- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
С одной стороны, психоанализ для многих является синонимом психотерапии и вызывает устойчивый пиетет. Кроме того, он уже около 100 лет является чем-то наподобие социальной моды для «среднего класса».
Но в тоже время встречается и много критики как самого психоанализа, так и его основателя – Фрейда.
Попробуем разобрать некоторые мифы о психоанализе.
Хочу вас разочаровать - психология и особенно психотерапия очень плохо поддаются научному обоснованию. Сам Зигмунд Фрейд и его ранние последователи были. бесспорно, хорошо образованными людьми, они имели как классическое, так и медицинское образование. То есть они были знакомы с медициной, работой нервной и гормональной системы человека, с психиатрией, но также и С методологией науки и философией. Достаточно хорошо, чтобы понимать, что логика доказуемости в естественно-научной сфере и в области начавших свое утверждение гуманитарных наук существенно различаются.
Фрейд хорошо понимал, что его метод и лежащие в его основе теории носят чисто умозрительный и гипотетический характер. В своих работах он часто прибегал к таким пассажам:
допустим такую спекуляцию.
При этом имелось в виду, что для объяснения того или иного явления он хочет использовать какую-то логическую конструкцию, модель или комплекс метафор. Он понимал, что все эти логические конструкции и гипотезы доказать или опровергнуть с естественно-научной точки зрения нельзя. Единственным их доказательством является «прагматизм»: если при помощи использования модели можно решить какие-то психологические проблемы, то значит, эта модель работает. И значит, вокруг этой модели можно развивать различные концепции и теории.
Фрейд не несет ответственности за своих не очень грамотных последователей, которые воспринимали его модели и метафоры за что-то объективно существующее. Так, например, нет в душе, психике или в личности человека никакого "Я", "Оно" и "Сверх-Я" — это просто формы и способы размышления о человеке. Но при определенных условиях, опираясь на эти "интеллектуальные спекуляции", можно выстроить процесс психотерапии таким образом, что человеку удается помочь.
В течение жизни Фрейд часто менял свои установки и концепции.
Одни из них были более удачны, другие менее.
Идеи о зависти женщин к фаллосу и о том, что они ревнуют отца к матери, а также об Эдиповом комплексе (для мальчиков) и прочие вменяемые человеку переживания, замешанные на сексе – это не элементы теории Фрейда, а, скорее, содержание, которое он нашел в подсознании чопорных австрийских и немецких барышень из тогдашнего «среднего класса», с которыми начал свою работу как психотерапевт. Дело в том, что эти юные девушки были воспитаны в духе 18-го века, а жить им пришлось в атмосфере уже начавшейся сексуальной революции. Фрейд просто оформил их образы, страхи и подавленные переживания в концептуальную и метафорическую форму.
За годы своей деятельности психотерапевта Фрейд придумал много разных методов работы с психикой человека и подвел под них концептуальную базу. За столетие существования психоанализа последователи Фрейда придумали еще много других эффективно работающих методов и расширили типологию клиентов, для которых можно использовать практику психоанализа. Ну и, конечно, они придумали немало теорий, которые содержат такую же спекулятивную основу, как и ранние концепции Фрейда.
В грамотных руках эти методы работают, к этому уже многие привыкли,
но они не стали из-за этого более «научными».
Сам Фрейд и многие его последователи совсем не обязательно работали со своими клиентами подолгу, и сама процедура работы с человеком очень часто менялась, искались новые подходы, шли эксперименты, опробовались новые методы. И ценность этих методов видели как раз в возможности как можно быстрее достучаться до содержания бессознательной сферы человека.
Метод толкования сновидений и поиска закономерностей в системах оговорок и ослышек человека могли длиться бесконечно, и в тоже время к цели могли привести пара попавших в поле внимания наблюдений за манерой речи человека и набора используемых им метафор.
В качестве инструмента быстрого прорыва в сферу бессознательного выступали самые разные практики от техник визуализации или эксплуатации образного мышления (вместо понятийного) – до проективных тестов, когда содержание психики человека выливалось наружу в ответ на «неопределённый стимул».
В силу разных обстоятельств классический психоанализ, мейнстрим, выбрал стратегию медленной и неспешной работы с пациентом, которая может длиться годами. Но многие психологи пошли другим путем и стали разрабатывать более оперативные способы работы с клиентами.
Отказ от затягивания процесса психотерапии мотивирован и тем, что у клиента просто может не оказаться достаточно средств для завершения такого лечения. А также и пониманием, что если человек потратит на психоанализ 5 лет, то потом ему придется наверстывать упущенное за эти годы. Кроме того, очень часто человеку бывает нужна быстрая помощь, так что приходится решать горячие проблемы. И все это толкает психологов к тому, чтобы они разрабатывали для себя более быстрые методы психотерапии.
Психологи не волшебники и не могут избавить человека от годами накапливавшихся проблем одним щелчком, на психотерапию требуется время. Но использование некоторых практик и техник позволяет завершать ее за месяцы, а не за годы.
Очень хорошо помогают сократить сроки психотерапии проективные психологические тесты и методики. Он позволяют выявить «очаги напряжённости» в психике человека и могут указывать на направления поиска скрытых проблем и их причин. Кроме того, проективные тесты позволяют достаточно хорошо почувствовать характерологию человека и логику связи характера с психикой. Некоторые проективные тесты, например, Тест Роршаха, разрабатывался как раз в среде психоаналитиков.
Иногда найти более быстрый путь в сферу бессознательного позволяют различные техники визуализации, так как они уходят от логического понятийного мышления к работе с образами и метафорами. А так как внутренняя цензура человека часто базируется на речи и речевом мышлении, то удается мимо нее проскользнуть. С другой стороны, многие воспоминания изначально содержатся в визуальных образах и лишь потом облекаются человеком в слова, поэтому визуализация позволяет быстрее пройти к первоисточникам.
Помогают сократить время психотерапии и различные игровые и имитационные техники, в ходе которых разбираются различные жизненные ситуации, оказавшие на человека сильное влияние, а также «судьбоносные встречи» и «судьбоносные события», которые в чем-то поменяли жизнь человека или оказали на него не менее сильное влияние, чем события его детства.
При разборе стрессовых или напряженных ситуаций из жизни человека, особенно любовных, очень часто можно заметить эффект «возрастного регресса», когда человек в чем-то себя ведет или говорит, как маленький, например, пятилетний, ребенок. По тому сроку, на котором остановился возрастной регресс, можно судить о времени получения человеком какой-то серьезной психологической травмы.