- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Наверное, каждый знаком с ситуациями, когда его душу переполняют переживания и чувства, он понимает головой, что нужно делать - но справиться со своим состоянием не может. В данном случае мы имеем дело с неуправляемыми переживаниями или со «взбунтовавшейся психикой».
Одним из способов обуздания наших чувств являются различные проективные техники.
Навсегда расстаемся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него – а потом сотри.
/ Иосиф Бродский
Принцип проекции используется в самых разных ситуациях, в частности в проективных психологических тестах, когда человек как бы проецирует на какой-то «экран» содержание своей психики и сознания. Это могут быть «неопределённые стимулы», как в тесте Роршаха, или лист бумаги, как в рисуночных тестах. В данном случае мы попытаемся рассмотреть принцип проекции в качестве средства управления содержанием нашей головы и психики.
Представьте себе архитектора, в голове которого роится какой-то новый замысел, идея какого-то необычного строения. Пока это только смутные образы, и ему даже трудно четко представить их для самого себя, а не то, что показать другим людям.
Как в таком случае поступают архитекторы и строители?
Они берут чистый лист бумаги и начинают рисовать то, что роится в их сознании. Они как бы проецируют на чистый лист бумаги те невнятные образы и идеи, которые пытаются осмыслить.
В результате на листе бумаги появляются чертежи, зарисовки силуэтов здания, отдельные детали будущего строения. Спроецировав свои смутные идеи на лист бумаги, архитектор получает возможность с ними работать, развивать эти идеи, превращать их в то, что может быть реализовано на практике. Обычно архитекторы делают очень много чертежей и зарисовок, прежде чем им удается справиться с залетевшими в их голову идеями, прежде чем они сделают очевидными и понятными роящиеся в их голове смутные образы.
Психологи также используют принцип проекции при работе с людьми, которые не могут справиться с мыслями, чувствами и проживаниями, терзающими их души. Одной из техник, базирующейся на принципе проекции, является «техника визуализации».
Самый простой способ использования техники визуализации состоит приблизительно в следующем: человеку предлагают представить мучающее его чувство в виде какого-то образа. Многим людям удается это сделать без особой помощи. Они начинают видеть свои чувства, например, ненависть, в виде какого-то образа: яркого шара, горящего огня или натянутого лука – у каждого может возникнуть свой образ. Далее появляется возможность что-то делать с ним.
Пока ненависть раздирает вашу душу или ощущается в качестве боли в висках, вам трудно с нею справиться, но когда она как бы выводится на внешний по отношению к вам «экран» и вы уже не ощущаете ее внутри, а видите перед собой в виде образа - вы уже можете мысленно поубавить «накал пламени», ослабить «тетиву лука».
В колдовских практиках технику визуализацию использовали в качестве «оружия» возмездия обидчику. Какая-нибудь ведьма или колдун, вместо избавления человека от охватившего его чувства ненависти, могли, наоборот, усилить его и помочь человеку реализовать свои планы в магическом пространстве. В этом случае образ натянутого лука, символизирующего ненависть, мог сработать, и «магическая стрела» полетела бы в обидчика.
Мы оставляем последствия реализации такого ритуала на совести тех, кто в него верит. В психологии обычно стараются использовать визуализацию для избавления человека от деструктивных чувств, а не для использования их энергии в качестве магических действий.
Для реализации более сложных форм техники визуализации бывает необходимо как бы разогреть воображение и образное мышление человека. Для этого используются суггестивные техники, когда человека как бы вводят в легкий транс. Это позволяет ему более четко представить необходимый образ, а также то пространство, ту реальность, в которой это образ начинает жить.
Например, если человек чувствует какую-то зависимость от другого человека или не может избавиться от какого-то воспоминания, то он может представить эту зависимость в виде нити или лески. Далее можно представить, за что именно эта нить привязана или цепляется, как в психике человека, так и в том, от кого он испытывает зависимость.
Иногда эти образные картинки приводят к неожиданным инсайтам.
