- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
В своей работе над вопросом формирования психосоматических симптомов Фрейд выделил две концепции:
Эти идеи были и все еще остаются основой фундаментальных исследований в этой области.
Нужно сказать, что позиция Фрейда в отношении исследования и лечения психосоматических расстройств была во многом противоречивой. Подчеркивая значение психоанализа с его возможностью разглядеть взаимосвязь соматического и психического, он в то же время утверждал, что по-настоящему «заглянуть» в соматику ему все же не удалось, а она является, по мнению Фрейда, первоосновой психического.
В этой и двух следующих статьях мы рассмотрим подробнее его идеи.
Отправным пунктом психоанализа и психосоматики является открытие психической этиологии (происхождения) истерических заболеваний, которые характеризовались различными телесными симптомами – анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушение походки, координации, глухота, слепота, потеря голоса, рвота, икота и т.д.
Важно, что вся эта симптоматика не имела в своей основе органического поражения, этим отличалось данное состояние от органических болезней. Параличи были ложные, слепота и глухота – обратимые. Это были функциональные проявления (нарушения).
Связывая органические симптомы, не имеющие под собой основания в виде органического поражения в теле, с жизненной ситуацией и предшествующими событиями, Фрейд обнаруживал, что многие из симптомов удавалось устранить в ходе психоаналитической работы.
Фрейд сформулировал: «истерик страдает по большей части от воспоминаний».
От каких воспоминаний?
Воспоминаний о психотравме, доступ которых к сознанию перекрыт психической защитой.
Переход из психики в соматическую иннервацию он назвал конверсией. Понятие конверсии Фрейд сформулировал следующим образом:
При истерии происходит обезвреживание непереносимого для больного представления путем перевода нарастающего возбуждения в соматические процессы. Для чего я хотел бы предложить термин КОНВЕРСИЯ.
Фрейд не пытался объяснить своей концепцией конверсии механизм перехода из психики в соматику. Он считал этот переход таинственным и полагал, что понимание этого процесса придет не очень скоро. Для Фрейда было принципиально выделить конверсию как специфическую, отличающуюся от прочих форму образования симптома.
По мнению Фрейда, конверсию осуществляет Я, и благодаря ей Я становится свободным от противоречий, то есть освобождается от конфликта с бессознательными инстинктивными импульсами.
Репрезентация инстинктов психики – это влечения, они локализуются в бессознательном. Сверх-Я отвечает за мораль в этой топике и отправляет приказ в Я – например, «только попробуй мастурбировать», а Я говорит – «пошли бы вы куда-нибудь подальше». Защита перенаправляется на руку, и рука в параличе.
Таким образом, конверсия – это защита Я, к которому Я прибегает вследствие непереносимости противоречивых импульсов, исходящих из Сверх-Я и из бессознательного, и Я перенаправляет импульс в сому.
По мнению Фейерберга, конверсия – это зашита от психоза. Таким образом, Я становится свободным (освобождается) от конфликта. Сверх-Я – это тоже часть Я, но специфическая часть Я, которая может делать другую часть Я объектом и расценивать её (и критиковать/нападать на нее) как объект.
Понятие конверсии в современном психоанализе означает процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание превращается в телесные феномены (например, представление о собственной никчемности вследствие мастурбации - «какой это ужас, какой позор, я ничего с собой не могу сделать»), но это вытесняется в бессознательное как непереносимое представление, и вместо этого остается (возникает) симптоматика. Я не удовлетворяет ни Сверх-Я, ни ОНО.
Соматические феномены имеют символический смысл и являют собой язык тела, выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Телесная симптоматика устраняется, когда посредством анализа связанные с телесными симптомами мысли и фантазии удается перевести обратно в слова.
Пациент должен заново пережить эти представления, которые привели к соматизации, в присутствии аналитика. Вновь, в присутствии аналитика, произвести аффективное состояние. Именно в этом случае происходит отреагирование, идет сброс возбуждения, переработка аффекта, о котором писал Фрейд, ибо непереносимое представление несет очень сильный отрицательный заряд, от которого и необходимо освободиться посредством переживания непереносимых событий прошлого в настоящем, соединив внутренний аффективный заряд с травмировавшим представлением, послужившим причиной этого аффекта. Пограничный синдром характеризуется множественной конверсией.
Мы разбирали конверсионную теорию психосоматики и говорили, что при конверсионной истерии и других психосоматических расстройствах соматический симптом символизирует конфликт, и органических поражений органов нет. Там соматоформные нарушения, они обратимые (ложные параличи, потеря слуха, немота, глухота, потеря чувствительности и т.п.). Вся эта соматическая симптоматика - то, что Фрейд назвал конверсией (симптом символизирует конфликт). И если этот конфликт перевести в слова – интерпретировать клиенту с тем, чтобы он смог это понять и принять – симптоматика исчезает. Так, Фрейд писал:
где было БСЗ (ОНО), должно стать СОЗНАТЕЛЬНОЕ (Я).
Трудности заключаются, однако, в следующем: в процессе исследований психосоматической медицины (Дойч, Франц Александер были прародителями медиц. психосоматики) выяснилось, что взаимоотношение психики и соматики не однолинейно, не однофакторно (т.е. не один какой-то конфликт приводит к психосоматике). Действительно, симптом символизирует конфликт, но когда стали искать симптом во многих психосоматических болезнях, мало что удавалось понять. Но все-таки, усложняя конверсионную теорию Фрейда, пытались показать, что конверсия распространяется и на др. психосоматические болезни – истинные психосоматозы, то есть те болезни, которые проявляются уже органическими нарушениями в органах и тканях. Потому как соматоформные - это функциональные изменения (давление может повыситься и понизиться), а вот инсульт и инфаркт – это уже органические изменения (сосуды, мышцы сердца). И вот это уже может быть истинным психосоматозом.
Поиск конверсии в психосоматических болезнях, имеющих уже органическую природу, проводил Франц Александер (он основал в Чикаго институт психосоматики). Теория Александера – теория психосоматозов, имеющих один из вариантов конверсии. Ибо теорией прямой конверсии не очень получалось работать с психосоматозами (предполагает рассмотрение соматического симптома в качестве символизации конфликта).