Специфика работы с людьми, обладающими разной акцентуацией характера

main_img

Одним из основателей психотерапии и практической психологии можно считать Зигмунда Фрейда. И можно смело сказать, что предложенный им метод работы – психоанализ является основой для большинства возникших впоследствии направлений психотерапии. Одни из его последователей развивали и совершенствовали его метод, стараясь перенести этот подход на работу с новыми типами психологических проблем. Другие критиковали Фрейда и искали альтернативные подходы к работе с психикой человека, но, тем не менее, и они в той или иной степени отталкивались от концепций, предложенных основателем психоанализа.

Но стоит отметить, что сам Фрейд достаточно четко ограничивал тип клиентов, к которым применим разработанный им метод лечения. Он начинал свою деятельность с работы с определённым типом людей, которых можно было бы отнести к тем, кого сейчас называют «истероидами».

Кроме того, имеет смысл учитывать то обстоятельство, что истероиды, с которыми работал Фрейд, жили в определенной социокультурной атмосфере – в атмосфере Австро-Венгерской империи и в Германии на рубеже 19-20 веков.

Попробуем дать краткий анализ возможности применения метода психоанализа для представителей разных типов акцентуации характера.

1. Истероиды

Что характеризует людей с истероидным типом характера?

  • В ответ на психологические травмы или устойчивое негативное давление в психике истероидов обычно формируются сильные и чаще всего неосознанные психологические защиты. Несмотря на то, что эти защитные механизмы очень сильно сковывают их активность, истероиды не любят от них отказываться, а чаще всего просто не имеют такой возможности: они не могут сделать это самостоятельно, так как не осознают наличие в своей психике этих защит.
  • Истероид чаще всего не может позволить себе быть «плохим», «аморальным» и несоответствующим признанным им самими социальным нормам. По этой причине истероиды склонны вытеснять из своего сознания все «порочащие» их мысли, чувства и установки.
  • В тот момент, когда кто-то в процессе взаимодействия или общения с истероидом нарушает его «личные границы» или каким-то образом касается «запретных тем», он наталкивается на жесткое сопротивление. Сопротивление – это психологический механизм, особенно сильно проявляющийся именно у истероидов. В ходе взаимодействия и разговора с истероидами это механизм запускается в моменты приближения к «закрытым темам», которые связаны с теми ситуациями и смыслами, которые были вытеснены из их сознания.
  • У истероидов очень часто отмечается рассогласование между образом самого себя и внутренней динамикой психики, то есть у них имеются проблемы с психологической рефлексией (социальная рефлексия у них обычно в норме).

Техника психоанализа позволяет истероидам проецировать на психолога и на всю ситуацию психотерапии содержание своей внутренней драмы. Появляется возможность отреагировать подавляемые реакции, мысли и устремления. Озвучивание текущих (приходящих в голову в процессе психотерапии) мыслей и переживаний, а также всего, что связано с переносом, позволяет человеку постепенно включать свою психологическую рефлексию (или же это помогает ему сделать психолог).

Все, что связано с вытеснением и сопротивлением, обычно обладает сильным эмоциональным и энергетическим зарядом. По этой причине использование различных коммуникативных и игровых психологических техник, ориентированных на быстрые «инсайты» и «озарения» или предполагающие быстрое включение рефлексии, при работе с истероидами могут привести к дополнительным стрессам и травмам, но вряд ли позволят им разобраться со своими проблемами, а тем более реорганизовать структуру своей личности.

Неспешный психоанализ, который может показаться некоторым истероидам медленным и даже занудным, позволяет им «расщеплять» и катексировать на новых основаниях и по новым принципам энергию своих «тяжёлых ядер» (вытесненных переживаний и подавленной агрессии) с той скоростью, на которую способна их психика.

Но, несмотря на то, что психоанализ является очень подходящим методом психотерапии для работы с истероидами, в некоторых случаях он может оказаться не самым удачным выбором. Ну, прежде всего по той причине, что это очень длительный и дорогой метод лечения, и у человека может просто не иметься для этого необходимых средств.

Бывают случаи, когда у истероидов случаются проблемы, не связанные с вытесненными мыслями и влечениями или же с какими-то другими эмоционально и энергетически заряженными комплексами переживаний. Достаточно часто они страдают от текущих экзистенциальных кризисов, так как теряют представление о том, какой образ себя им стоит нести в социум.

