- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
«Девочка» о зависти:
«В близких отношениях я не чувствую зависти к тому, чего нет у меня, а есть, например, у Вас. Потому что Вы даете к этому прикоснуться. В неблизких отношениях я тоже не чувствую такой разрушающей зависти, потому что то, чему бы я могла завидовать, в принципе, не мое и никогда моим не будет. А тут какая-то нелепая ситуация, я не понимаю, близко я или далеко. Как будто у моего носа машут конфетой, у меня текут слюни, а протянуть руку не могу…»
Среди чувств, которые могут страстно переживаться (сексуальное влечение, интеллектуальный интерес, ненависть, гнев, вины, стыд), есть чувство, которое особенно трудно признавать — это зависть.
Существует несколько вариантов зависти.
"Черная зависть" - при которой завидующий человек способен разрушить предмет зависти и объект (человек, люди), обладающий предметом зависти (отсюда революции, теракты, рейдерство) Черная зависть может быть неосознаваема, а при меньшей интенсивности может создавать «поганое» переживание дискомфорта, несоответствия, дефицита, несправедливости мира.
Есть зависть, которая частично осознается и принимается как компонент или элемент личности, для работы с этой завистью требуется, скорее всего, длительная терапия. Негативное влияние такой зависти проявляется неприятными переживаниями по поводу себя, своей недостаточности, неполноценности, ощущением, что мир пренебрегает тобой.
Зависть, являясь индикатором, парализует движение. Если она осознается, то становится мотивацией, стимуляцией движения, достижения, приобретением, захватом предмета вожделения, источником здоровой конкуренции.
Современная действительность устроена таким образом, что зависть возникает и распространяется как эпидемия, благодаря общей ориентации на успех, достижения, уникальность, одаренность. В результате маркетинговых и других социальных процессов общество дробится на:
Если гнаться за теми ценностями, которые признаны большинством как ориентиры, задающие вектор движения, то получается, что часть общества - как «стадо» несется к какой-то отдаленной цели, забывая о прошлом, убегая от его пустоты и дефицита в переполненное успехом и различными благами будущее. Часть толпы в этой гонке отваливается, не выдерживая напряжение, изолируется, депрессирует, обрастает зависимостями ...и завистью к чужому успеху.
Не всегда получается, что ребенок без предшествующих травм подходит к формированию самосознания. Если «Я» и «Другие» в определенном возрасте проявляются достаточно отчетливо, то элемент «Для Себя» может быть неотчетлив или отсутствовать совсем. «Для Себя», как элемент целостности и внутреннего единства, предполагает отчетливое осознанное переживание своих потребностей, желаний, выборов и действий.
Часто такой ясности и осознанности не хватает даже взрослым, тогда «Я» чем-то или кем-то захватывается и превращается в набор удобных для мира (родителей, начальников) ролей, ложных идентичностей, движущихся в направлении общей цели, к успеху, совершенству, избранности и т. д.
«Для Себя» у ребенка появляется в отношениях с матерью, этот элемент невозможен без противоположного процесса взаимного отделения матери от ребенка и ребенка от матери. Благодаря ему возникает дистанция между ними - появляется пространство «Для Себя» ребенка, и это возможно только при развитом «Для Себя» матери.
В этой статье я хочу рассказать о своей клиентке,
которая в процессе терапии столкнулась с таким явлением, как зависть.
Я буду писать о ней как о «девочке», и «девочкой» будет называться ее застывшее состояние, самоощущение. «Девочка» растет, и постепенно ее застывшее состояние превращается в процесс и движение, но это сейчас.
В детстве «девочка» часто слышала от близких: «Надо любить себя».
Она не понимала, какое действие нужно совершить, чтобы возникла любовь к себе, хотя изо всех своих сил своими ощущениями и чувствами искала эту самую любовь. В своих попытках найти любовь она все время обнаруживала пустоту внутри себя.
У «девочки» было «Я», которое послушно принимало те или иные роли, рекомендованные родителями. Она была «удобным» ребенком для них. Пока «девочка» росла, она изолировалась от мира, страшась хоть как-то соприкоснуться с ним душой. Ей помогали разнообразные болячки, она ощущала себя где-то на обочине (как итальянские эмигранты в Швейцарии из фильма «Хлеб и шоколад»).
Родители «девочки» настояли на замужестве. Энергия «Я» «девочки» не смогла влиться (катексировать) в роль жены, зато переживание человеческой близости, принадлежности, интимности захватили ее существо и окончательно растворили размытые границы. Забираясь в прошлое, она чувствовала себя «странным никем»: ни жена, ни подруга, а часть Другого.
При размышлении над тем, кем она была на самом деле, перед ее глазами вставали образы близких и далеких людей, которые появлялись на жизненном пути, они отпечатались в ее памяти, и из этих образов (целых или из их фрагментов) состояла ее идентичность, мало того, рефлексирующая часть «Себя» была как будто соткана взглядами этих людей.
«Девочка» привыкла к тому, что у нее не было «Себя»,
не было чего-то потаенного, глубокого, интимного, принадлежащего только ей, которое давало бы ощущение уникальности, бесконечной ценности ее жизни и жизни вообще.
Отсутствие этого «маленького» элемента делало ее бессильной в столкновениях с реальностью, вынуждала бежать от этой реальности и от себя («Беги, Лола, беги», «Форест Гамп»).
В попытках изменить устройство своей жизни, «девочка» пришла на терапию. Постепенно у нее появилось ощущение мерцающей надежды и чувство, по описанию других людей, похожее на веру в себя. Она познакомилась с новыми людьми, среди которых была еще одна «девочка», они подружились. Наша героиня осваивала новые социальные роли, стала эмоционально более устойчивой к своим и чужим переживаниям, научилась удерживаться рядом с чужой болью и стойко переносить свою.
Казалось бы, у девочки появилось это чувство «Для Себя».
Но в какой-то момент «девочка» стала пристально рассматривать себя глазами подруги и, конечно же, она увидела, что как будто не дотягивает до нее, не выдерживающей никакого сравнения.
Это доставляло невыразимые страдания.
Удерживая себя рядом со своей подругой, «девочка» одновременно чувствовала, что ее «относит» в сторону. Этот достаточно трагичный период продолжался некоторое время, пока она не начала осознавать, что смотрит на свое «Я» (комплекс ролей, ожиданий, внешних стандартов, стереотипов) глазами своей подруги, хотя на самом деле этот взгляд принадлежит ей самой.
Героиня как будто «ослепла» на уровне чувств и перестала видеть, слышать и чувствовать себя. Конечно, осталось то, что принадлежит только ей, делая ее суверенной и целостной, например, надежда на то, что она обретет необходимые качества для помощи себе и другим. Но эта неустойчивая целостность растворилась тогда, когда она увидела свое «Я» глазами подруги.
В этот момент свою подругу она тоже не видела, потому что видела ее взгляд. Этот взгляд вселял в душу чувство досады, злости, ненависти и отвращения (можно говорить о формальных границах, об их отсутствии, а можно представить себе безграничную «темную» материю, которая находится внутри нас). Благодаря этому навязчивому спроецированному взгляду «девочка» видела в себе все мыслимые и немыслимые недостатки. Зависть разворачивается в отношениях людей.
Наверное, «девочку» может вывести из этого злосчастного переживания обнаружение «Себя в себе», возможность почувствовать свой вектор в пространстве жизни.
Обнаружение «Себя» — это разрешение «быть собой»,
и лишь после этого возможен поиск объекта, достойного подражания, соответствующего ценностям и смыслам.