- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Всем нам, наверное, со школы известно такое явление, как бойкот - и какое негативное воздействие он производит на человека, подвергнувшегося этому наказанию.
С разрешения клиентки расскажу случай, в котором очень ярко выражены травматические последствия бойкота.
На прием привели девушку двадцати одного года. На вид ей было лет пятнадцать - шестнадцать. Причиной посещения психолога было отсутствие у этой девушки уже на протяжении семи лет какой-либо радости в жизни. Ее ничего не увлекало, она ничего не хотела и ни к чему не стремилась.
Она уже семь лет не только не смеялась, но и даже искренне не улыбалась. Она была похожа на главного героя сказки «Проданный смех», и наряду с отсутствием положительных эмоций у нее отсутствовали и отрицательные. Все ее образы в голове были исключительно в серых тонах. И во всех свои воспоминаниях и представлениях о будущем она видела себя только как бы со стороны.
Ранее она проходила лечение у психиатра по поводу диссоциативного расстройства личности. Это когда человек эмоционально оторван от своих воспоминаний, он их помнит, но не вовлечен эмоционально. Он не вовлечен эмоционально не только в своим воспоминаниям но и во всю жизнь в целом.
А, как известно, эмоции - это двигатель жизни, без них жизнь теряет краски, а иногда и смысл. Нет эмоции – нет смысла. Психиатр предложил подключить к работе психолога, так она оказалась у меня на приеме.
Данный феномен (диссоциация) служит защитной функцией психического и соматического здоровья человека. Он обычно случается при большой опасности для жизни или в случае невосполнимой утраты, когда эмоциональная боль настолько велика, что психика отключает эмоциональное реагирование.
Возможно, кто-то сможет вспомнить такие ситуации в своей жизни. И состояние эмоционального ступора в тот момент. Человеку начинает казаться, что он как будто наблюдает за собой со стороны и то, что происходит вокруг, его лично не касается.
Диссоциация спасает человека, это как предохранитель в электричестве - раз, и выключает при перенапряжении все эмоции, и человек на какое-то время перестает что-либо чувствовать. Он перестает чувствовать не только психоэмоциональную боль, но зачастую и даже физическую.
Но бывает так, что опасная ситуация уже давно прошла, а человек остается в этом состоянии и не может получать положительные эмоции, не может просто радоваться жизни. Тогда говорят о диссоциативном расстройстве.
Нейролингвистическое программирование этот механизм защиты человеческой психики взяло на вооружение и использует его намеренно для избавления от негативных или нежелательных эмоций. В НЛП это называется диссоциацией - это когда мы видим себя как бы со стороны (в противоположность ассоциации - когда мы, например, наши воспоминания или мечты видим как будто из своих глаз). В первом случае мы видим, но не испытываем эмоций, во-втором случае испытываем те же эмоции, которые бы испытывали, находясь в том месте, которое мы представили.
Исходя из вышесказанного, делаем простой, но между тем очень важный для жизни вывод:
Девушка, о которой идет речь статье, оказалась в этом состоянии семь лет назад в результате бойкота, который объявил ей весь класс. И это психологическое давление привело ее к отказу от своих эмоций, которые приносили ей невыносимую боль. Ситуация давно прошла, а состояние осталось.
Что ей было нужно, так это научится воспринимать ассоциировано свой нынешний опыт. Что с успехом она и сделала.
Что особенно мне интересно в этой истории, так это то, что такое явление, как бойкот, может причинить человеку такую невыносимую боль. Если рассуждать рационально, то что тут такого? Ну, не разговаривают с тобой, не общаются, не бьют ведь, не издеваются, не дразнят. Никакие витальные потребности не подвергаются опасности.
А между тем, человек испытывает такой мощный стресс. И ответ на это вопрос заложен в нашей природе, в природе человека как социального существа.
Сотни тысяч лет наши предки кочевали по дикой природе небольшими племенами, в крайне неблагоприятных и тяжелых для выживания условиях. В одиночку выжить было просто невозможно. Сложно было одному добывать пропитание и еще сложней не оказаться съеденным дикими зверьми или соседями. В те времена изгнание из племени означало верную смерть, причем иногда довольно мучительную, от ран и голода.
Давно прошли те времена, и нам уже не грозит быть съеденным или умереть от голода, но наше бессознательное по-прежнему реагирует сильнейшим стрессом на отказ общаться с нами той небольшой группы, которую мы на данный момент считаем своей.