- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
У нас в теле и организме все не просто так, а зачем-то, даже аппендикс. Когда его значение обесценивают, он напоминает о себе, воспаляется - и его удаляют (шутка).
И все имеет свою причину и следствие.
Панические атаки, как и приступы тревоги, имеют не только свою причину, но и так называемую вторичную выгоду.
Но большинство людей при встрече с паническими атаками (ПА) хотят убрать симптом. Только симптом.
Их запрос психотерапевту звучит так:
сделайте, чтобы я их больше никогда не чувствовал.
Обратите внимание НИКОГДА НЕ ЧУВСТВОВАЛ, не проживал, не испытывал. Кажется - ну да, а что тут такого странного... Но к этому желанию мы еще вернемся в данной статье.
При встрече с ПА человек может испытывать:
При первом проявлении ПА обычно вызывается скорая помощь. Врачи, сделав кардиограмму, измерив давление и зафиксировав все жизненные параметры в норме, предполагают, что это ПА - и рекомендуют консультацию психиатра и психотерапевта.
Но многие пациенты простых (читай: проверенных научных академических) путей не ищут и ...как правило, занимаются самолечением и апробируют на себе все - от валерьянки до чего-то реально серьезного, что назначать может и должен только профильный врач в клинике после сбора анамнеза.
Сразу скажу, что я «за» таблетки и считаю правильным и гуманным, если болит зуб, сделать анестезию, а потом его сверлить. Медикаментозное лечение в определенных случаях действительно показано и необходимо. Но важно не заниматься самолечением, отказаться от моральных атавизмов типа «психиатры = электрошок» и не прописывать себе то, что «посоветовала сотрудница».
Потом обычно начинается паломничество в поиске волшебников, которые бы помогли так замаскировать «нарывающий прыщ», чтобы никто его не видел и он никому не мешал. Кто-то изгоняет ПА заговорами и святой водой, кто-то катает яйцами. Поскольку эффект плацебо никто не отменял, иногда это помогает, но не очень и ненадолго.
Наконец некоторые героически переступают через предубеждения насчет похода к профильному специалисту. А врач психиатр вместе с медикаментами снова назначает-таки в рекомендациях психотерапию. Почему и зачем: потому что медикаменты снимают биологическое напряжение, которое возникло в результате определенных обстоятельств, причин, стресса и т. п. Но психологическое напряжение (то есть отношение к ситуации) медикаменты не решают.
А напряжение, решив взаправду разобраться с ПА, необходимо снять. Это возможно, только если понять его природу, источник, причину. Шерше ля …причину, как говорится.
Кроме этого важно понять принцип ПА. Паника сама по себе нечто бесконтрольное. И, безусловно, человеку страшно до ужаса в такие моменты. Конечно, никому не прикольно находиться в страхе, и психика посылает сигнал, что эти состояния ей не нравятся (еще бы!), что надо пытаться как–то их предупредить, избежать. И… автоматически включается функция постоянного псевдоконтроля 24/7.
Находясь в таком не щадящем режиме, наш разум дает сбой и зависает в навязчивых мыслях и состояниях. Бояться – это значит жить в постоянном ожидании именно этих состояний и снова и снова переживать свою беспомощность.
Перестать бояться бояться, взять разумом контроль над чувствами и выработать определенные правильные реакции и поведение в таких ситуациях - вот одна из задач терапии. Здесь очень эффективны техники когнитивно-поведенческого подхода.
Но соль глубже.
Панические атаки, приступы тревоги, тяжелое дыхание, беспомощность – это все про страх. А его-то мы касаться ой как не любим… А зря! Потому что страх нами и движет, и защищает, главное - понять, о чем он и как его энергию можно использовать для своего блага. Кстати, это касается и всех других аутентичных эмоций.
Из практического опыта наиболее частными, но неочевидными причинами ПА являются:
Непрожитые, невыраженные, неоднозначные (непонятые, не разрешенные себе) эмоции. Например: в обществе до сих пор гнев воспринимается как что-то негативное и постыдное.
Люди часто путают чувства с поведением.
Точнее, не разделяют:
Многим кажется, что, если разрешить себе чувствовать гнев, то обязательно натворишь что-то ужасное и агрессивное. Хотя на самом деле это работает как раз наоборот. Чем дольше человек не понимает или не разрешает себе чувствовать и осознавать эмоции, тем «больше дров» будет наломано. Кстати сказать, гнев часто направляется против себя, как аутоагрессия, оседает в теле и выражается в о-о-очень неконструктивном поведении против себя или в отношениях с другими.
Реакция на стресс (как реактивная, так и задавненная).
Наша психика всегда должна как-то отреагировать на любое событие. Когда происходит событие повышенной субъективной или объективной важности (как позитивное, так и негативное) – это воспринимается как стресс для психики и требует больше внутренних сил и ресурсов, чтобы переработать информацию. Иногда события 15-летней давности, точнее, связанные с ними эмоции, много лет, как бомба замедленного действия, ждут своего часа и дают о себе знать в самый неожиданный момент. Это как бы отложенные задачи, срок давности которых никогда не истекает и обязательно наступит.
Способ привлечь внимание близких.
Открыто заявлять о том, что хочется внимания, просить, чтобы пожалели, побыли рядом, позаботились - пока еще не очень привычно для нашего общества. А тепла, внимания и поддержки хочется всегда. И тогда психика ищет непрямые «хитрые» способы получения желаемого. Болезненные состояния достаточно часто бессознательно закрепляются как основной предлог обратить на себя внимание и получить желаемое тепло и поддержку.
Разрешение и причина не делать то, чего не хочется или чего боишься.
Альфред Адлер полагал, что у тревоги есть цель: это защитный механизм, который заставляет нас бояться что-то делать. Мы могли бы просто решить чего-то не делать, но тогда нам, возможно, пришлось бы столкнуться со своими комплексами и признать, что они у нас есть. Когда действует механизм тревоги, мы утверждаем, что слишком боимся попытаться что-либо делать (Carlson, Watts & Maniacci, 2006). Эти паттерны часто возникают неосознанно или без сознательного намерения.
ПА отличный способ отложить жизнь на потом и весомый аргумент отказать кому-то, не говоря прямо НЕТ. Фишка в том, что психика очень быстро автоматизирует такую подсознательную реакцию и применяет ее как основную, инвалидизируя человека и ограничивая его мир, социум, возможности, соответственно снижая качество жизни.
Чем больше человек убегает от своих чувств, хочет забыть, вычеркнуть, перелистнуть какие-то жизненные события и стрессы, замаскировать свои эмоции - тем глубже, прочнее и ощутимее они будут проявляться в теле и ощущениях. Это настоящие эмоциональные скелеты в шкафу, которые никуда не деваются и будут напоминать о себе, пока психологическая травма не будет проработана. Только так с ними можно распрощаться, похоронить и отпустить их с миром.
При терапии ПА человек так же учится понимать свои чувства и принимать их. Ведь невозможно управлять тем, чего не понимаешь или боишься. Эмоциональная грамотность развеивает много мифов, помогает избавится от неконструктивных установок, учит распознавать эмоции и выражать их. Благодаря этому человек становится способным не накапливать эмоциональную энергию, а направлять ее в самое что ни на есть полезное русло. Именно это дает возможность не стать заложником навязчивых мыслей, а быть их хозяином и выбирать наилучшую тактику поведения в конкретной ситуации.
Исходя из вышеизложенного, ПА это не приговор и не наказание на всю жизнь.
А просто пришло время и хороший повод сделать генеральную уборку, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень осознанности и качества жизни.