- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
В силу некоторых особенностей своего характера истероиды часто привлекают к себе внимание, и поэтому очень часто оказываются травмированными своим социальным окружением.
Кроме того, уже психологи часто приписывают им те черты, которых у гармоничных истероидов нет. В частности, вкупе с чрезмерной демонстративностью, их еще обвиняют в эгоизме и эгоцентричности, а также в различных корыстных побуждениях.
На мой взгляд, многие авторы не очень справедливы в описании истероидов.
В их определениях обычно речь идет не о представителях определенного психотипа, не о людях с какой-то акцентуацией характера, а, скорее, о пограничных психических расстройствах - в частности, «истерической психопатии».
Например, А.Е. Личко дает такое описание данного психотипа:
Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.
Примерно в том же ключе описывает главный стержень истероидов и М.З. Дукаревич:
Стержень типа – эгоцентризм и повернутость вовне, приспособление к жизни и структурирование всего поведения, всей деятельности в зависимости и в соответствии с ориентировкой на внешний мир.
Майя Захаровна также считает, что истероиды – это психотип, противоположный шизоидам.
Уже в самом описании этого психотипа у обоих авторов присутствует некоторое противоречие:
Истероиды не более эгоцентричны, чем представители других психотипов,
просто в силу своей социальной активности они сильнее привлекают к себе внимание.
Если присмотреться к гармоничным нетравмированным истероидам, то можно заметить, что они очень озабочены гармоничностью своего социального окружения, того «социального космоса», в который по той или иной причине вовлечены.
Если истероид окажется невольным участником какой-то скучной беседы, когда собравшиеся вместе люди просто не знают, о чем им поговорить, то истероид постарается запустить какое-то обсуждение, организовать диалог, он начинает задавать вопросы, втягивать отмалчивающихся в общий спор, он шутит, флиртует, обыгрывает сложившуюся ситуацию, усиливает значение произнесенных другими фраз и утверждений – в итоге через какое-то время все вдруг начинают непринужденно болтать, спорить, рассказывать смешные истории.
Многие бывали свидетелями и невольными участниками каких-либо коллективных действий, событий: праздника, который было решено отметить всем коллективом, корпоратива, дня рождения. Очень часто такие мероприятия проходят скучно и как-то казенно. Но если в этом коллективе оказываются истероиды, то с очень большой вероятностью они постараются организовать настоящий праздник. Они придумают какой-то сценарий, распределят роли, возьмут много ответственности и активности на самих себя. И может оказаться, что скучное и формальное мероприятие в итоге принесет собравшимся много радости и даже на самом деле приведет к какой-то сплоченности коллектива.
Стоит ли говорить о том, что в момент подготовки таких мероприятий и их организации истероидам придется преодолевать сопротивление и даже агрессию со стороны некоторых членов коллектива. Кто-то будет называть их выскочками и карьеристами, обвинять в назойливости и излишней экзальтированности. Их будут спрашивать: «А тебе что, больше всех нужно?», им будут говорить: «Тебе надо, ты и делай!». Но если в итоге мероприятие усилиями истероидов пройдет успешно, то все будут довольны. А если намеченное событие обернется провалом, то, разумеется, вся вина будет возложена на организовывавших его истероидов.
Можно сказать, что стержнем истероидного характера, его базовой чертой является потребность в организации коллективного действия, в гармонизации своего социального окружения. Истероидам очень важно, чтобы тот «социальный космос», в который они вовлечены, был красивым, гармоничным, чтобы в нем происходили важные события, струилась жизнь.
Этнографы и антропологи, изучающие архаические общества, отмечают, что время в сознании этих людей идет как бы по кругу. Оно циклично. Отсюда и важность ежегодно повторяющихся праздников, которая, кстати, сохраняется и по сей день.
В частности, у разных народов были праздники, посвященные как бы возрождению мира: возрождению космоса, порядка, справедливости и красоты, которые должны были царить как в мире в целом, так и в их племени. В русском языке слово «мир» означает и мир в целом (вселенную, космос), и «миром» называлась крестьянская община: «наляжем всем миром», «на миру и смерть красна». А праздник Нового года символизировал и возрождение всего мира, и восстановление социальных связей внутри общины.
Считалось, что в течение года в обществе и в мире постепенно накапливается большое количество ошибок, грехов и энтропии, поэтому в Новый год нужно совершить такое священной действо, которое бы возродило этот мир заново. Ну и соответственно все грехи и весь хаос из этого мира нужно изгнать.
В иудаизме существует обряд изгнания в пустыню «козла отпущения». На это бедное животное возлагали грехи всего народа, а потом прогоняли из этого мира в пустыню.
Традиция «Первопраздника», когда в какой-то момент воспроизводится акт сотворения мира из хаоса, присутствует у большинства архаических народов и в том числе во многих развитых религиозных культах.
Вы спросите: а при чем тут «архетип первопраздника» и истероиды? Возможно, как раз в истероидах с наибольшей силой срабатывает эта потребность возрождения гармонии из хаоса. В их сознании постоянно пульсирует этот архетип, заставляющий их прилагать усилия по гармонизации окружающего их «социального космоса», будь то их семья, рабочий или учебный коллектив, компания, тусовка.
Для истероида важно быть участником какого-то коллективного действия. И, оказавшись в этом коллективе, ему очень важно принять участие в появлении и возрождении в нем чего-то подлинного и настоящего. В тоже время истероиды очень чувствительны к наличию в их социальном окружении какой-то фальши, формализма, запущенности и небрежности.
Можно сказать, что истероиды любят брать на себя роль тех «жрецов», которые разыгрывают священное действо по воссозданию гармоничного и радостного мира, в котором есть красота, справедливость и достаток.
Истероиды – это те, кто сильнее всего оказываются подвержены получению психических травм. Они накапливают их с раннего детства и могут получать в течение всей жизни. Как говорится: «инициатива всегда наказуема», а истероиды всегда инициативны.
Кроме того, они очень болезненно переносят дисбаланс в отношениях, их одинаково больно ранит и агрессия или подавление, и несправедливость, и отчуждение или игнор.
Шизоид может вырасти психически здоровым и не травмированным даже в очень неблагополучной семье. Истероид, родившись в такой семье, получит большое количество тяжелых душевных ран. Истероиды в силу специфики своей психологической организации болезненнее, чем другие, переживают отчуждение со стороны родителей. Поэтому даже простое пренебрежение и игнор будут их сильно ранить, не говоря уже о психологическом подавлении и обесценивании.
Семья – это первый «социальный космос», в котором оказывается ребенок, и если она оказалась неблагополучной, то у ребенка возникает ощущение, что и весь мир устроен так же грубо, некрасиво и является для него опасным.
В какой-то момент дети начинают замечать, что в других семьях люди живут по-другому, что в этом мире где-то царит порядок и гармония, что между людьми могут существовать и добрые отношения. Ребенок с истероидной акцентуацией характера не меньше, чем другие дети, будет страдать от того, что творится в его семье. Но если другие будут просто терпеть, то истероид будет делать усилия, чтобы что-то изменить, и эти усилия будут обрекать его на получение дополнительных психологических травм.
В последующих статьях я буду рассказывать о том,
в каких ситуациях проявляется травмированность истероидов,
а также о том, что скрывается за их поведением,
за теми типами их активности, которые часто так раздражают окружающих.