В некоторых случаях истероиды сталкиваются с проблемой адаптации к новой социальной среде (то есть возникают проблемы скорее не с психологической, а с социальной рефлексией). В этих ситуациях психоанализ может оказаться для них не очень полезным и даже контрпродуктивным.

Многие психологи вполне оправданно убеждены в том, что корни большинства психологических и личностных проблем спрятаны в глубоком детстве. Можно сказать, что все в мире взаимосвязано, точно также, как и в психике человека. Но, тем не менее, в жизни есть место также и сюрпризам, и случайностям. А на жизненной траектории человека, даже если он живет строго по заданному семейному сценарию, могут появляться случайные, но судьбоносные события и встречи. И как раз истероиды склонны хранить в своей душе очень сильные впечатления от этих событий.

Образ собственного «Я» для истероида является очень чувствительным и хрупким инструментом. Точно также, как и тот образ социума или мира, в который он несет свою «миссию» и в котором он хочет получать признание. Неожиданное разрушение представлений о мире и о себе самом может вызвать у истероида сильный экзистенциальный кризис.

Существуют психологические проблемы, которые нужно решать быстро и точечно, вплетение их в процесс осознания глубинных переживаний и комплексов может привести к существенной дестабилизации психики, когда текущие проблемы просто начинают резонировать со старыми, что делает их еще более сложными для осознания. Можно сказать, что реальный психоанализ для истероидов становится оправданным только после решения их текущих «горячих проблем» или освобождения их психики от непроизвольных реакций на эти проблемы.

2. «Психопаты» (люди с психопатической акцентуацией характера)

Сразу оговоримся, что под термином «психопаты» мы в данном случае понимаем именно людей с «психопатической акцентуацией характера», то есть здоровых и с психологической, и моральной точки зрения. И кроме того, нет никаких реальных доказательств, что люди с акцентированным характером в большей степени рискуют оказаться в рядах психически больных, чем те, кому достался так называемый «смазанный характер», без четко выраженных черт.

Что характеризует людей с психопатической акцентуацией характера?

  • «Психопатам» свойственна нетерпимость к ограничению личной свободы. Их внутренняя энергия очень часто выплескивается наружу и бьет через край, она требует немедленной реализации. Их поведение изначально вовсе не является бунтом против социума или стремлением к нарушению социальных норм, им просто тесно в установленных рамках.
    Обычно, они вполне способны корректировать свое поведение и реакции, если понимают осмысленность нарушаемых ими социальных норм и конвенциональных правил. Те нормы, которые кажутся им абсурдными или неразумными и чрезмерными, вызывают у них тоску или раздражение. И они либо идут на бунт против них, либо находят способы просто улизнуть из стесняющей их ситуации.
  • Люди с психопатической акцентуацией характера могут быть не менее выразительны, чем истероиды. Но только они в значительно меньшей степени нуждаются во внешнем признании, они в значительно большей степени самодостаточны и независимы от социума.
    Если истероиды совершают красивый жест, то для них очень важно, чтобы он был по заслугам оценен другими. «Психопаты» совершают красивые жесты и поступки ради самих себя, для них это что-то наподобие личного подвига. Истероид не полезет на гору, если этого никто не видит, психопат может залезть на вершину в одиночестве и быть очень доволен случившимся, даже если об этом подвиге никто не узнает.
  • У людей данного психотипа часто имеются проблемы с последовательностью и постоянством, так как они плохо переносят рутинные и монотонные занятия.
  • У «психопатов» обычно не возникает проблем с психологической рефлексией, в том смысле, что они не очень склонны к подавлению и вытеснению своих мыслей, чувств и влечений. На межличностном уровне они просто избегают контактов с неподходящими им по темпераменту людьми, но с теми, с кем они находятся на «одной волне», у них обычно устанавливаются хорошие доверительные отношения, хотя порой и недолговечные.

У психопатов с высоким уровнем интеллекта обычно не возникает проблем с социальной рефлексией, а те, у кого интеллектуальные способности не очень развиты, обычно просто выбирают образ жизни, при котором социальные отношения оказываются сведены до минимума.

Для людей с психопатической акцентуацией характера психоаналитические сеансы могут оказаться нестерпимой мукой и издевательством. Им трудно представить себе большую скуку или занудство. У них нет проблем с выражением своих чувств и эмоций, они редко что-то вытесняют и подавляют в себе, поэтому обнаружить в себе какие-то потаенные комплексы или подавленные мысли и влечения им сложно. Если «психопаты» чего-то не видят, не понимают и не осознают, то вовсе не по причине того, что они что-то вытесняют или боятся себе в этом признаться. Непонимание самих себя или ситуации для них – это скорее просто пробел в их образовании.

