Почему мы цепляемся за свой родовой сценарий

main_img

Далеко не все имеют счастливые семейные или родовые сценарии.
У некоторых счастья и согласия в семье не наблюдалось в течение нескольких поколениях.

Но по каким-то причинам люди настойчиво воспроизводят негативный опыт своих предков, вновь и вновь повторяют ошибки своих родителей, бабушек и дедушек, вновь и вновь делают неправильные выборы партнеров и вступают в деструктивные отношения, попадая в зависимость от тех, кого выбрали.

Люди могут не доверять своим близким и даже активно их не любить, то при этом они реализуют по жизни все те предсказания, прогнозы и предписания, которые их бабушки получали еще от своих мам.

Передача семейного сценария на неосознанном уроне (через психику)

Вряд ли семейные сценарии и психологические травмы передаются на генетическом уровне, скорее всего, дети просто очень чувствительны к состоянию психики своих родителей, и они способны «заражаться» у своих пап и мам их тревогами, страхами, психологическими комплексами и психическими состояниями.

Психика человека – это «огромное хранилище» самого разного опыта, самых разных впечатлений и переживаний. Значительная часть этого опыта передаётся на неосознанном уровне. Родители, не очень осознавая, что делают, передают детям свой и позитивный, и деструктивный опыт, чаще всего не имея возможности его осознания и рефлексии.

Пережив какую-то психическую травму, человек начинает постепенно формировать в себе различные способы ее преодоления, в его психике вырабатываются психологические защиты, часть воспоминаний и переживаний просто вытесняется из сферы сознания и «оперативной памяти».

Чаще всего сценарии и сценарные игры оказываются как раз таким способами преодоления психических травм или способами примирения с необходимостью пребывания в хронических стрессовых ситуациях.

Психологический сценарий – это как бы «долгосрочная программа». Эти сценарии могут быть нацеленными на позитив, например:

  • «вот я вырасту и наконец-то сбегу из этого ада»
  • «придет кто-то добрый и хороший и спасет меня».

Но они могут быть и деструктивными:

  • «я – плохая, поэтому я обречена на то, чтобы мною всегда все помыкали»,
  • «я не очень умный, поэтому моя судьба – быть тише воды и не нарываться на неприятности»,
  • «я вас всех ненавижу, и я буду вам всем мстить».

Сценарные игры – это более «ситуативные программы», они нацелены на преодоление какой-то конкретной ситуации, какой-то локальной проблемы или на избавление от какого-то конкретного переживания: чувства вины и стыда, страха, душевной боли. Мы называем их «играми» по причине того, что для реализации этих стратегий человеку необходимо вступать во взаимодействие с другими людьми. Например, если ребенок видит, что родители любят его брата или сестру больше, чем его, то у него возникает желание доказать, что он лучше других, или наоборот – доказать, что другие не заслуживают любви и признания.

Психологические сценарии и сценарные игры обычно вплетают в свои сюжеты различные болезненные чувства, они могут как бы обслуживать сформировавшиеся в душе человека психологические комплексы. И сценарии, и игры часто работают на подавленной энергии этих чувств и переживаний, и именно они управляют внутренней психической динамикой человека.

Если болезненные психические состояния, психологические комплексы и подавленные эмоции можно рассматривать как «очаги напряжения», имеющиеся в психике человека, то сценарные игры и жизненные сценарии работают на формирование разных способов внутренней мобилизации человека.

Во взаимодействии с детьми родители очень часто «обучают» их тем сценарным играм, которым они сами оказались подвержены. Часто в этих играх идет смена ролей. Например, женщина, будучи ребенком, выступала в качестве «громоотвода» для разрядки гнева и недовольства жизнью от своей матери - а став сама мамой, начинает играть роль гневного тирана по отношению к своим детям. Ну а дети, освоив правила этого взаимодействия, невольно могут воспроизводить освоенный опыт при воспитании своего потомства.

Получается, что на психологическом уровне сама наша психика (а вернее – хранящиеся в ней «вирусные программы») генерирует и воспроизводит наши родовые сценарии. Родители, не осознавая этого, передают детям те устойчивые болезненные состояния, которые сформировались в их душе под воздействием перенесенных ими психических травм. Они «обучают» детей тем стратегиям преодоления, сценарным играм и психологическим защитам, которые когда-то освоили сами, спасая себя от страхов, болезненных чувств и душевной боли.

Передача семейного сценария на уровне транслируемой картины мира (через сознание)

Стоит отметить, что семейные сценарии передаются не только на уровне психики человека, но и в пространстве его сознания. Как бы парадоксально это ни звучало, но можно сказать, что мы часто не осознаем того, какие сюрпризы нам преподносит наше же сознание.

В зависимости от того, как структурировано наше сознание, и на чем оно сфокусировано, мы видим в окружающем нас мире те или иные вещи, замечаем те или иные события, обращаем внимание на тех или иных персонажей. Так маленькие дети, оказавшись на детской площадке, могут быстро замечать малышей их возраста, а молодые люди в идущей по городу толпе цепляются взглядом за тех девушек, которые им нравятся, не замечая всей остальной публики.

По каким-то не всегда сходу выявляемым причинам девушки выбирают из всех молодых людей тех, кто является «мужчиной их типажа», даже если именно с такими мужчинами у них обычно образуются болезненные отношения.

Можно сказать, что наше сознание – это такой «орган», который позволяет разуму сфокусировать свое внимание на каких-то определенных сущностях и событиях, оставляя все остальное в слепой зоне.

На формирование структуры нашего сознания и его фокусировку большое влияние оказывают те установки и принципы, которые когда-то были нами освоены или вменены нам кем-то другим, чаще всего родителями.

