- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Аборт. За таким коротким словом может скрываться бездна чувств и переживаний. Это – запрещенные слезы, это тысячи трагедий ежедневно. Эта тема все еще под запретом для обсуждения, несмотря на то, что является почти повсеместной практикой, которая коснулась почти каждой семьи.
Для кого-то аборт продолжает быть средством предохранения и регулирования количества детей в семье. А для кого-то становится незаживающей раной на многие и многие годы.
Потеря ребенка – это, пожалуй, самое страшное, что могут себе представить родители. Когда теряют ребенка после рождения – в первые же часы или же спустя многие годы, то родители и другие близкие родственники переживают острое горе, переходящее в чувство утраты. Родителей умершего ребенка поддерживают близкие, которые понимают, что нужно делать в этой ситуации, понимают, что потерю необходимо оплакать, и оплакать столько, сколько это будет необходимо.
Женщинам, перенесшим выкидыш, когда прерывание беременности произошло не по их инициативе, приходится иногда сталкиваться совсем с другими реакциями. С одной стороны, кто-то поддерживает и относится с пониманием, с другой стороны, может происходить обесценивание события, так как еще не рожденный ребенок может не восприниматься окружающими как ребенок. Особенно, если выкидыш произошел в первом триместре, когда об этом знала только женщина и, возможно, отец ребенка.
Зачастую, женщина сама хочет поскорее забыть о случившемся, не дает себе достаточно времени для переживания утраты, начинает уменьшать значимость события, заглушать боль, пытаться заместить потерю новой беременностью.
Если в ситуации с выкидышем женщина еще может получить поддержку, то в ситуации аборта, как правило, женщина остается одна со своими чувствами. За исключением аборта по медицинским показаниям, когда отношение к событию может развиваться как в первых двух вариантах.
В нашей статье мы будем рассматривать третий вариант, когда женщина сознательно делает выбор не в пользу рождения ребенка. Мы не будем затрагивать морально-нравственный аспект аборта. Однако коснемся социально-психологического, так как именно отношение к к аборту в нашей культуре является и следствием, и провоцирующим фактором для психологических последствий, которые могут быть у женщины после аборта.
После легализации абортов в России, которая произошла в 1920 году, а так же после временного запрета в 1936-55 годах, практика регулирования рождаемости методом аборта стала повсеместной. Многие женщины использовали аборт как средство предохранения, имея в анамнезе не только 1-2, но и по 10-15, а иногда и по 30 абортов. И здесь речь идет не о женщинах легкомысленного поведения, а об обычных замужних женщинах, живущих в семье и имеющих одного-двоих детей.
В местах, где работали преимущественно женские коллективы, была даже такая практика, как взять выходной на 2 дня для аборта. Относились с пониманием и поддержкой. В то же время, во всех учебниках по биологии была размещена картинка, на которой для иллюстрации биогенетического закона Геккеля изображен человеческий эмбрион на ранних этапах своего развития,где он являл собой рыбку или черепашку, но только не ребенка.
Отношение к еще не рожденному ребенку как к «неведомой зверушке», молчаливое одобрение общества, социально-экономическая нестабильность, воинствующий атеизм, доступность бесплатной процедуры в государственном мед.учреждении и другие факторы привели к тому, что за десятилетия практики произошло обесценивание человеческой жизни в момент зачатия и выхолащивание эмоциональных реакций на событие.
Получается так, что совершившая аборт женщина скорее получит поддержку и оправдание в этом, чем в своих переживаниях, если они есть.
А если переживания есть, то высока вероятность развития постабортного синдрома (ПАС), т.е. состояния, сходного по психопатологическим симптомам с пост-стрессовым расстройством (ПТСР). Но если в ситуации с ПТСР человек знает, что пережил сильный стресс, и реагирует на него соответствующе, то в ситуации аборта имеет значение личностный смысл совершенного.
Если для женщины это была «просто медицинская манипуляция», «чистка», «выскабливание», то вероятность развития переживаний невысока. Если женщина понимает, что добровольно избавляется от собственного ребенка, переживает ситуацию, и, возможно, родила бы при других обстоятельствах, то здесь можно говорить о вероятности развития ПАС.
Перечислим симптомы ПАС:
Такая «богатая» палитра психологических последствий аборта имеет в основе разрушающее чувство вины и невозможность оплакать своего умершего ребенка. Эти «запрещенные слезы» возникают в результате внутриличностного конфликта между конвенциональным разрешением, одобрением аборта и глубинным, не всегда ясным пониманием, что это – противоестественное, разрушающее, трагическое событие в жизни женщины.
Женщины рассказывают, что даже приходя на исповедь в церковь и рассказывая об аборте, не испытывают облегчения, не могут себе простить, исповедуются снова и снова. Иногда и психологическая работа не приносит результата, так как, во-первых, тема абортов не самая распространенная в программе обучения специалистов и рассматривается обычно в рамках работы с психологической травмой, что не может до конца отвечать поставленным вопросам, во-вторых, психолог может сам переживать симптомы ПАС, и, в-третьих, иметь собственные убеждения и установки, оправдывающие аборт.
Там, где событие признается как значимое в жизни человека, чувство вины будет преумножаться. Чтобы разрушающее чувство вины могло трансформироваться в желание раскаяния и покаяния, необходимо пройти несколько шагов, которые можно назвать как «шаги покаяния».
Но все это не значит забыть об аборте, как будто ничего не было. Это значит - в подобной ситуации сделать выбор в пользу рождения ребенка, понимая, что такое аборт по своей сути, и какая у него цена.