- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Вполне естественно предположить, что психолог работает с психикой обратившихся к нему людей, но на самом деле, содержание и состояние психики – это только часть вопросов, которым психолог уделяет внимание при встрече с человеком.
Существуют еще характер, личность, сознание и разум. Все эти инстанции взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние, но человека нельзя понять, если видеть в нем только психику и тело.
Характер и темперамент – это то, что теснее всего связано с анатомией и физиологией человека, с его нервной и гормональной системой. Образно говоря, характер – это то, что человек наследует от своих предков, это сложная игра генов, которые он получает по обоим родовым линиям: и от отца, и от матери.
Характер проявляется в специфике и динамике нервных и эмоциональных реакций, в их скорости, устойчивости и силе. Но в тоже время он оказывает влияние на то, как человек реагирует на социальное окружение и на мир в целом, характер определяет специфику этого реагирования. И в этом смысле он приобретает не только биологическое, но и психологическое, а также социальное измерение.
Кто-то быстро переключается с одной темы на другую, с одной задачи – к решению следующей, и есть люди, которым трудно соскочить с овладевшей их внимание темы или избавиться от охватившей их душу эмоции – это проявления скорее характера человека, чем его психики. При столкновении с социумом характер может «портиться»: негативные черты характера могут усиливаться, а сильные нивелируются или оборачиваются дополнительными проблемами.
Какие-то жизненные события для одного человека могут обернуться сильной психической травмой, но если ему достался другой тип характера, то данное событие могло бы не оказать на него особого влияния и не оставило бы в его психике глубоких следов.
Прежде, чем приступать к восстановлению специфики психической жизни человека, а также к выявлению имеющихся в его душе психических травм, иногда стоит сначала разобраться в его характерологии. Понять, что приводит к мобилизации его внутренних сил и энергии, на какие аспекты социума и мира в целом обращено его внимание, какой тип событий оказывает на него влияние.
Одной из основных причин существования людей с травмированной психикой является то обстоятельство, что их родители обладали другим типом характера и они просто не понимали своего ребенка. Родителям хотелось, чтобы ребенок был таким же, как они, или реализовывал их несостоявшиеся мечты и надежды. Но, слегка перефразируя известную поговорку: «что для одного хорошо, то для другого смерть».
Понимание характера человека позволяет психологу, с одной стороны, понять, на какие возможности и ресурсы можно опираться при оказании помощи в самореализации этого человека, а с другой - позволяет предположить, с какими проблемами он сталкивался в детстве и в период своего становления. У людей с разной акцентуацией характера обычно отмечаются специфические типы психологических защит, и они бывают подвержены разному типу психологических травм.
Личность человека – это тот способ, которым он проявляет себя в своем социальном окружении. Можно говорить о наборе его социальных ролей (амплуа), об имидже и личном стиле поведения, речи, образа мыслей. Личность человека может быть сильной или слабой, ярко выраженной или смазанной, типовой или уникальной. Образно говоря, личность – это то, что прорастает в душе человека на базе его характера и под воздействием его социального окружения, а так же под воздействием доступных человеку образцов культуры – тех культурных и социальных героев, образы которых оказали на него влияние.
Психологи, помогая человеку избавиться от его психических проблем, далеко не всегда понимают, как решить проблемы личностного развития своего клиента. Например, поработав с психологом, человек может избавиться от деструктивного семейного сценария или освободиться от сковывающих его психику страхов и комплексов, но после этого он сталкивается с трудностями иного типа. Если его личность сформировалась такой, что не позволяет ему эффективно реализовывать себя в социуме, то, разобравшись с демонами своей психики, он сталкивается с трудностями иного типа, которые можно назвать «проблемой личностной несостоятельности».
Как уже говорилось выше, личность человека формируется базе характера. Люди с разными типами характера находят свои способы социальной адаптации, самореализации в жизни. Даже если перед ними стоят похожие цели, они могут достигать их разными путями, опираясь на разные внутренние и внешние ресурсы.
Человек с шизоидной акцентуацией характера может опираться на оригинальность своего восприятия событий и информации, но он может страдать от отсутствия особого социального чутья, которым обладают, например, истероиды. Есть люди, которые получают энергию от идеи, которой они служат, она как бы влечет их за собой и способствует мобилизации их внутренних сил - но если эта идея оказывается дискредитирована или обесценена, то они сильно страдают от потери смысла.
В личности человека можно выделить как образную, имиджевую составляющую, так и организационную. Человек может понимать, каким образом ему хотелось бы позиционировать себя в своем ближнем и дальнем социальном окружении, и при этом он должен обладать навыками реализации своих социальных установок. Он должен уметь добиться того, чтобы и друзья, и близкие, и коллеги, и более широкий круг людей воспринимал его определённым образом и взаимодействовал с ним так, как ему хотелось бы.
Для того, чтобы личность обладала организационной возможностью самореализации, человек должен сформировать в себе и развить определённые интеллектуальные, коммуникативные и организационные способности. Грубо говоря, личность человека можно воспринимать как определенный набор таких способностей, профиль его личностных качеств. Человек может избавиться от своих психических проблем, но если его коммуникативные и интеллектуальный мышцы недостаточно накачаны, и если «скелет его личности» остается нестойким, то ему трудно существовать в этом мире.
Психотерапия (по крайней мере, в различных версиях психоанализа и гештальт-терапии) обычно ориентирована на работу с психикой человека, но для укрепления личности стоит ориентироваться на развитие его личностных способностей, а также на обучение человека ориентироваться в социальной действительности.
