- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Мне не жаль, что страдаю,
Жаль, что время прошло.
Я продолжаю иллюстрировать логику действия сценарной игры на примере отношений Игоря и Маши, вернее, уже только Маши, так как эта пара распалась.
После тяжелого разрыва отношений люди очень часто либо «вышибают клин клином», тут же бросаясь в новые отношения (что произошло с Игорем), либо пребывают в состоянии душевной оглушенности в течение длительного времени. Маше для того, чтобы прийти в себя, потребовалось почти два года. Но, к своему ужасу, она заметила, что уже на втором месяце отношений с новым молодым человеком в них стали просматриваться ситуации, очень сильно ей знакомые по истории с Игорем.
Говорят, что в любовной химии есть что-то биологическое, людей бросает в объятия друг другу сама природа. Другие более склонны верить в мистику и в происки судьбы. Психологи любят рассуждать о детских импринтингах или о том, что девушки склонны влюбляться в мужчин, похожих на их отцов, а молодые люди выбирают тех, кто похож на их матерей. Не будем вдаваться в эти споры, так как в случае Маши явно просматривается детский импринтинг.
С отцом у нее не случилось ни душевной, ни эмоциональной связи, так что он в ее судьбе сам по себе не сыграл особой роли, разве что подкинул в ее жизненную историю сюжет измены. «Роковым мужчиной» для Маши оказался ее дядя, младший брат отца. Психоаналитики изрядно покопались в вопросах детской эротичности, но здесь мы сошлемся только на то обстоятельство, что некоторые девочки и мальчики способны глубоко и сильно влюбляться с самого раннего детства. В чем именно проявляется детская влюблённость, сказать сложно, но в ней бесспорно может присутствовать и страсть, и та особая энергетика, которая по мере биологического созревания человека превращается в эротическую и сексуальную энергию.
Дети способны влюбляться в человека всей душой, и они порой оказываются очень проницательны, настолько, что видят самые глубинные и даже скрытые черты характера своего избранника. Но, тем не менее, очень часто в душу им впечатываются лишь какие-то внешние проявления человека, некоторые особенности его поведения. В случае с Машей в ее душу запала веселость дяди Юры, его склонность к дурачествам и придумыванию смешных историй.
Если бы Машина мама после развода с ее отцом не оборвала все связи с его семейством, в том числе и с дядей Юрой, то Маша по мере взросления смогла бы рассмотреть в своем избраннике более значимые черты его характера, смогла бы понять его сущность. Но так случилось, что он исчез из ее жизни слишком рано, поэтому в ее душе отпечатался только образ слегка инфантильного и задорного мужчины. Того обстоятелсьва, что их близость была обусловлена способностью ее дяди чувствовать вибрации чужой души и быть завороженным туманными образами детской фантазии, Маша тогда еще не понимала, ей это казалось чем-то самим собой разумеющимся.
Если девочка с младенчества чувствует любовь своего отца и эта любовь взаимна, то она имеет возможность выращивать в своей душе его образ, и этот образ становится все сложнее и глубже по мере ее взросления. Можно сказать, что в счастливых и полных семьях детские импринтинги «взрослеют» и развиваются вместе с теми, в чьи души они впечатаны.
Но жизнь далеко не всегда и не для всех оборачивается красивой сказкой. К сожалению, родители порой дискредитирют в глазах ребенка тот светлый образ, который явился ему изначально. Или, как это случилось в Машиной истории, идеальный образ мужчины не успел проявиться и созреть в ее психике из-за того, что его прообраз просто исчез из ее жизни.
Если подвести краткий итог только что сказанного, то можно отметить, что девушки постоянно влюбляются в не тех мужчин, потому что в их памяти отпечатались только внешние черты их «рокового мужчины». Они обманываются в своем избраннике, ведь за внешними проявлениями, похожими на что-то заветное, может стряпаться что-то совсем иное. В случае с Машиным восприятием дяди Юры она не могла, будучи ребенком, понять, что его экстраверность – это только психологическая защита. По сути, он был человеком, склонным к камерным и избирательным контактам.
Стоит отметить, что и взрослые люди могут увидеть в собеседнике поверхностного истероида только потому, что он артистичен и разговорчив, не понимая, что его веселость и разговорчивость – это просто дымовая завеса. Более базовые черты его характера можно будет рассмотреть только после того, как он начнет вам доверять. Так что, чего нам ожидать от детского восприятия! И стоит ли удивляться тому, что любовная химия часто срабатывает не с тем, с кем нужно.
Сценарная игра – это очень сильный психологический механизм, триггером к запуску которого часто оказывается как раз вспыхнувшая в отношениях между людьми любовная химия. Мы знаем, что любовь способна выродиться в ненависть, так и энергия любовной химии может быть использована для запуска сценарной игры, если первая влюбленность обрывается душевной травмой.
В какой-то мере сценарная игра – это тот способ, которым человек стал преодолевать свою травму, или способ его психологического выживания в ситуации продолжающегося стресса, тяжелого для него жизненного периода.
