- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Чем отличается медицинский и психологический подход к психологической помощи? Что такое диагноз и почему не стоит торопиться ставить его себе или другим, столкнувшись с непонятными психологическими состояниями или жизненными ситуациями? В чем сходство и различие между психологическим заключением и медицинским диагнозом? В каких социальных ситуациях и у кого может возникать запрос на психологическое заключение? И, наконец, что такое разделяемое видение и какова его роль в психологическом консультировании? Рассмотрению этих вопросов посвящена эта статья.
Почему психологу «не все равно», кто поставил диагноз.
- У меня депрессия. Посоветуйте, как из нее выйти?
- У меня фобия. Как мне с ней справиться?
- У меня шизофрения. Скажите можно ли меня вылечить?
Если принимать вопросы за чистую монету, остается только посоветовать обратиться к психиатру, потому что лечение психических расстройств находится в его компетенции. Но не будем торопиться, вначале поинтересуемся, откуда взялись у людей диагнозы. Спросишь: «Вы обращались к психиатру, проходили обследование в клинике?» А человек удивляется: «Нет. А зачем? Я в медицинской энциклопедии нашел симптомы». Можно понять человека, который пытается разобраться, что с ним происходит и использует для этого всю доступную информацию. Также можно понять человека, который не торопится обратиться к психиатру.
А теперь попробуем понять, почему важно, кто поставил человеку диагноз: врач или он сам. В первом случае, это будет означать, что человек уже находится в орбите медицины, и, следовательно, получал или получает медикаментозное лечение, а также советы врача. В этой ситуации психологу необходимо прояснить детали лечения, потому что ему придется работать параллельно с врачом. Во втором случае, когда диагноз человек себе поставил сам, предстоит определить, стоит ли рекомендовать обратиться к психиатру.
О роли диагноза в оказании медицинской помощи.
Каждый знает, если врачу сообщить: у меня панкреатит/ артрит/миокардит/фобия/депрессия/ и. т. п. - в ответ услышишь в лучшем случае предложение рассказать, что беспокоит, а можно и на резкость нарваться: «Вы что врач, диагнозы себе ставите!». Чтобы понять, почему врачи узурпируют право ставить диагнозы, нам потребуется вникнуть в суть того, что это такое.
Итак, медицинский диагноз – это описание сущности болезни и состояния пациента в понятиях современной медицины и в соответствии с МКБ (медицинской классификацией болезней). Другими словами медицинский диагноз относит описание картины расстройства, наблюдаемой конкретным врачом у конкретного больного к одной из позиций в ограниченном списке болезней. Диагноз - важный винтик в механизме медицинской системы. Но только не надо думать, что его цель - помочь врачу определить какое лечение необходимо пациенту. Диагноз – является лишь биркой, на основании которой система обрабатывает пациентов, сортирует их.
Например, официально подтвержденный диагноз дает основание для получения определенных социальных льгот, качество и количество которых зависят от диагноза. В зависимости от предварительного диагноза, поставленного врачом скорой помощи, человека могут госпитализировать в инфекционную больницу, гастроэнтерологическое отделение, психиатрическую клинику и т. д. Там другие врачи будут изучать клиническую картину болезни прибывшего человека. Исходя из того, что они увидят, и, проведя дополнительную диагностику, они назначат лечение, а предварительный диагноз при этом могут и не подтвердить.
Из сказанного становится понятно, что если нет сверхзадачи - получить социальный статус больного, нет смысла начинать с того, чтобы искать в медицинской энциклопедии психические заболевания, некоторые симптомы которых похожи на то, что с вами происходит. Сегодня интернет предоставляет возможность провести предварительную ориентацию в вопросе, задав вопрос непосредственно профессиональными экспертам. Так что самым разумным будет без затей рассказать им, что с вами происходит, узнать разные мнения и уже после этого решить, что делать дальше.
Почему диагнозам нет места в психологическом консультировании.
Независимо от того, сам человек наклеил на то, что с ним происходит бирку, например, «фобия» или это сделал врач, психолог при первичном обращении проводит собственную психологическую диагностику. Он может использовать для этого психологические тесты или собрать необходимую информацию в ходе личной беседы. Однако в результате не появится «психологического диагноза»! Такое понятие в психологической практике отсутствует, потому что в ней нет понятия «болезнь». Это лечение у врача успешно завершается, когда уходит болезнь, а работа с психологом успешно завершается, когда человек справляется с той проблемой, о совместной работе над которой он договаривался. Конечно, в интернет можно иногда встретить рекламу психологов, предлагающих «вывести из депрессии» или «освободить от фобии», (то есть, вылечить человека от болезней, входящих в МКБ), что вызывает возмущение врачей, расценивающих это как посягательство на их территорию.
Может показаться, что спор идет «о словах», но это не совсем так. Конечно, формальную границу между психологическим консультированием и медицинской помощью провести непросто, но по факту она существует. Там где человек в силах принимать ответственность за свои состояния, самостоятельно запрашивать психологическую поддержку, и благодаря ей, успешно справляться с ними, можно вести речь о психологическом консультировании. Когда же сделать это он не в силах, возникает необходимость в медикаментозном лечении, госпитализации, и, следовательно, в медицинской помощи. Для того, чтобы обозначить эту границу словами, стоит говорить, например, о страхах - неблагоприятных психофизиологических состояниях, помочь справиться с которыми в компетенции психологов, и о «фобиях» - лечение, которых дело врачей и т.д.
В общем, чтобы психолог вас понял, лучше рассказывать о том, что беспокоит, «как есть», пользуясь обычным языком, оставив врачам удовольствие изъясняться медицинскими терминами.
Чем психологическое заключение похоже и не похоже на медицинский диагноз.
