Сильная женщина – сценарий одиночества

main_img

Летом 1961 года, выстрелив себе в голову из охотничьего ружья, покончил  с жизнью Эрнест Хемингуей. «Ничего не боюсь!» - это одна из его первых детских фраз. Он участвовал в первой мировой войне, где был ранен осколками снаряда в обе ноги. Когда в Испании разгорелась гражданская война, он был там в качестве журналиста. Он воевал на фронтах второй мировой войны. Он всю жизнь искал опасности и побеждал их. Он покончил с собой, чтобы победить старость и немощность.

«Она самая честолюбивая женщина из всех, что жили на земле» - говорил о своей третьей жене Хемингуей. Марта Геллхорн – одна из самых известных журналистов Америки. Они были женаты 4 года. Вместе писали репортажи о военных событиях в Испании, вместе изъездили всю Европу как военные корреспонденты. Она бросила Хемингуея, когда ей пришлось выбирать между ним и работой журналиста. Она участвовала в высадке союзников в Нормандии, она писала репортажи о войне во Въетнаме, о военных конфликтах в различных странах Латинской Америки. Марта не была счастлива в личной жизни. Сильная, но одинокая, она прожила долгую жизнь, закончив ее смертельной дозой снотворного зимой 1998 года.

Две судьбы. Два сильных человека. Обязательно ли сила должна идти рука об руку с одиночеством? В психотерапии говорят о жизненном сценарии, который применительно к женской судьбе называется «Сильная женщина». Особенность этого сценария заключается в том, что личностная сила сочетается с неумением испытывать привязанность к другим людям. Давайте подробнее рассмотрим, как создается эта удивительно насыщенная, но трагичная судьба?

Под сценарием можно понимать, прежде всего, совокупность важных представлений о себе, жизни и окружающих людях, которые формируются у человека в раннем детстве и в дальнейшем определяют его жизнь. Основное, чему научили родители «сильную женщину»: надейся только на себя и не доверяй людям. Часто бывает так, что в семье ожидали мальчика, и ребенка воспитывают по мужской модели. Учат конкурировать, соревноваться и выигрывать. Будь сильной, борись, твоя ценность определяется тем, насколько ты можешь побеждать – так определяют родители ее место в мире и ее жизненный путь. Активна, с детства любит разного рода состязания, обычно, безэмоциональна, так как «эмоции – это слабость».

Одна против всего мира, в котором «борись или умри». Одна, так как вторым родительским предписанием является «Не доверяй!». Мир враждебен (как минимум, безразличен), на людей полагаться нельзя. Эта черта сценария создает сильного одиночку. Она никогда не попросит о помощи, так как не хочет выглядеть «слабой». Почему родители передают своему ребенку такое восприятие окружающих? Причин может быть много. И это становится предметом исследования в психотерапии, так как, когда понятны причины формирования предписания, его сила снижается. Правда, в психотерапию женщины с таким сценарием попадают очень редко, ведь психологическая помощь  ассоциируется со слабостью, и доверять другому человеку, (психологу или психотерапевту), очень сложно.

У нее нет подруг, а мужчины избегают ее. Избегают, так как в отношениях она не готова быть равным партнером, она стремиться доминировать. И это доминирование скорее не заботливое, а контролирующее и критикующее: она может высмеять, может  жестко указать на ошибку. Такое положение «сверху» женщина занимает и потому что «должна быть сильнее» партнера, и потому что так психологически безопасно.

Позиция «людям нельзя доверять» находит подтверждение в ее отношениях. Она неоднократно разочаровывается в людях. Другое дело, что «сильная женщина» сама вносит огромный вклад в то, чтобы отношения не сложились, хотя может этого и не понимать. Каждый, кто сталкивается с ней, чувствует, как она сигнализирует всему миру: «Мне никто не нужен!»

Эта «сильная женщина» может влюбиться. Тогда она как будто бы выходит из сценария, позволяя себе некоторую эмоциональную близость. Но очень скоро обнаруживает, что длительные отношения невыносимы, так как предполагают компромиссы, обоюдную здоровую зависимость друг от друга, (а зависимость для нее невозможна), обмен уступками и просьбами, (а просить она не может). Поэтому жизнь ее заканчивается в одиночестве.

Я описал крайний вариант сценария. Сценарий может протекать и менее жестко. Тогда возможна и семья, и дети. Конечно, женщина доминирует, контролирует, управляет всеми, и отношения далеко не партнерские.

Как уже было сказано, к помощи психотерапевта «сильная женщина» прибегает очень редко. Если же обращается к психотерапевту, то по причине одиночества или близкие подталкивают ее к терапии, жалуясь на слишком жесткий характер. Если женщина решает пересмотреть свой сценарий, то ей предстоит поменять два ведущих представления о мире, о которых я писал выше: надейся только на себя и не доверяй другим. И придется научиться идти на риск близких отношений, не защищаясь через доминирование и не убегая от близости в соперничество.

Давайте сделаем фантастическое допущение и представим, что Эрнест Хемингуей Марта Геллхорн смогли бы выйти каждый из своего сценария.  Тогда у них появился бы выбор наслаждаться и дальше личностной силой, опасностями и победами, но в итоге придти к одиночеству, или разрешить себе чувство привязанности и отношения любящих людей. Возможно, мы лишились бы повести «Старик и море». И Марта не написала бы «Лицо войны». Но не было бы и финального выстрела из охотничьего ружья. И были бы дети, похожие на них. И было бы то, что ощущается как семейное счастье.

Историю не изменишь. Но мы можем изменить свою собственную жизнь.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