- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Когда зависимый возвращается из реабилитационного центра, близкие тревожатся. В центре он был окружён специалистами, занимался работой над собой. А тут он выходит «на волю», где полно соблазнов и опасностей для зависимых людей.
В такой ситуации есть рекомендации и для самого зависимого и для его близких. И, если взять из них самую суть, она будет звучать так:
Никак не надо помогать зависимому адаптироваться. Надо отойти, дать ему пространство и позволить адаптироваться самому.
Что входит в ряд рекомендаций для близких зависимого, вышедшего из центра реабилитации?
Своим клиентам я помогаю составить договор, тут многое зависит от социальных деталей семьи. И всё же, есть общие правила, которых необходимо придерживаться.
Составление и закрепление договора рекомендовано делать ритуально общим, чтобы все, кто проживает вместе с зависимым, имели отношение к выздоравливающему процессу.
Это звучит абсурдно для тех, кто не работал ещё со своей созависимостью.
Кажется:
Но в этом и заключается суть созависимости, которая создаёт, провоцирует и поддерживает зависимость. Чем больше созависимый пытается помочь зависимому, тем сильнее, страшнее и крепче его зависимость.
Поэтому первая и самая главная рекомендация для близких - сфокусироваться на себе, своих делах и проблемах. А их у созависимых на самом деле не меньше, чем у зависимых.
Не просто так созависимым настоятельно рекомендуется пройти свою 12-шаговую программу. Созависимость это болезнь, характерная деструктивным отношением созависимых не только к близким, но и к самим себе.
Спасая зависимого, созависимые часто забывают о своей жизни начисто. Страдает здоровье, работа, хобби, дружеские связи.
Созависимые строят жизнь вокруг зависимого. И когда зависимый проходит реабилитацию, он выходит из этой каменной крепости, которую возвел вокруг него созависимый.
У созависимого остаётся зияющая пустота, всплывают на поверхность все мучительные чувства, которых они и избегали при помощи спасательства. Поэтому у созависимых очень много задач на этот период. Буквально нужно жить под девизом «со своими бы бедами разобраться, не то, что другому помогать».
Зависимость заставляет человека вести себя крайне деструктивно, непорядочно, неприемлемо и непредсказуемо. Страх близких зависимого вполне понятен. Ещё недавно рядом с ними был не человек, а просто пороховая бочка.
И самое сложное - как раз принять, что после реабилитации зависимый сильно изменился, стал другим. Теперь ему не просто можно доверять. Ему обязательно нужно доверять. В чем бы то ни было - будь то деньги, решения вопросов, жизненные выборы.
До реабилитации зависимый находится в состоянии ребенка. Причем ребенка капризного, избалованного, совершенно неадаптированного к жизни. Он мучается сам и мучает всех вокруг.
Потом он проходит реабилитацию и там специалисты помогают ему буквально вырасти. После реабилитации зависимый входит в состояние взрослого человека.
Часто созависимым так и не удается начать доверять зависимому. Они пытаются контролировать его, как и раньше. И если реабилитация прошла хорошо, человек хорошо проработан, это вызывает раздражение и даже агрессию. И это абсолютно естественно.
Представим человека, в доме которого много лет жили какие-то чужаки, вредили ему и вели себя ужасно. Их наконец удалось выгнать, а теперь они пытаются вернуться обратно и продолжить вредить. Захочется ли их пускать? Ни одному человеку не захочется.
Тоже самое и с человеком, который впервые ощутил власть над самим собой и своей жизнью. Конечно можно сказать, что метафора очень странная - созависимые ведь всего лишь пытались помочь. Но негативное воздействие созависимости, как раз и сравнимо с настоящим грабежом и разбоем, и это тоже необходимо понимать и признавать, как бы ни было больно и неприятно.
Мыслимо ли, чтобы подчинённый пришел к генеральному директору и начал раздавать указания по управлению корпорацией? Нет.
Мыслимо ли, чтобы директор чужой корпорации пытался научить нашего директора, как ему управлять своей корпорацией? Нет.
Между ними могут быть какие-то совещания и переговоры. Но каждый из них занимается своими управленческими делами.
И в ситуации, когда зависимый возвращается из реабилитационного центра, то же самое. Отныне зависимый - генеральный директор своей жизни.