Психологи и не ставят диагнозов, они пишут психологические заключения, которые, можно сказать, в психологической практике выполняют ту же функцию, что диагнозы в медицине. Они подводят явления, наблюдаемые у конкретного человека, под некоторые общие категории, проще говоря, «наклеивают на них ярлыки». Этим сходство между психологическими заключениями и медицинскими диагнозами практически исчерпывается. Отличий заметно больше.
Во-первых, никаких стандартов (подобных МКБ) для написания психологического заключения в психологии не существует, поэтому его содержание и стиль зависит от теоретических установок специалиста, который пишет заключение. Однако отсутствие стандартов не означает, что каждый может писать все, что в голову взбредет.
Профессиональный глаз способен отличить грамотное экспертное заключение от произвольной отсебятины. Как? На основании того, что эксперт использует в своем исследовании подтвержденные методики и обосновывает высказанное мнение через ту или иную концепцию, известную в современной науке. Все дело в том, что при отсутствии внешних и явно зафиксированных стандартов в написании психологических заключений, существуют не писанные профессиональные нормы. Их знание и соблюдение и отличает профессиональный подход к делу от непрофессионального. Такова современная психология, нравится нам это или нет, а почему она такая – это тема отдельного разговора.
Еще одно существенное отличие психологического заключения от медицинского диагноза - оно должно быть понятным тем, для кого пишется. Врачи ставят нам диагнозы для внутренних медицинских нужд, а потому не заботятся, чтобы они были понятны не врачам. Психологи пишут заключения, как правило, не для психологов, а для тех же самых врачей или работников из сферы юстиции, педагогов, менеджеров, ставящих перед ними конкретные и весьма разнообразные вопросы. Естественно, те, кто заказывает психологам психологические заключения, не осведомлены о многочисленных теоретико-методологических проблемах психологии. Они ожидают, чтобы психолог просто и понятно сказал, например:
- сможет ли данный человек справиться с данной работой (запрос от менеджера),
- каковы психологические причины невнимательности и расторможенного поведения данного ученика (запрос учителя);
- каковы особенности личности и показатели умственной работоспособности данного пациента (врач-психиатр).
- и т.п.
Во всех рассмотренных ситуациях заказчик психологического заключения и обследуемое лицо – два разных человека. В случае психологического консультирования, заказчиком психологического заключения, может выступать сам обратившийся за консультацией человек, заинтересованный в получении профессиональной оценки.
О диагнозе, субъективном видении и экспертном суждении.
Психологическое консультирование и прием у врача психиатра начинается одинаково - с рассказа человека о том, что его волнует. Только врач и психолог смотрят на этот рассказ по-разному. При медицинском подходе видение человеком своей проблемы рассматривается как часть клинической картины заболевания. Психиатр констатирует, что пациент жалуется, например, на расстройство внимания, подавленное настроение и т.д. и учитывает это при постановке диагноза, но не ставит во главу угла субъективную оценку происходящего самим пациентом. Для него на первом месте стоят объективно наблюдаемые симптомы болезни.
А теперь посмотрим, что происходит, когда диагноз спешит поставить себе сам человек. Например, юноша, «подхвативший» инфекционное заболевание в туристической поездке по одной из южных стран, начинает после этого испытывать повышенную настороженность в отношении возможности инфекционного заражения даже, находясь дома. Он начинает мыть руки перед едой, просит родственников больше внимания уделять гигиеническим аспектам в приготовлении пищи, и слышит от них: «хватит дурью маяться», «тебе надо голову полечить», «достал уже со своей гигиеной». «Может, со мной и, правда, что-то не так», - думает молодой человек, лезет в интернет и находит… подходящий медицинский диагноз. «Я болен!» - начинает думать он и… приобретает еще один повод для беспокойства. Теперь к его страху заразится, добавляется отчаяние от оценки себя как психически больного человека.
До того момента, как он поставил себе диагноз то, что с ним происходило, укладывалось в пословицу: «пуганая ворона куста боится», и при разумном отношении, прошло бы через несколько месяцев. Но теперь, уровень тревоги удвоился, в его поведении появилась неуверенность, что всегда привлекает любителей самоутвердиться, насмехаясь над другими. В подобных ситуациях необходимо как можно скорее посоветоваться со специалистами, твердят врачи и психологи. А почему бы нет, если в интернете есть форумы, где специалисты бесплатно отвечают на вопросы.
На психологической консультации субъективное видение человеком сложившейся ситуации - предпосылка не для диагноза, а для совместной работы, по ходу которой психолог может предлагать различные способы взаимодействия. При этом он будет опираться на собственное субъективное видение ситуации, и, пропустив его через призму профессионального опыта и знаний, может высказать экспертное суждение. Решение - принимать или не принимать высказываемые психологом экспертные суждения – остается за человеком.
О роли разделяемого видения в психологическом консультировании.
Приватно общаясь с клиентом, психолог не ограничивается экспертными суждениями. Более того во многих подходах их высказывание на психологической консультации вовсе не приветствуется. То, чем психолог будет делиться с клиентом: мыслями, чувствами, личным опытом и т.д. - зависит от многих факторов: от подхода, в рамках которого он работает, от его профессионального опыта и от его личной позиции, наконец.
И все, чем психолог и клиент делятся друг с другом в ходе взаимодействия, создает между ними область разделяемого видения, которое подобно бифокальному зрительному образу объединяет взгляды на ситуацию клиента с двух различных зрения. По ходу работы разделяемое видение постоянно изменяется и трансформируется в направлении, позволяющем клиенту выработать новую точку зрения, открывающую перспективы решения поставленной проблемы. Таким образом, разделяемое видение - это один из существенных элементов психологического консультирования в отличие от медицинского диагноза, в котором нет необходимости ни на одном из его этапов.