- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Одна моя знакомая как-то сказала мне:
«Получается, что в моей жизни я опираюсь только на свои травмы».
Она имела в виду, что вся ее жизнь была построена вокруг тех усилий, которые ей приходилось делать ради того, чтобы восстанавливать себя после полученных ею в детстве, а потом приобретенных в зрелом возрасте психологических травм.
Наличие психологических травм в прошлом очень сильно фиксирует внимание человека на этих событиях, а также на желании их преодолеть. Эти травмы часто блокируют какие-то навыки и способности, он может бояться проявления себя в различных сферах жизни, избегает каких-то тем, ситуаций, событий.
В некоторых ситуациях люди воспринимаю полученные ими психологически травмы как что-то такое, что они сами заслужили. Это может приобретать разные формы: от повторения фразы «раз со мной такое произошло, значит, я это заслужил» до представления о том, что «по отношению к таким людям, как я, и следует себя так вести». Это покорность жертвы своей судьбе.
Некоторые люди не подчиняются своей судьбе и не принимают свои проблемы и травмы как что-то само собой разумеющееся - наоборот, они концентрируют все ресурсы для преодоления своего негативного опыта. Но тем самым они также попадают в зависимость от своих травм.
Человек, имеющий в прошлом тяжелый психологический опыт, часто очень болезненно реагирует на самые обычные ситуации. Если его обманывали и предавали, то он может искать признаки обмана во всем, что его окружает. Он может стать очень подозрительным, что подталкивает его достаточно жестко и резко общаться с окружающими.
Люди, являвшиеся в детстве свидетелями скандалов, могут очень жестко и агрессивно реагировать на любые проявления несогласия с ними. Они могут неожиданно пойти в атаку даже в ходе самых обычных бесед или переговоров, особенно при проявлении другой стороной вполне естественных в споре или выяснении отношений негативных эмоций. Это делает их очень неконструктивными в любых конфликтных ситуациях при любых разногласиях с другими людьми. Человек как бы говорит себе:
Если человек прошел через унижения, то он в логике гиперкомпенсации может начать проявлять высокомерие и жесткость в отношении тех людей, которые, по его мнению, могли бы попытаться отнестись к нему не с уважением. И часто готовность к отпору и страх перед повторениями травмирующих ситуаций заставляют человека агрессивно реагировать в адрес тех людей, которые и не собирались его обесценивать.
Иногда травмированные люди принимают за оскорбления даже проявления в свой адрес жалости или сочувствия. Им может показаться, что за сочувствием скрывается желание ткнуть их лицом в слабые места, сочувствие воспринимается ими как указание на их несостоятельность.
Люди, захваченные пафосом гиперкомпенсации могут не доверять и тем, кто пытается им помочь. Им кажется, что принятие помощи – это проявление слабости, поэтому они стараются все делать сами, в том числе разбираться со своими проблемами и травмами.
Получается, что в ситуации жесткого и прямолинейного преодоления травмирующего опыта вся энергия души человека как бы уходит на гиперкомпенсацию, и в этом плане он становится зависим от своих травм и проблем.
У психологов есть такой тест – 20 ответов на вопрос «Кто я?».
Человека просят спонтанно и не особенно задумываясь дать 20 ответов гнп этот вопрос. Кто-то отвечает: «я – человек», «я – мужчина», «я – врач / инженер / программист …», «я – муж / отец…». Если слегка сгустить краски, то можно сказать, что люди, перенесшие травмы, часто отвечают примерно так:
Получается, что люди как бы отождествляют себя с травмой,
им кажется, что травма – это то, что их определяет.
Часто психологический возраст человека (возраст, на который он себя ощущает) совпадает с временем получения травмы. И мысленно люди погружаются в переживания, которые как бы отбрасывают их в места и в ситуации, в которых они получали травму.
Многие люди, проанализировав свое прошлое - отношение с родителями и жизнь в родительской семье - начинают испытывать острое возмущение, обиду и порой даже ненависть к тем, кто лишил их счастливого детства. Когда они сравнивают свою судьбу с жизненными историями других людей, им кажется, что их обделили, обокрали, поступили с ними очень несправедливо.
Такая фиксация на чем-то утерянном, чего уже никак не вернешь,
очень сильно привязывает людей к их травмам и проблемам.
Можно выявить перечень часто наблюдаемых психических механизмов, привязывающих людей к когда-то полученным ими психологическим травмам:
Страх перед будущим и настоящим может удерживать человека в переживании его травмирующего опыта не менее сильно, чем невозможность вырваться из прошлого. В какой-то мере будущее может казаться еще более страшным, чем то, что уже прожито.
Так как человек может отождествлять себя со своей травмой (об этом писалось выше), то ему бывает очень страшно оставаться с самим собой и в настоящем.
По этой причине люди могут искать способы бегства от реальности.
Очень важно дать возможность человеку, пережившему травму, как-то закрепиться в его текущей жизненной ситуации. Важно, чтобы он почувствовал себя находящимся как бы здесь и теперь:
Поэтому иногда бывает полезно, прежде чем погружаться в разбор прошлых ситуаций, постараться разобраться с теми текущими отношения и взаимосвязями, в которых человек находится в данный момент.
Что может оказаться важным для укрепления человека в его текущей жизненной ситуации:
Укрепление человека в его текущей ситуации часто оказывается более сложной задачей, чем изначально можно предположить. Как уже говорилось выше, страх перед настоящим может быть сильнее, чем страх перед тем, что прожито.