- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В предыдущей публикации мы разбирали,
какие последствия для взрослых вызывает гиперопекающее поведение родителей в детстве.
Напомним, что гиперопека – это такая модель поведения родителей (чаще матери), при которой дети окружаются навязчивой заботой, повышенным вниманием, контролем, защитой от любых опасностей как настоящих, так и мнимых. Пассивные, не имеющие своих желаний и воли, избалованные и страдающие от «выученной беспомощности» взрослые дети гиперопекающих родителей представляют удручающее зрелище.
Сегодня мы продолжим эту тему и познакомимся с еще одним сценарием развития событий.
Поговорим о взрослеющих детях, которые сопротивляются любому проявлению родительской заботы - они уходят в глухую оборону, пытаясь оградить себя от навязчивой гиперопеки. Тогда противостояние и отстаивание права на свою автономность превращается в смысл жизни, и в отношениях родителя и ребенка повисает напряжение, глухое сопротивление, которое порой скрывает жгучую ненависть.
При гиперопекающих и слишком контролирующих отношениях воля ребенка как будто подменяется волей гиперопекающего взрослого. Мать все время как бы предупреждает все действия и желания ребенка. Она по поводу и без повода дает ему указания.
«Что сидишь? Бери ешь» - как будто сам ребенок ни на что не способен. Даже начать есть самостоятельно. Когда с ребенком так обходятся, он себя действительно чувствует себя очень тягостно, как будто ничего не может сам без матери.
Это называется проективной идентификацией. Когда мы принимаем на себя то, что чувствует и думает о нас другой человек, когда он навязывает нам свое собственное представление о нас. И придраться вроде не к чему. Ведь тебя любят, о тебе заботятся, «я же чтоб тебе же лучше было». Поэтому такие взаимодействия тонко и незаметно опутывают нас своей липкой паутиной и заставляют быть покладистыми – до поры, до времени. Когда у ребенка появляется воля к отдельности, автономности, то в отношениях матери и ребенка (чаще это подростковый возраст) разворачивается настоящая холодная война, молчаливое противостояние.
Во многих случаях именно так развиваются отношения с матерями у подростков с анорексией. Тогда еда становится полем боя, где разворачиваются настоящие баталии.
Очень неприятно бывает наблюдать такие «насильственные» сцены:
Мать с девочкой лет 12-ти в гостях за столом с деловитым видом командует: «Ешь салат, что ты сидишь, ничего не ешь!». Девочка вроде бы и собиралась поесть, и не только салат, но после команды матери она мотает головой и угрюмо говорит: «Не хочу!». «Ешь, тебе говорят!», - мать повышает голос. Вечер испорчен, девочка теперь из принципа ни к чему не притронется.
Матиас Хирш пишет о подобной ситуации:
Это несчастье мальчика, который должен отказаться от пирога в день рождения тети, потому что мать заставляет его съесть пирог и пытается лишить его воли.
В предыдущей статье я писала о потакающей гиперопеке, когда ребенка обожают и восхваляют его в любой ситуации. Здесь мы говорим о гиперопеке, которая является доминирующей, при таком виде гиперопеки родитель реализуется за счет ребенка. Благодаря тому, что отнимает у ребенка его волю и желания, родитель проживает жизнь ребенка, а ребенок каждый свой шаг сверяет с родительской волей.
Итак, мы выяснили, что гиперопека – это нездоровое поведение родителей по отношению к своим детям. Она ведет к тому, что дети не могут стать взрослыми, самостоятельными, зрелыми людьми.
Они вырастают либо инфантильными, робкими, зависимыми, нуждающимися в постоянном руководстве, либо, наоборот, протестующими и слишком щепетильно относящимися к своей независимости людьми. Причем в последнем случае взрослые дети ИЗБЕГАЮТ общения со своими родителями.
Чтобы исправить излишне опекающее поведение по отношению к ребенку, необходимо:
Любить своего ребенка - это нормально, но проживать за него жизнь, лишая его права на автономность – это патология, которая приводит к калечащим детей последствиям.