Ранним психическим стрессом для Маши была история скандалов ее родителей. Для преодоления этой травмы она выбрала ту игру, которая в моих предыдущих статьях этого цикла была названа «война мишек и зайчиков». Маша устраивала войну между своими игрушками, Мишка ссорился и дрался с Зайчиком, чтобы потом они мирились и бросались друг другу в объятия. Помирить родителей в реальной жизни Маша не могла, но в своей игре она была способна преодолеть разрушающее действие конфликта.
В отношениях с Игорем Маша неосознанно запускала эту игру в тех случаях, когда ей казалось, что их отношения заходят в тупик. Она невольно провоцировала Игоря на конфликт и выяснение отношений, надеясь, что после этого они помирятся и окажутся в объятиях друг друга. Иногда так и случалось. Но у Игоря была своя сказка, так что в ответ на Машин скандалы у него включилась своя игра – «игра в бегство и избегание». Он именно таким образом избегал психологическое давление со стороны мамы, которое в свою очередь было спровоцировано изменой и уходом из семьи его отца.
Следующий избранник, сумевший запасть в Машину душу, оказался таким же веселым живчиком, как и Игорь, но он был намного более инфантилен. Правда, эта инфантильность никак не сопровождалась ни способностью творить миры, ни способностью вообще придумать что-либо самому. Стас (новый молодой человек Маши) сам очень любил, чтобы с ним поиграли и его хоть как-то развлекли.
На первом с Машей свидании Стас рассказал ей несколько своих коронных историй, которые придумал не он, а когда-то в детстве сочинила его мама. Вдоволь насмеявшись над этими нелепыми сказками, Маша решила, что Стас может сочинять их и сам. Далее говорила уже она, а Стас хохотал, как ребенок, радуясь тому, что ему в течение всего вечера ни разу не было скучно.
Маша опять превратила в своей душе жалкую пародию на ее дядю Юру в его подлинник. Стас же вовсе не обладал способностью вжиться в душу другого человека и создавать с ним общие миры. Он был инфантильным молодым человеком, которому было скучно с самими собой, но он был очень благодарен тем, кто был готов с ним поиграть, чем-то развлечь его.
Стас был готов, как щенок, платить развлекающему его человеку лаской и преданностью до тех пор, пока у того хватало времени и сил на то, чтобы его развлекать. Но когда Маша возвращалась домой уставшей и ей самой нужна была поддержка, Стас быстро грустнел и убегал разлечься за компьютер или созванивался с кем-то из своих друзей.
Это поведение послужило запуском в Машиной психике ее привычной сценарной игры. Она стала пытаться вызывать Стаса на разговор, чтобы поскандалить и помириться.
Однако у Стаса были свои травмы и свои способы их преодоления.
Когда мама в действе за какое-нибудь его прегрешение в наказание отказывалась с ним играть, он тайком убегал к бабушке, которая охотно спасала любимого внука от слишком суровой дочери, не понимающей, что с детьми все можно решить игрой.
Когда Маша начинала его «воспитывать» (в ее понимании – вызывала его на разговор), Стас начинал ныть и заявлять, что он ни на что не способен, что он неудачник и всегда все портит. А когда он понимал, что Маша больше не хочет с ним играть, то убегал играть в компьютер. Когда же по настоянию Маши ему пришлось снести с компьютера все игры, он начал убегать «играть» с другими девочками. Вскоре эти игры, которые Маша вполне законно посчитала изменами, вскрылись, и отношения Маши со Стасом были разорваны.
Маша уже не так сильно переживала сам факт разрыва этих вторых для нее «серьезных отношений», ее испугала схожесть этой истории с ее отношениями с Игорем. Казалось, что история со Стасом была пародией на историю с Игорем, а Игорь был пародией на дядю Юру.
Маша два раза наступила на одни и те же грабли, и этого ей хватило для включения рефлексии (процесса осознания происходящего в ее психике), а ведь некоторые продолжают совершать одни и те же ошибки еще много раз.
Дело в том, что далеко не всегда человеку удается самому рассмотреть в своей душе работу каких-то психических механизмов, побуждающих его делать похожие ошибочные выборы, использовать ошибочные стратегии и совершать ошибочные действия.
Сценарные игры – это один из тех самых психологических механизмов.
В какой-то степени – это как раз защитный механизм или механизм преодоления стресса или травмы. Защитные механизмы психики как бы сужают наше внимание и самосознание от восприятия пугающих нас явлений, а порой они обманывают наш разум, предлагая ему воображаемое решение проблем. Таким образом защитные механизмы как бы искажают наше восприятие происходящего и опьяняют наш разум несбывшимися надеждами. Именно по этой причине многие механизмы нашей психики оказываются так сложны для самостоятельного осмысления.
Психологи так любят ковыряться в детстве человека, потому что надеются найти в нем какую-то закономерность и помочь человеку осознать то, что в нем происходит.
Когда удается включить рефлексию по поводу одного события и осознать логику действия одного отжившего себя защитного механизма, человек получает возможность осознать и внутреннюю механику своей психики в целом.