Например, одна девушка поняла, что ее раздражает коллега, потому что так же щурит брови, как ее учительница в школе. Во всем остальном у нее каких-либо рациональных претензий к своей сослуживце не было, вся ее вина состояла в том, что она напоминала нашей девушке о тех обидах, которых она натерпелась в свое время от давно забытого учителя. Этот учитель был мастер по запуску сплетен и плетению интриг, и девушка опасалась, что ее коллега также плетет против нее интриги и распускает дурные слухи.
Часто принцип проекции включается в сознании человека непроизвольно, что может приводить к не очень приятным последствиям.
Иногда принцип проекции может играть еще более суровую роль. Люди как бы проецируют свои пороки на близких людей.
Мать может проецировать свою тревожность на ребенка.
И в итоге жизнерадостный и веселый ребенок начинает бояться тех событий, о которых постоянно с тревогой говорит его мать. Залезая на горку он не предвкушает радость легкого спуска, а боится пораниться, скользя по спуску, где только что легко и радостно проехало много детей, на которых родители не проецируют свои страхи.
Работая с семейными парами, психологам приходится наблюдать, как в состоянии ссоры или конфликта супруги обмениваются взаимными обидами и обвинениями, видя в поведении и словах другого свои страхи и подозрения. Бывает очень сложно показать им, что большая часть обвинений – это проекция на другого своих страхов и подозрений или переживаний из прошлого.
Так, пришедший с работы муж может хмуриться не потому, что не хочет видеть своей жены, а по причине того, что у него был тяжелый день и он не может сходу избавиться от эмоций, вызванных поведением коллег.
Наверное, начиная с опыта Зигмунда Фрейда, принцип проекции активно используется в психотерапии. В практике психоанализа психолог выступает как бы в качестве «неопределённого стимула» и одновременно «экрана», на который клиент проецирует содержание своих переживаний и элементы своего прошлого опыта. Именно поэтому психоаналитики редко делают утверждения и высказывают развернутые тезисы: считается, что этим они могут нарушить процесс проекции в беседу содержания сознания клиента.
Известно также о «механизме переноса», когда на психолога проецируется образ матери или отца. В некоторых случаях происходит проекция образа партнера, и тогда может возникнуть «эротический перенос».
Однако ситуация психотерапии сама по себе является сильным проективным тестом. Очень многие ситуации в нашей жизни развиваются в процессе взаимодействия, коммуникации с другими людьми, с другим человеком. И можно сказать, что люди проецируют в беседе с психологом те стили общения, которые они используют во взаимодействии с другими людьми.
По этой причине некоторые психологи активно используют в ходе психотерапии игровые и коммуникативные техники, в ходе которых клиенты проецируют различные паттерны своего поведения, коммуникативные стратегии и типовые реакции. И после того, как люди проецируют на игровую ситуацию свои привычные реакции и переживания, со всем этим появляется возможность работать.
Мы часто слышим призывы не держать в себе чувства и переживания, нам предлагают высказать их, выговориться. Иногда это действительно помогает, но не всегда. Проблема в том, что очень часто, рассказывая о переживаниях, человек как бы заново погружает себя в ту ситуацию, в которой они возникли. А если слушатели окажутся слишком эмпатичными и склонными добавлять к услышанному проекции своих чувств, то рассказчик может так сильно закошмариться, что ему станет еще хуже.
Простой пересказ своих переживаний и чувств часто превращается в специфическое средство введения себя в привычный транс. Человек начинает вспоминать травмирующее событие, произносимые слова и описания снова указывают ему на неприятные для него детали происходившего - и в итоге он как бы заколдовывает себя и входит в то изменённое состояние сознания, которое сопровождается привычным шлейфом переживаний.
Для того, чтобы справиться с проживаниями, необходимо «вынуть» их из психики человека, а не погружать человека в них еще глубже. Умение пользоваться проективными техниками и превращает простую беседу или жалобы в психотерапию.
Это становится особенно важным, когда человек испытывает очень смешанные и противоречивые чувства, которые трудно понять и в которых трудно разобраться, пока не спроецируешь их на воображаемый экран.