- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
При разговоре с жертвой всегда возникает чувство, что вас обдурили, прокатили на сломанной качели и вернули туда, где разговор начался.
Если жертве удалось сделать из вас слушателя, вы попытались хоть как-то поддержать ее, то вы обнаружите, что жертве ваша поддержка была не нужна. Ей нужно было, чтобы вы согласились с тем, что она несчастная. И святая.
Диалог с типичной жертвой:
-Он все пьет и пьет, он уже все из дома вынес.
Я не знаю как мне быть. Я в таком отчаянии.
-Зачем же ты живешь с ним?
-А куда же я пойду? С тремя-то детьми?
-Ну хоть комнату снять можно на первое время, это же не жизнь!
-Я не знаю, как я одна. А так, хоть какие-то деньги приносит...
Кажется, что жертва — самая проигрышная роль треугольника Карпмана. Она свято верит, что жизнь невыносима, сделать с этим ничего нельзя, даже пытаться не стоит.
Жертвы в итоге остаются в полном одиночестве. Никто не хочет постоянно смотреть на несчастное лицо жертвы. Никто не хочет слушать бесконечные жалобы.
Если жертву пригласят в гости, она будет весь вечер сидеть с таким выражением лица, что испортит праздник всем. Жертва и сама это знает. Когда ее приглашают, она говорит:
«Ну зачем я приду и буду портить всем настроение? Ой, нет, я не приду».
И тут можно уговаривать ее, и тогда она придет, и правда будет портить праздник всем. Или согласиться с ней, попутно слегка отравившись ее виной и стыдом:
«Она права конечно, но соглашаться с ней как-то не по-людски».
Жертвы плодят новых жертв.
Жертвы часто и тяжело болеют. Их депрессивные эмоции подтачивают их здоровье. Начинается все с простой слабости, потом идут болезни средней тяжести, потом хронические и тяжелые, различная психосоматика, доходит и до онкологии.
Жертвы своим поведением не только провоцируют у многих людей агрессию в свою сторону. Они еще и буквально притягивают агрессоров и преследователей. Жертва вообще словно бы живет так, чтобы еще и еще убеждаться в том, что мир — ужасное место, а люди в нем — голодные волки.
У жертвы всегда есть как минимум три вторичные выгоды:
1. Получить ресурс. Жертва придет на работу и скажет:
«А мой опять напился и всю ночь буянил».
Ее пожалеют, конечно. Скажут:
«Вот козел, как ты только терпишь его? Ну посиди, чаю вот попей. Потом поработаешь. А если хочешь — иди домой пораньше?»
2. Жертва подпитывает свои жизненные силы жалостью других людей. Для нее это способ получить признание и внимание. При этом не надо прилагать особых усилий для этого.
Сама по себе жертва может быть совершенно бледной личностью, но уж на фоне ее угнетателя - это такие мелочи! Пусть бледная, а он все равно такой сякой!
3. Манипуляция с целью получить выгоду. Жертва к тому же обладает удивительной способностью манипулировать другими не сверху, как преследователь, а снизу.
Она вроде бы ничего и не делает, но вид у нее такой уж несчастный, что сердце рвется. И ни один живой человек не может отказать ей в том, что ей нужно, если у него не каменное сердце.
Вокруг жертвы всегда есть спасатели, руками которых делаются дела жертвы. Ей самой даже не нужно прилагать усилий. А если, что-то пойдет не так, так это ошибка спасателей. Сама жертва тут ни при чем.
Казалось бы, нет человека несчастнее и нет человека более жалкого. И в то же время этот человек лучше, прекраснее и чище всех остальных людей на земле. По его собственному мнению, конечно же.
Правда, жертва редко говорит об этом открыто. Да и самой себе она в этом почти никогда не признается.
У ребенка на подкорке записалось:
тебя будут видеть и любить, только, если ты будешь несчастным.
«Зачем смеешься? Не вертись. Не кричи. Мало ли чего ты хочешь? Вырастешь и будешь хотеть, а сейчас бери, что дают.
Не общайся с этими хулиганами, они на тебя плохо влияют».
«И зачем только ты полез? Не умеешь - не берись!»
Когда жертва встречается с зависимым человеком, она очень легко и просто сдает свои позиции. Это даже не угодничество, как у спасателя. Это просто молчаливая капитуляция, когда зависимый начинает пробовать на прочность границы дозволенного.
Простой пример:
-Он забирает у меня все деньги!
-Силой что ли?
-Ну нет. А как я ему не отдам их, когда он говорит:
«Отдай! Я знаю, что у тебя есть!»
Когда у жертвы появляются силы сказать первое робкое "нет", обычно ситуация дошла уже до такой стадии, когда надо кричать, драться, бежать.
При этом жертва всем вокруг транслирует вину и стыд, невыносимую тяжесть жизни. А зависимый не может справиться даже со своими чувствами. Когда его еще нагружают этой безнадегой извне, ему ничего не остается, кроме, как употреблять сильнее. При этом он будет раздражаться на жертву, что она давит на него своим несчастным видом и поведением. Чем только еще больше даст ей поводов так себя вести.
Спасатели и преследователи — личности ресурсные и сильные, способны тащить не только свой крест, но и парочку чужих за одно.
Однако рано или поздно у многих спасателей и преследователей силы заканчиваются. Наступает бессилие. Они сами становятся жертвами.
Например, первый шаг 12-ти шаговой программы для созависимых так и звучит:
«Мы признали собственное бессилие перед нашей болезнью».
А также жертва является ключевой ролью для перехода к здоровому треугольнику любви и сотрудничества.
Созависимый человек не может без подготовки стать ни помощником, ни сотрудником.
Чтобы пройти необходимую подготовку, он сначала должен стать ответственным и деятельным. А чтобы стать ответственным и деятельным, он сначала должен научиться этому. То есть стать учеником.
Ни спасатель, ни преследователь не способны быть в роли ученика и перенимать новые исцеляющие установки и модели. Только жертва способна на это благодаря тому, что признает свое бессилие.
При том жертвы из спасателей и преследователей получаются разные:
И выходы из этой роли у первой будут через злость, у второй через самокритику.
Жертва — это человек, скачущей на бешеной лошади и бросивший поводья.
Лошадь унесла его в болотные топи, увязла сама и его тянет за собой. А перед этим ветки били человека по лицу, колючие кусты разодрали одежду и исцарапали его кожу.
И он при этом говорит:
«Лошадь принесла меня сюда. Что ж, видимо, тут и помру».
Жертва
Ответственный и деятельный
Ответственный и деятельный — это человек, обнаруживший себя верхом на бешеной лошади, несущейся через лес в болотные топи. И этот человек понимает, что не может сделать лошадь более разумной, но может слезть с нее.
И с этого момента, если уж он остался в седле — то это его выбор.
Он может попробовать все же найти контакт с лошадью и остановить ее,
а может позволить ей нестись и дальше в болота, но уже без него.
Если вам понадобиться помощь, обращайтесь к автору этой статьи.
Самая большая подборка статей: Освобождение от созависимости