Казалось бы, мы живем в одном мире, но даже люди, проводящие значительную часть жизни в одном помещении и в одном окружении, воспринимают происходящее по-разному и замечают в текущих событиях разные вещи. Это, в общем-то, труизм, но, тем не менее, люди чаще всего предполагают, что то, что естественно и адекватно для них самих, должны также видеть и понимать другие. Они как бы проецируют на других не только содержание, но и структуру своего сознания.
Понять, как отформатировано сознание других людей, трудно, и очень часто люди даже не предполагают, какие коварные сюрпризы им может преподнести форма организации и наполнение их собственного сознания. Некоторые постоянно видят мир в мрачном цвете-за специфической настройки своей «интеллектуальной оптики», внимание других может неожиданно сфокусироваться на какой-то болезненной для них теме, так что все остальное уже кажется несущественным.
Можно привести почти классический пример, когда молодым людям их более зрелые товарищи объясняют, что мир не черно-белый, в нем много оттенков. И, в частности, люди редко бывают абсолютно плохими или предельно хорошими. То же самое справедливо и для других «оппозиционных категорий». Люди в большинстве своем не бывают абсолютно добрыми или злыми, сильными или слабыми, справедливыми или лживыми. И стоит отметить, что сами шкалы, по которым мы оцениваем других людей, также у всех разные. Люди пользуются разными наборами оппозиционных категорий.
На структуру и форму организации сознания большое влияние оказывает воспитание и специфика его взаимодействия с другими людьми, прежде всего – с семейным окружением. В какой-то момент на сознание начинают оказывать влияние увязшие в психике комплексы, а также общее композиция очагов напряжения, сформировавшаяся в психике человека. Тем не менее, помимо истории социальных и межличностных взаимоотношений, на сознание человека большое влияние оказывает и особенность его характера.
Дело в том, что характер человека определяет его базовое отношение к миру и, в частности, к социуму. У представителей разных психотипов отмечаются свои способы и стили мобилизации внутренних ресурсов. Их мобилизация происходит в ответ на разные проявления мира, люди с различными акцентуациями характера замечают разные «социальные стимулы» и реагируют своим, свойственным для их психотипа, образом. Если внимательно наблюдать за маленькими детьми, то можно заметить, что уже младенцы начинают проявлять свой характер и они по-разному реагируют на одни и те же события.
Внимательное наблюдение за людьми позволяет сделать вывод, что наше сознание довольно-таки редко находится в ясном и незамутненном состоянии. Чаще всего мы находимся в состоянии различных рабочих, коммуникативных и созерцательных трансов. Поле нашего сознания пребывает под властью каких-либо размышлений, разные темы или события как бы пленяют наше внимание. Многие люди часто находятся во власти эмоций или переживаний. И чем сильнее эти переживания, тем с большей уверенностью можно говорить о том, что человек находится в измененном состоянии сознания. Решая какую-то рабочую задачу, мы стараемся отключиться ото всего, что нас окружает. Все это можно отнести к разряду «полезных трансов», но очень часто люди погружаются в состояние тяжелых, болезненных и деструктивных трансов. Именно в таком состоянии они чаще всего и приходят к психологам.
Мы можем выделить достаточно четкую корреляцию между тем, что происходит в нашей психике, и состоянием сознания. Но сознание и психика – это не одно и тоже. Сознание человека как бы «отформатировано» нашей культурой и его социумом. Мы замечаем в мире то, на что нацелена и на чем сфокусирована наша «интеллектуальная оптика».
Характер человека определяется его генной наследственностью, черты личности человека формируются в ходе его взаимодействие с ближайшим социальным окружением, а также под воздействием тех прототипов и культурных героев, которых он выбирает в хранилищах национальной или мировой культуры. Но что же остается на долю психики человека - и что такое психика?
Изначально, на заре эпохи «научного просвещения», понятие «психика» являлось замещением термина «душа». То есть тело и разум человека – это одно, а то, что ранее относилось к области души, стало психикой. Из области психики устранили все те проявления души, которые предполагали ее бессмертие и способность преобразовывать, облагораживать тело и разум. Психика оказалась населенной только эмоциями, чувствами, аффектами и влечениями, она не переняла от души возможность вспоминать о прошлых воплощениях человека или созерцать мир невидимых идей.
По мере формирования психологии как науки на откуп психике передали также и то, что ранее относилось к разуму и интеллекту, а также к волевым проявлениям человека и специфике его восприятия мира. То есть в современной модели человека к психической сфере относят все, что не является телом. Правда все еще можно услышать слова: «это все – психика и эмоции», предполагая, что это «все» как бы лишнее, а главное – это разум и трезвый анализ фактов, приводящий к постановке рациональных целей и планов их достижения.
Мы не очень любим сравнивать человека с компьютером, но в данном случае можно объяснить то, что понимается под психикой, используя именно этот метафорический ряд.
В области психики оседает не только информация, но и большое количество различных полезных, бесполезных и вредных программ, в том числе и разливные трояны и вирусы. К этим «программам» можно отнести и семейные сценарии, а также подверженность к неосознанному воспроизводству одних и тех же психологических игр. Область психики оказывается наполненной различными фобиями и страхами, психологическими комплексами, в ней могут срабатывать механизмы психологических защит, блокирующих не только саму психику, но и сознание человека.