Так что нет ничего странного в том, что, по мнению психоаналитиков, психопаты плохо поддаются лечению. Однако специалисты по когнитивно-поведенческой терапии это вряд ли скажут. «Психопаты» успешно работают над собой, если в процессе их психотерапии применяются игровые и коммуникативные практики. Они также оказываются вполне курабельны при выводе их из привычных негативных трансов, которым представители данного психотипа достаточно сильно подвержены.

3. Шизоиды

Что характеризует представителей шизоидной акцентуации характера?

  • Если оценивать шизоидов по «социальной шкале», то они в большей степени ориентированы на камерность и избирательность контактов, чем на широкие социальные связи. Среди умных и образованных шизоидов встречаются люди с повышенной социальной активностью (притом – с достаточно успешной), но при этом они бывают довольно-таки циничны и воспринимают свои социальные связи скорее как работу, которую необходимо выполнять. На уровне межличностных отношений (если они у них заводятся) даже такие гиперсоциальные шизоиды также оказываются склонны к камерности и отличаются повышенной избирательностью контактов.
  • На шкале «культура – неведомое» для шизоидов с неизбежностью присутствует то, что малоизвестный, но талантливый советский психолог Борис Кравцов называл инстанцией «Иное». То есть шизоиды всегда в той или иной степени заворожены чем-то неведомым и еще не введенным в поле нашей культуры, тем, что еще не описано, не высказано, не проявлено. По этой причине все умные и образованные шизоиды оказываются способны на оригинальные и необычные суждения и склонны к особому видению ситуации. В то время, как не очень умные или педагогически и интеллектуально запущенные представители данного психотипа иногда могут поражать окружающих своей неадекватностью или нелогичностью восприятия происходящего.
  • Вопреки существующему убеждению в том, что шизоиды – это люди, «обращенные вовнутрь, а не вовне», представители данного психотипа вовсе не так сильно погружены в свою психику. Шизоид – это не «человек психики», а скорее человек мира идей или сторонник хотя и слегка необычного, но тем не менее – рационализма. Погруженными в психику, в свой «внутренний мир» оказываются скорее истероиды, психастеники и эпилептоиды. Внутренний мир шизоида – это скорее еще не приученные им и не артикулированные идеи и образы. То, что клубится и завораживает их в уже упоминавшийся инстанции «иное» (в качестве не очень точного синонима в данном случае можно использовать такие метафоры, как коллективное бессознательное или Платоновский мир идей). Но чаще всего то, что представлено во внутреннем мире шизоида, воспринимается им как «белый шум» из смутных образов, неясных идей и мыслей или с трудом различимые предчувствия.

Усаженный на психотерапевтическую кушетку шизоид, ответственно подходящий к требованиям психоаналитической процедуры, может нескончаемо долго и бесконечно глубоко погружаться в ту самую инстанцию «Иное», в коллективное бессознательное или еще в какую-нибудь открывающуюся перед ним в процессе медитации реальность. И в этой бездне утонут все психологические травмы, полученные им от семьи и социума.

Изначальная проблема шизоидов состоит в том, что их восприятие действительности слегка осложнено некоторой нестандартностью их мышления. Не все в социальной жизни можно понять с логической точки зрения, социальные законы очень часто нелогичны или случайны. Шизоидам нужен переводчик с их языка на обще-социальный и обратно.

Получаемые при жизни психологические травмы приводят к тому, что для шизоидов затрудняется процесс интеграции в социальный мир. Они бывают очень благодарны тем, кто их понимает. Но для того, чтобы шизоиды поняли, что их понимают, необходимо, чтобы в процессе психотерапии говорили не они, а психотерапевт. По крайней мере, важно, чтобы он продемонстрировал, что умеет говорить на их языке. Такого отношения к клиенту трудно дождаться от психологов, которые считают, что психотерапевт не должен активно интерпретировать происходящее, и уж тем более – рассказывать что-то обратившемуся к нему человеку.

Таким образом, можно сказать, что при выборе стратегии и методов работы с человеком психологам имеет смысл обращать внимание на специфику их характера и то, к какому психотипу можно отнести их клиента.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