- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Любые наши чувства имеют жизненно важную функцию.
Это сигналы нашему организму, сообщающие о том, что возникла угроза целостности нашей сложной телесно-эмоционально-ментально-духовной конструкции, внутреннего равновесия, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, начиная от физического состояния и заканчивая нашими духовными ценностями. Или сообщающие о том, что возникла какая-то потребность, удовлетворение которой необходимо для дальнейшего процесса жизни.
Задача наших чувств – вызвать определенные действия, направленные на восстановление целостности нашей структуры. Проще говоря, в ответ на чувства нужно что-то сделать с внешней средой или с самим собой.
Любое действие, направленное на изменение, есть агрессивный акт.
А значит, любое чувство - это сигнал к агрессии.
Это активизирующаяся энергия, вектор, сила, качество которой определяется конкретной целью.
Попробую более подробно коснуться некоторых знакомых для каждого из нас чувств. Начнем с самых ранних, которые может испытывать ребенок, только что появившийся на свет, и в которых мы, будучи уже взрослыми, можем продолжать “застревать”.
Это результат фрустрации тех жизненно важных потребностей, которые ребенок (человек) не может удовлетворить сам, а того, кто бы мог их удовлетворить, рядом нет. В результате некоего внешнего или внутреннего раздражителя возникает возбуждение, переходящее в тревожность, позже в тревогу. При этом объект тревоги не может быть осознан, проконтролирован, узнан. Тревога может быть далеко не только от того, что ребенок, например, голоден.
Ребенок – это существо, которое впервые столкнулось с фактом своего существования в физическом мире, и на это происходит постоянная реакция возбуждения. По сути, ребенок – это и есть само возбуждение, которое само себя не понимает: что это, отчего это, где источник – ребенок осознать это не может.
Ужас – всегда о непонятном и о бессилии перед ним. Роль мамы в этой ситуации бесценна. Она тот человек, который может контейнировать эмоции ребенка, придать им четкую структуру, разговаривая с ним ласково, например, прижимая к себе, поглаживая. Это уже начало формирования устойчивой нервной системы ребенка.
Таким образом, ужас фрустрирует жизненную энергию, и это одно из самых агрессивных чувств. Когда объект ужаса ясен, осознан, он трансформируется в страх, и с этим уже можно что-то делать, то есть менять себя или окружение. Но когда нет ясности, то ужас, как правило, быстро перерастает в ярость.
Агрессия, направленная на удовлетворение потребности через воздействие на другого. Но, в отличие от гнева, где понятна граница между собой и объектом страха или раздражения, ярость не разрушает слияния, она его сохраняет. Пример – ребенок и мать.
Забегая вперед, скажу, что гнев – это более зрелая агрессия, цель которой восстановить или сохранить границу. Вариант гнева – ненависть. Это сильнейший гнев, цель которого не просто восстановить границы, а уничтожить то, что их разрушило.
И если тревожность, ужас трансформируются в страх, когда человек осознает, что ему угрожает и он может с этим жить и действовать - то подавленная и удержанная ярость подрывает жизнь и здоровье.
Однако эти эмоции способны творчески изменить жизнь человека, буквально преобразив ее в нечто новое, но для этого нужно признать и принять их. Это единственный путь перехода ярости и ненависти в гнев, злость, раздражение. Эти чувства уже имеют четкую структуру, с ними можно справиться, начать действовать осознанно, уверенно, свободно.
Это важный регулятор границ, когда есть угроза или она уже состоялась.
Это внешняя направленность энергии, отводящая эту угрозу.
Когда сформирована здоровая чувствительность к собственным границам, гнев конструктивен. Но когда чувствительность обострена или, наоборот, слабая, отсутствуе - происходят деструктивные процессы в теле человека, в его жизни, в отношениях.
Как правило, свободное выражение ярости и гнева, особенно детьми, встречается со стороны окружения негативно. Почему - это отдельная тема. Почти всегда в этот момент ребенок (позже взрослый) знакомится с другим чувством – стыдом.
Это энергия сжатия.
Сам по себе он инструмент творческого регулирования отношений. Он контролирует возбуждение, и, в зависимости от ситуации, человек может его отпускать или придерживать. То есть это такой способ владения агрессивной энергией самой жизни (витальностью).
Но так может быть только тогда, когда переживание стыда помогли принять, поддержать, смогли объяснить значимые люди в детстве. В жизни почти никогда этого не происходит. Стыдиться обычно стыдно. Стыд стыда – это токсическое состояние, когда не человек владеет возбуждением, а возбуждение властвует над человеком. Чаще происходит импульсивное сжатие, иногда наоборот, избыточное (бесстыжее) выражение.
Все мы сталкивались с высокомерием, холодностью, надменностью или другой крайностью – эпатажностью, эксбиционизмом. Такой человек как будто лишен ценности своего существования. Высокомерие же защищает его от боли потери себя, боли насильственной трансформации самого себя в кого-то чуждого его природе.
И если стыд – это трансформация собственного образа, часто связанная с потерей собственной идентичности, то вина во многом похожа на стыд, но касается уже конкретных действий. Это чувство более зрелое, чем стыд, оно связано уже с социальным взаимодействием.