Очень часто, разбираясь в причинах того, почему человек вечно живет на грани бедности и никак не может выйти на достойный уровень доходов, выясняется, что в детстве он получал от родителей примерно такие послания и установки:

  • От трудов праведных не построишь палат каменных.
  • Мы бедные – но честные.
  • У нас мало денег, зато мы крепко и спокойно спим.

Иногда родители из самых добрых побуждений могут загонять ребенка в плен того образа жизни, который оказался доступен им самим. Например, заявляя:

  • Всяк сверчок знай свой шесток.
  • Где родился, там и пригодился.

В некоторых случаях родители транслируют детям определенную картину мира, которая крепко застревает в их сознании:

  • В этом мире честные люди всегда страдают.
  • С волками жить по волчьи выть.
  • В этом мире никому доверять нельзя.

Сколько женщин не могли выстроить свою личную жизнь, потому что в их детстве и юности постоянно слышали от своих бабушек или мам такие слова:

  • В этом мире ты никому не нужна, кроме меня или кроме своих родителей.
  • Мужикам от тебя только одно нужно.…
  • Девушка должна быть скромной и гордой.

Передавая ребенку определенную картину мира, родители тем самым определяют и место ребенка в этом мире. Кто-то видит себя среди успешных людей и победителей, кто-то считает, что ему судьба определила роль неудачника или горького труженика.

Если ребенок с детства слышит, что в этой жизни «нужно трудиться и работать», а «работа – это не развлечение, а тяжелый труд и испытание», что, работая, человек должен уставать и страдать, то этот ребенок начинает вести именно такой образ жизни.

Отдельно стоит выделить те прогнозы, предсказания и «бытовые проклятия», которые дети могут слышать от своих родителей и ближайшего окружения, и которые очень жестко форматируют их сознание. Самооценка человека формируется под воздействием той картины мира, которая сформировалась в его сознании, и под воздействием представлений о том, какую роль ему отвела судьба в этом мире. То есть самооценка человека зависит от того, как структурировано и на чем сфокусировано его сознание.

Наверное, можно составить словарь типовых родительских проклятий и предсказаний, которые обычно портят жизнь их детям и заставляют их реализовывать жизнь в логике заложенных в этих проклятиях сценариев.

Вот несколько примеров таких предсказаний и проклятий:

  • Из такого придурка, как ты, ничего путного в жизни не получится.
  • Такую идиотку и неряху никто никогда не возьмет замуж.
  • Как я могла родить такое убожество, как ты.
  • Ты весь в своего отца и вырастешь таким же уродом, как он.
  • Своим появлением на свет ты испортил всю мою жизнь, лучше бы тебя не было.
  • Ты такая же, как твоя мать, вырастешь потаскухой и закончишь жизнь на панели.

Как люди избавляются от своих сценариев

Сценарий – это тот образ жизни, который человек реализует во внешнем мире, это тот стиль общения и та логика взаимодействий с другими людьми, которые оказываются ему доступны. Поэтому работа по избавлению от деструктивного сценария или его корректировка всегда предполагает работу с сознанием человека и ориентирована на «перевооружение» его разума.

Но в тоже время приходится учитывать обстоятельство, что на состояние сознания человека, на его структуру и фокусировку очень большое влияние оказывает то, что творится внутри психики человека. Происходящее в психике приводит к изменению состояния его сознания, иногда эти изменения можно назвать «измененными состояниями сознания» или трансами.

Так, если из глубин психики человека на поверхность сознания прорываются какие-то ранее подавляемые им чувства и переживания, то, овладев его сознанием, они могут приводить к эффекту «эмоционального опьянения»: опьянения чувством вины, гнева или страха. И тогда человек видит весь мир в черно-белых тонах или в сполохах ярких и болезненных эмоций и страхов. Человек старается вытеснить из сферы сознания все, что может выступать триггером для болезненных воспоминаний, но это приводит к появлению «слепых зон» с избеганием очень многих запретных тем, территорий, ситуаций.

Необходимость избегать «опасных зон» и следовать по строго заданным территориям и определенным маршрутам и порождает необходимость придерживаться сюжетов тех сценарных игр, которые дают иллюзию избавления от возможности нарваться на старые травмы. А страх перед родительскими проклятиями и предсказаниями приводит к тому, что люди просто не замечают других возможностей организации своей жизни, они оказываются как бы ослепленными этими страхами и летят на них, как мотыльки на огонь.

Работа по избавлению от деструктивных сценариев и сценарных игр ведется как на уровне сознания, путем разоблачения родительских проклятий, так и на уровне психики. На уровне психики человеку приходится научиться видеть свои травмы и страхи, он как бы приучается к их яркости и боли, и постепенно они тускнеют. А по мере того, как боль стихает, у человека появляется возможность видеть что-то помимо своей боли и того, что вызывает в нем болезненные чувства.

Многие психологи, работающие с психологическими травмами обратившихся к ним людей, замечают, что на метафорическом уровне травму можно сравнить с застрявшей в глубине психики занозой или с болезненным вывихом. Даже действуя предельно осторожно, занозу трудно вытащить из раны, не причинив человеку боль. В некоторых случаях занозы выходят из тела вместе с потоками воспаленных тканей.

Психологические раны иногда очищаются в процессе выхода из глубин психики потоков болезненных переживаний и воспоминаний: страхов, обид, чувства вины и стыда, ярости и злости. Чем глубже были помещены эти переживания и чем дольше они хранились в психике человека, тем больше времени уходит на их выведение наружу.

P. S. В качестве иллюстрации использованы рисунки моей сестры - Горевой Елены

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