- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Созависимость и её классический треугольник Кармана включающий три деструктивные роли: Спасатель, Преследователь, Жертва.
И так, контролёр на примере с зависимым в семье и попытками всё держать в фокусе:
Это не строгий родитель намаялся с непутевым подростком. Это один взрослый человек устроил допрос другому взрослому человеку. А то и допрос с обыском.
Все потому, что один из них — созависимый, а второй — зависимый.
Типичная реакция в ответ на такой контроль у любого человека — злость.
А у зависимого — еще и желание придумать способ обыграть преследователя и употребить снова, придумав очередную хитрость.
Контролеры или преследователи — не обязательно созависимые. Они живут и в мире здоровых людей.
Контролера легко узнать, в быту их часто называют Достоевскими, потому что они всех достают своей моралью. Или грузовиками, потому что они всех грузят тем, как правильно, а как неправильно.
И да, преследователи действительно — очень тяжелые люди. Они могут одаривать плодами своего божественного всезнания не только зависимых, но и всех, кто просто оказывается рядом.
Если спасатель — это недолюбленный ребенок, маленький солдат из авторитарной семьи, то с контролерами другая история.
Им любви в семье, как раз хватало. Ее даже было с переизбытком. А к любви прилагался: тотальный контроль, гиперопека, повышенная тревожность за ненаглядное чадо.
Выросший из такого ребенка взрослый - любое несогласие воспринимает, как атаку на свое эго. В любом несогласии ему чудится родительский контроль, любовь, которой было так много, что она мутировала в удушающую агрессию.
Контролер вкусил сладость своей свободы, и она показалась ему такой приятной, что он решил внутри себя, что теперь будет отбирать свободу у всех вокруг.
Теперь он — главный. Теперь он лучше всех все знает.
Когда контролер встречается с зависимым, он становится преследователем. Эти двое составляют крайне увлеченную игрой парочку.
И чем больше преследователь контролирует зависимого и ограничивает его, тем больше зависимый изобретает способы его обмануть и употребить. Это для него теперь способ мстить за свое бессилие и никчемность. Это теперь дело чести — найти такой способ. Он может сам и не хотел употреблять. Но в нем кипит такая злость, что теперь ему придется сделать это.
Преследователем движет страх и тревога, замаскированные под злость.
Он полностью живет в будущем, стараясь просчитать всевозможные варианты контроля.
Доходит до абсурда:
Преследователь обыскивает карманы зависимого и находит таблетку. Зависимый клянется, что это аспирин. Но контролер ему не верит, осыпает руганью. Зависимый делает на зло, берет себе совершенно другие таблетки, хотя с утра еще даже не планировал. Эти таблетки уже предназначены для другого, они снимают душевную боль и дарят эйфорию.
Если спасатель автоматически во всем происходящем винит себя, то преследователь вообще не способен к самокритике. У него всегда и во всем виноваты исключительно другие.
Самый большой грех преследователя — гордыня.
Он на тысячу процентов уверен, что умнее всех. И раз так, имеет полное право учить всех, кого видит, как жить. Даже если те не спрашивали.
Если бы у преследователя был садовый участок, то он оставил бы его и без спроса залез к соседу, взял его за грудки и начал бы отчитывать того за то, как неправильно тот следит за своим участком. Кто же так сажает? Кто так пропалывает? Кто так поливает?
Но на этом бы дело не кончилось. Преследователь заставил бы соседа сделать так, как сам считает правильным.
И если здоровый человек может впервые мгновения и растеряется от такой наглости, но потом все же вытолкает захватчика вон, то зависимые наоборот провоцируют усиление контроля.
Зависимый говорит жене:
Мы сейчас пойдем в гости, ты следи, чтобы я больше трех рюмок не пил.
Он еще верит в свои силы. Но выпив три рюмки, понимает, что погорячился. Он отходит с другом на кухню и там пьет алкоголь уже из кружки, запивая водой из-под крана. И возвращается к жене совершенно захмелевший.
А та говорит ему:
«Смотри-ка, тебе и трех рюмок хватило, вон ты какой уже хороший!»
Преследователю невероятно трудно признать, что он может чего-то не знать и не понимать. Но именно это надо сделать, чтобы получить доступ к более здоровой роли — роли "сотрудника".
Только признав, что он не самый умный, что он чего-то может не знать и не понимать, что другие люди достойны уважения, даже, если ошибаются, преследователь может перейти в роль "сотрудника".
И соседи могут поступать на своем участке так, как только их душе угодно. Даже, если это выглядит, как чистое безумие. Что ж, даже безумные имеют право на выбор и на уважение.
Однако, безумным соседям может понадобиться помощь такого ценного сотрудника. И тогда они постучатся в калитку и попросят о переговорах.
Сотрудник в отличие от преследователя, способен заключать с другими договор о том, как он может им помочь, и при каких условиях.
Когда зависимый берет кредит с неподъемным платежом, контролер подробно ему рассказывает, какой он дурак, и как надо было слушать его. А затем выдает зависимому целый список пунктов, которые должны помочь этот кредит выплатить. И еще будет зорко следить за тем, чтобы пункты в точности выполнялись.
А также:
Забирайте себе в копилку - понимание о преследователе. И помните! Контроль всегда деструктивен! Всегда! В нем нет экологии, свободы, и абсолютно нет результата.
Взращивайте своего сотрудника - пытаясь тем самым выздоравливать от созависимости.
Если вам понадобится помощь, обращайтесь к автору этой статьи.
На эту тему: Созависимость. Контролирующее поведение - петля на шее. Алгоритм выхода.
Подборка статей: Теория по созависимости. Влияние на зависимого. Алгоритмы выхода.