- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Характер – это то, что мы получаем от природы.
Личность – то, что формируется на базе нашего характера в процессе взаимоотношений с ближайшим окружением.
Сначала на формирование личности человека влияние оказывает его семейное окружение.
Потом в силу вступают различные судьбоносные события и встречи, особенно если эти события и встречи существенным образом и на длительный срок меняют логику взаимоотношений человека с другими людьми.
Очень многие психологические проблемы начинаются с того, что еще в раннем детстве люди «не сошлись характерами» со своими родителями и ближайшим семейным окружением. Вполне естественно, что родителям хотелось бы, чтобы дети были на них похожи, чтобы соответствовали их замыслам и надеждам. Иногда родителям хотелось бы, чтобы дети реализовали то, что им не удалось. Но дети могут оказаться не такими, как ожидали родители.
Характер человека не всегда передается от отца к сыну, очень часто он оказывается своеобразной игрой генов, при этом отдельные черты характера могут браться как из материнской, так и из отцовской линии. И в душе ребенка могут заиграть гены не родителей, а бабушек и прабабушек.
Особенно болезненным для ребенка может оказаться ситуация, когда ему достанется такой тип характера, который не понимается или не принимается его родителями. В этом случае мы можем наблюдать либо подавление характера ребёнка, либо битву характеров, если ребенок окажется с норовом.
Я уже размещал на этом сайте статью о том, как человек может ломаться из-за того, что родители не понимают особенности его характера и по этой причине считают его ненормальным или ущербным. См.: «Как семья и школа обходятся с «шизоидами»
Далеко не всегда человек рождается с тяжелым или «сложным характером», чаще всего характер портится или ломается из-за того, что, будучи ребёнком, человек постоянно подвергался фрустрациям и травмам со стороны своего ближайшего окружения.
И, наоборот, бывают случаи, когда дети, которым достался «тяжёлый характер», имеют возможность сгладить его острые узлы или компенсировать свои слабости, если родители относятся внимательно к их индивидуальным особенностям. Психика человека бывает достаточно гибкой, и многие врожденные проблемы человека могут быть компенсированы в ходе правильного взаимодействия с ним его родителей.
Индивидуальность ребенка начинает проявляться уже с первых дней или, по крайней мере – месяцев после его рождения. И это не только возгласы типа «Ну истинный отец!» или «Такой же упертый, как его папаша!» - ребенок начинает демонстрировать свой темперамент и эмоциональный стиль, и даже свои предпочтения, например, показывает, кого он больше любит, маму или папу. И кстати, за эти склонности детей уже с раннего детства выделять маму или папу, им нередко сильно «прилетает». Например, если девочка показывает, что она «папина дочка», то это может отразиться на отношении к ней и ее мамы, и бабушки (по маминой линии).
Личность ребенка начинает формироваться в тот момент (обычно в районе +/- трех лет), когда его индивидуальный стиль поведения и жизни в целом вступает в противоборство с тем, как себе представляют поведение ребенка его ближние. В районе трех лет дети часто становятся капризными и упрямыми, очень часто проявляют протесты и начинают делать все наоборот. Они как бы отстаивают свою самость, пробуют мир и прежде всего своих близких на прочность. Дети пробуют отстоять свою интуитивную индивидуальность перед вполне осознанным и отработанным стилем жизни своих родителей.
Если маленькая девочка склонна к демонстративности и истероидности, а ее мама считает, что человек должен быть «адекватным» и не выпячивать свое «Я», то мать может начать пересекать попытки дочери привлекать к себе излишнее внимание и устраивать драматические концерты в тех случаях, когда не находится в центре внимания. Ситуация может еще сильнее обостриться, если по недоброму стечению обстоятельств девочка оказалась «папиной дочкой», и еще хуже, если она к тому же еще и сильно похожа на свекровь ее мамы.
Конфликт между мамой и «отцовской линией» (отец и бабушка-свекровь) приводит к тому, что девочку отрывают от ее индивидуальных корней, от специфики ее характера и внушают не очень удобный для нее стиль самовыражения. Если бы мама признавала право дочки на проявление своей сути, то она могла бы что-то сглаживать, что-то гармонизировать, что-то добавлять в стиль поведения и самовыражения дочки. Но протест мамы против проявления в дочке характера свекрови и обида за то, что дочка не берет ничего от нее, приводит к тому, что ребенок как бы «повисает» в безвоздушном пространстве.
Получается, что девочка начинает сопротивляться маминому стилю и навыкам взаимодействия с миром. И в то же время она не обучается пользоваться сильными сторонами своего характера. По иронии судьбы при попытках родителей подавить характерологические особенности характера ребенка, им удается обломать только его сильные черты, а слабые и болезненные черты характера, как назло, пробиваются наружу, как бы закаляясь в борьбе с ближними.
В случае с описанной нами ситуацией маленькой девочки она может стать вызывающе истеричной и вместо артистичности и особого обаяния, которым обладают люди с истероидной акцентуацией характера, превращается во взрывную истеричку, готовую устроить скандал при любых попытках критики в свой адрес.
Психологи часто имею дело с неизлечимыми обидами людей на своих родителей. И проблема заключается не в тех конкретных оскорблениях и стрессовых ситуациях, которые им пришлось пережить в своем детстве. Очень часто уже взрослые люди ведут войну со своими родителями за право проявления своей индивидуальности. И взрослая женщина может до 30-40 и более лет мстить своей матери и пытаться изжить из себя тот материнский образ, который невольно впитала в свою душу еще в детстве.
Конфликт маленькой девочки со своей матерью, стартовавший, когда началось их противостояние за то, на какой базе будет формироваться самость ребенка, как бы врастает в его личность. Мама не может принять какие-то черты характера дочки, а та отвергает норов своей матери, но в тоже время идентифицируется с ней и ищет ее любви. Этот сгусток амбивалентных эмоций пропитывает собой все в душе ребенка и оказывает влияние на логику его взаимодействия не только с родителями, но и с миром в целом.
В каком бы подходе ни работал психолог, столкнувшись с ситуацией, когда у обратившегося к нему человека оказываются не сформированы или слабо развиты некоторые важные для успешной жизни в социуме навыки и способности, ему в первую очередь имеет смысл начать с гармонизации общего состояния психики своего клиента. Так как «застрявшие» в психике человека комплексы и сформировавшиеся в ней устойчивые «очаги напряженности» чаще всего будут блокировать любые попытки работы с «покалеченной личностью». Но, не разобравшись с личностными проблемами человека, будет трудно работать и с его психикой.
Считается, что серьезная терапия психики человека может занимать много времени.
Но очень часто эта терапия как бы теряет смысл, потому что все силы и энергия человека уходят на то, чтобы «обслуживать» базовый конфликт его личности. Например, войну характеров матери и дочки.
Так что имеет смысл параллельно с психотерапией начать диагностику особенностей характера человека и выявления тех социально-психологических навыков, которые оказались неразвиты или развивались в искажённом виде.