Раньше созависимый занимал более высокую позицию по отношению к нему, диктовал правила, давал указания, настаивал на своем. Теперь все это противопоказано, потому что это верная дорога к срыву.
Всё, что можно - только уважительно и корректно предлагать свои идеи, варианты, советы или помощь (хотя с помощью надо быть крайне аккуратным, потому что это рискованно - старые модели снова могут начать свою работу).
Если зависимый отказывается от всего этого - не стоит настаивать.
Правильнее оставить его в покое.
Для зависимых обычная история - впадать в уныние, растерянность, депрессивные состояния после лечения. Это нормально. Просто пока они употребляли, они не ощущали душевной боли, но это не значит, что ее не было.
И сейчас все чувства, которые копились много лет, обрушиваются на него. А алкоголя или наркотиков, как костыля больше нет. Да, есть другие инструменты помощи себе, но к ним ещё нужно привыкнуть. И для их использования надо прилагать усилия, а алкоголь или наркотики этого не требовали.
Конечно же человек впадает в уныние, какое-то время будет просто приходить в себя. И лучшее, что можно сделать - позволить ему быть несчастным и расстроенным. Только так это и проходит - если просто позволять чувствам быть.
Если искусственно пытаться убрать их, это опять же, ведёт к срыву. Не естественно для живого человека всегда быть довольным и счастливым. Грустить, унывать и печалиться - просто такая же часть жизни, как смех и радость.
Все эти вещи потому и принадлежат другому человеку, что он должен разбираться с ними сам. Если зависимый - сын целой династии стоматологов и не хочет быть стоматологом - это его полное право. И это касается абсолютно всех моментов его жизни.
Созависимым очень сложно перебороть свою гордыню и признать то, что, какие-то другие люди могут больше знать и могут лучше справляться с их проблемами. Для созависимого настоящий подвиг довериться специалистам и положиться на них. И этот подвиг надо совершить.
Больше того, буквально каждый шаг будет сопровождаться внутренним сопротивлением - созависимая часть личности не захочет сдавать позиции так легко, она будет делать все, чтобы саботировать лечение, вызвать у зависимого срыв и вернуться к старому образу жизни. И нужно быть отчаянно смелым человеком, чтобы не смотря на всё это - идти вперёд.
Лучший вариант, чтобы разорвать ассоциативные связи, снизить количество триггеров в жизни зависимого - полностью поменять место жительства, образ жизни, круг знакомых. Это может быть переезд в другой город, или в новый район.
Но если такой возможности нет - можно заняться просто обновлением обстановки. Но важно помнить - ремонт в комнате или даже переезд - это не основной секрет успеха. Это всего лишь вспомогательная мера.
Основная работа заключается все же в терапии созависимости.
Тут важно разобраться: действительно он не справляется, или это созависимость уже готовит саботаж пытается вызвать срыв?
Чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к специалистам, проводившим реабилитацию. В идеале после качественной реабилитации человек начнет справляться со всем, с чем раньше не справлялся. Да, не сразу. Но начнет.
Другой вопрос, если человек прошел реабилитацию очень поверхностно. Например, если его туда отправили насильно, а сам он до желания побороть зависимость в своем сердце так и не дошел.
Он мог старательно делать все, чтобы его просто «отпустили и отстали», но в ядре своем остаться зависимым. Тогда нужно искать другой центр и продолжать работу. Также необходимо продолжать работу над своей созависимостью.
Такое может быть и в том случае, если созависимые раньше срока забирают близкого из реабилитационного центра. Это может происходить по объективным причинам, а может быть и абсолютно необоснованно.
Важно, что формирование взрослой части личности у зависимого не закончено. А значит, он все ещё тот же капризный избалованный ребенок, который мучается сам и мучает других. И ему необходимо завершить лечение.
Если вам понадобиться помощь, обращайтесь к автору этой статьи.
Детализированный алгоритм выздоровления для созависимых:
Созависимость: выздоровление. Отделение от болезни зависимого (ч.1)
Созависимость: выздоровление. Отделение от болезни зависимого (ч.2)
Созависимость: выздоровление. Отделение от болезни зависимого (ч.3)
Созависимость: выздоровление. Отделение от болезни зависимого (ч.4)
Полный кейс: Освобождение от созависимости