Как и все предыдущие чувства, это тоже агрессия, но… на самого себя. Цель этого разворота – опять-таки сохранить слияние, но уже не на уровне изменения своего образа ради ожиданий значимого окружения, а на уровне действий.
Важная особенность вины – это связка ее с таким чувством, как обида. Для противоположной стороны она выглядит как обвинение. Она может быть подавлена, хорошо запрятана внутри, или фонтанировать постоянно на кого-то. Это проекция своей вины на другого. Цель – вызывать вину в другом, чтобы манипулировать им с помощью вины, получая свое.
Есть еще такие чувства, которые так же, как и предыдущие, вряд ли могут вызывать удовольствие -это отчаяние и зависть. Особенно зависть, которая часто провозглашается как неприемлемое чувство.
Это столкновение разнонаправленных векторов агрессии. Например, злости и любви (забегая вперед, скажу, что любовь очень агрессивна). Или злости и одновременно запрета на злость, сформированного значимым окружением. Чтобы избавиться от отчаяния, важно, как и все другие чувства, его признать, принять, прожить, позволив всем его составляющим выразиться. И злости, и злости на то, что злишься, и нежности, и так далее.
Это тоже агрессивная энергия трансформации самого себя в ожидаемый образ, но вектор ее направлен на того, кто этот образ имеет или демонстрирует. Это энергия нашего желания, которое исполняет для себя кто-то другой, но не мы.
Переизбыток чего-то вредного, чужеродного рождает желание от него избавиться. Как правило, это происходит через гнев.
Когда все или некоторые чувства, о которых я рассказала выше, подавляются, удерживаются, отрицаются, то они образуют блок, узел, который мы ощущаем как боль. Часто такую сильную, что подсознательно отрицаем и ее, заменяя вторичным гневом на всех и все или комплексами из стыда и вины.
Боль – это заблокированные эмоциональные переживания разных уровней и форм: от любви и нежности до ужаса и ненависти. Чтобы разблокировать боль, важно дать себе возможность (пространство и время) переживать каждое из них.
А сейчас немного о приятных чувствах, которые, как и вышеперечисленные, также являются триггерами агрессии по отношению к себе или другому. Возможно некоторых удивит, что нежность, радость, любовь - тоже есть агрессия. Но если рассматривать это понятие не как только жестокость, а шире, как импульс к жизни, как акт естественного процесса жизнедеятельности, развития и сохранения отношений, то это именно так и есть.
Один из самых мощных видов агрессии. Именно нежность имеет цель в сто крат сократить психологическую дистанцию между людьми. Уверена, что каждый, сталкиваясь с нежностью в себе или со стороны другого, тут же натыкался на стыд, страх или боль. Особенно, если нежность проявляется свободно, открыто, спонтанно.
Она всегда приносит удовольствие. Ведь радость – это процесс удовлетворения наших потребностей, самых желанных, физических, эмоциональных, часто чувственных, духовных.
Казалось бы, что здесь агрессивного?
Но если вы прислушаетесь к себе в момент радости, вы ощутите возбуждение, порой такое мощное, что избыток его не просто заметен для других, но часто он других заводит, провоцирует, раздражает, злит. Одновременно реакция радости несет изменения и в вас. Энергия радостного возбуждения продолжает влиять на окружающий мир, изменяя его так же, как и другие ваши чувства.
Это состояние, каждый раз заряженное совершенно разными энергиями чувств, порой противоречивыми. И это состояние - есть не только чувства.
Но поскольку тема любви бесконечна и не вписывается в рамки этого очерка, то слегка коснусь ее эмоциональной части. Самые привычные чувства и ощущения, связанные с любовью - такие, как: нежность, страсть, сексуальность - наполнены агрессивной и в то же время созидательной, жизнеутверждающей энергией. Любовь – это и чувства, и действия, она сильно меняет людей и их окружение.
Вот такой краткий обзор эмоционально-чувствительного мира человека, который является связью между нашим телом, его потребностями и нашим окружением. Без этой связи – жизнь невозможна!
Поэтому относитесь к любому чувству с уважением и принятием. Конечно, в идеале, когда мы только знакомимся со своей чувствительностью, хорошо было бы, чтобы мама, вернее, ее идеальный образ, контейнировала: разделяла, принимала наши чувства, помогала к ним адаптироваться, их регулировать в себе. А позднее подключался бы папа, опять-таки идеальный, чтобы ввести нас, таких эмоционально устойчивых, осознанных в свет, научив нас обращаться с чувствами в социуме.
Возможно, когда-нибудь люди, развиваясь из полуживотного состояния в кого-то абсолютно осознанного и исключительно творческого, так и будут жить. Но пока мы, как человеческий вид, находимся на пути к этой цели, и каждый из нас может сделать многое для себя и для других, начав заниматься собой, своим сознанием, своими эмоциями, своим телом.
Для этого и существует психотерапия. Одна из задач которой состоит в том, чтобы человек, принявший решение вернуть себе целостность, устойчивость, зрелость, прежде всего признал, принял, пережил и трансформировал все токсические чувства, изменил способы обращения с ними, вернул себе над ними власть.
На самом деле это и есть настоящая свобода.