребывание в роли жертвы чревато серьезными проблемами со здоровьем и одиночеством. Такова плата за ощущение собственной святости, дешевого превосходства над зависимым человеком.

Вечно больная

Архи-жертва — это жертва с какой-то тяжелой болезнью. Болезнь может быть реальной, а может быть мнимой. Болезнь может быть психосоматической, выросшей из бесконечных тяжелых переживаний. Болезнь может быть запущенной благодаря длительному равнодушию к своему здоровью. А также может быть имитированной.

Главное, что болезнь как будто дает жертве еще больше права быть несчастной и делает ее еще более святой. Благодаря болезни жертва может манипулировать людьми успешнее. Мало кто может отказать больному человеку, даже, если тот уже явно капризничает. Это ведь больной человек, ему живется трудно. А нам, здоровым, надо быть милосерднее.

Пример:

Мать алкоголика долгое время уделяла все свое внимание проблемам зависимого сына. А потом дал о себе знать артрит. Вместо того, чтобы заниматься лечением болезни, женщина продолжала попытки спасать и контролировать взрослого сына.

Артрит усиливал ее аргументы и обоснования ее действий в ее собственных глазах. На сына они действовали все меньше, он пил все сильнее.

В конечном итоге артрит перешел в хронический. Женщина мучилась ночами от невыносимых болей. И если раньше жертва была одной из возможных ролей для нее, то теперь она практически не входила в другие роли.

Постепенно женщине удалось внушить сыну, что именно он виноват в том, что она дошла до такого состояния. И если он бывал трезв, то с тоской выполнял прихоти больной матери.

Но когда бывал пьян, становился агрессивным и несчастный вид матери только провоцировал его на вспышки ярости. Сын теперь бывал трезвый еще реже, чем раньше.

Для тяжело больных характерны следующие признаки:

  • болезнь используется, как обоснование для жертвенного поведения. Жертвам часто указывают на прореху в их логике. «Что мешает тебе решить все твои проблемы?» - спрашивают жертву. А благодаря болезни этот пробел восполняется. Болезнь мешает жертве решить все ее проблемы.
  • жертвы часто сами доходят до болезней благодаря эмоциональной атмосфере, которую создают вокруг себя. А также благодаря практически отсутствующей мотивации следить за своим здоровьем, лечиться вовремя.
  • жертвы могут и не иметь никакой реальной болезни, но убеждать других в ее существовании, чтобы управлять ими.
  • жертвы могут свято верить в существование своей болезни и сами.
  • болезнь является убежищем от невыносимости жизни. Когда что-то болит, можно не думать ни о каких проблемах. Некоторые люди действительно могут отдыхать от своих мыслей только благодаря боли.
  • больная жертва может делать вид, что она мужественно борется с болезнью. Но в разговорах между строк все равно будет внушать мысль о том, что она несчастная и больная. Ее несчастье и болезнь будут отражаться на ее лице. Маска сильной личности будет вызывать у окружающих больше желания помогать.
  • если предложить жертве кардинальное лечение, которое может значительно улучшить ситуацию, велика вероятность, что жертва откажется от него. Ведь тогда в ее логике появится прореха.
  • болезни жертвы могут сменять друг друга именно для того, чтобы удобная роль могла сохраниться.

Как мы видим помимо традиционных ролей треугольника Карпмана, существуют ещё и персональные лики созависимых паттернов. Я бы охарактеризовал их, как сформировавшиеся и устойчивые состояния человека. И в перспективе они переходят в некий стиль жизни.

Если вам понадобится помощь. обращайтесь к автору этой статьи.
Подборка статей по созависимости.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