Травма и мозг. История вопроса

main_img

Эта статья написана в продолжение
статьи по материалам лекций о травме в 2020 году
профессора психиатрии Бесселя ван дер Колка, автора книги «Тело помнит все. Какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть».

История изучения психологической травмы

Один из первых ученых, который исследовал эту тему – Чарльз Дарвин. В 1872 году им была написана, книга «Выражение эмоций у человека и животных». Дарвин открыл, что эмоции имеют компонент движения.

  • Страх заставляет отстраняться от опасности.
  • Гнев заставляет хотеть ударить.
  • Беспомощность заставляет чувствовать подавленность и замереть.

Чтобы преодолеть травму, человек должен иметь возможность двигаться, которой у него не было в момент беспомощности. Или, наоборот, человеку постоянно нужно находится в движении, что-то делать, чтобы не чувствовать больше беспомощности.

Дарвин открыл еще одну вещь, которую мы только начинаем понимать сегодня. В нашем теле есть блуждающий нерв, который идет от основания мозга к телу - он контролирует бессознательные функции тела: дыхание, сердечный ритм и так далее.

Когда мы нервничаем, частота сердцебиения меняется.
Основание мозга организует остановку реакции «бей-беги», с помощью которой тело может чувствовать себя в безопасности.

Каждый раз, когда есть эмоция, мы чувствуем ее в своем теле. Дарвин говорил, что травма снова и снова проживается как мучительное физическое ощущение.

Вслед за Дарвином изучением травмы занимались врачи-психиатры Жан-Мартен Шарко, затем Пьер Жане. В конце XIX века у большого количества женщин были симптомы истерии. Изучая эту болезнь, исследователи стали задумываться о роли травмы в жизни.

Жане начал говорить о травме в 1889 году. В его книге «Психический автоматизм» изложен тезис о том, что получившие травму люди продолжают автоматически переживать и действовать так, будто их травма еще происходит. Он впервые заговорил о зацикленности на травме и застревании. При работе с ветеранами войн это было особенно ярко заметно.

Для лечения симптомов Жане использовал гипноз. Гипноз производит ментальное разделение на то, что было тогда, и происходящее сейчас. Люди под гипнозом могут увидеть, что прошлое закончилось. До 1970-80 гг это было предпочтительным методом лечения травм.

Затем Зигмунд Фрейд, который учился у Шарко, заинтересовался исследованием истерии. В 1985 году он пишет книгу “Исследование истерии”. На ранней стадии развития своей теории психоанализа Фрейд считал психическую травму основной причиной психических расстройств. Он писал о важности разговора о травме со всеми сопутствующими чувствами.

Фрейд заметил, что симптомы могут исчезать, когда удается вспомнить, заново пережить и выговорить травматическое событие. Возможность сказать "это то, что было со мной" - очень важная часть исцеления от травмы.

Русский ученый Иван Петрович Павлов открыл обусловленность реакций тела. Травма – это обусловленность. Поэтому идея лечения травмы - сделать так, чтобы в безопасной обстановке люди отвечали на похожие запахи, звуки и другие стимулы по-другому, не связывая их с опасностью, как раньше, что очень актуально для сексуальных травм.

В 1924 году в лаборатории Павлова было наводнение, в клетках с собаками несколько дней стояла вода, и они не могли оттуда выбраться. После спасения у собак развился невроз, сейчас мы бы назвали его ПТСР. Иван Петрович и его коллеги начали изучать нарушение деятельности мозга пострадавших собак. Если людям так же, как и собакам, помешать сделать что-то, чтобы они чувствовали себя в безопасности - они попадают в травмирующую ситуацию.

Павлов пишет книгу «Рефлекс цели» об инстинкте цели:

  • Травма разрушает чувство цели.
  • Жизнь становится бессмысленной.
  • Когда опасности нет, люди ничего не чувствуют.

Травма влияет на некоторые фундаментальные телесные функции - такие, как сон, голод и т. д.

Какие же изменения происходят в мозге при травме?

Исследования ученых показали, что психологическая травма, полученная на разных стадиях развития, по-разному влияет на мозг.

В возрасте 4 и 13 лет меняется функция миндалевидного тела, этого ”детектора дыма” мозга, который сигнализирует о том, что есть опасность. Он подвержен изменениям при травме.

Также при травме меняется часть мозга, которая отвечает за осознавание себя, за то, что происходит внутри. Если травма происходит в определенном возрасте, человек перестает осознавать свой внутренний мир.

Еще одна аномалия при травме происходит в орбитальной префронтальной коре. В процессе взросления мы учимся подавлять свои импульсы. Если травма в раннем возрасте нарушает работу этого отдела, то человек может стать импульсивным, не умеющим контролировать гнев. Большинство правонарушителей имеют травмы в анамнезе.

Следующая часть мозга, страдающая при травме – дорсолатеральная префронтальная кора. Когда она отключается, нам кажется, что какое-то событие длится вечно. Когда сердце разбито, кажется, что так будет вечно. Воспитатели детского сада знают, что у детей нет чувства времени.

Последний страдающий при травме отдел мозга - поясная извилина - фильтрует то, что имеет значение, а что нет. Если мозг не может разобраться, что важно, а что нет, он зависает в море информации и все время отвлекается. Поэтому у травматиков часто диагностируют СДВГ. Травма вызывает дефицит внимания. Трудно сосредоточиться на задаче. Или, наоборот, такие люди чрезмерно фокусируются на чем-то, чтобы не иметь дела с остальным, потому что их система фильтрации не работает.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