- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В предыдущей статье мы уже говорили о смыслах тела, которые могут придаваться ему при сэлфхарме, или самоповреждении
Анорексия также признаётся многими исследователями как отдельный вид сэлфхарма.
Нервная анорексия (anorexianervosa) — полный отказ от пищи или резкое ограничение ее приёма в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. Чаще встречается у девушек.
Это расстройство также начинаются в подростковом возрасте. В пубертатный период тело резко начинает подвергаться изменениям, девочки обретают формы: там, где раньше было плоско, теперь становится много тела – растут груди, попа, тело из детского превращается во взрослое. На эти изменения никак не повлияешь, тело как будто перестает быть твоим, оно как будто ведет независимое существование. Это вызывает страх и протест.
В некотором смысле анорексия – это попытка отменить реальность, пустить время вспять, контролировать свое меняющееся тело. Отрицание женственности – женственности плотской, плодородной и чувственной. Одним из первых грозных признаков, что анорексия зашла уже далеко, является исчезновение месячных у таких девушек.
Девушка словно начинает борьбу с телом, а именно борьбу за власть…
/ Матиас Хирш
Довольно часто девушки с анорексией говорят на сессиях об этой борьбе за власть, такие разговоры можно выразить фразой, которой Матиас Хирш назвал свою книгу «Это мое тело, и я могу делать с ним, что хочу».
Анорексичная девушка становится повелительницей своего тела. Она имеет абсолютную власть над своим весом, контроль веса означает для нее быть сильной и самодостаточной, тогда как в социальной жизни и в отношениях с матерью – она слабая и неуверенная.
С другой стороны, стать взрослой – это вызов, это прощание с детством, это отделение от родителей, это переход в неизвестность. Девочки с анорексией боятся взрослеть, они боятся сепарации от матери, связь с которой в таких случаях особенно сливающаяся. Девочке трудно даже отличить, где ее желания, а где материнские. Межличностные границы слабые и диффузные.
Рассказывая о дочери, мать часто говорит о ней, объединяя ее с собой местоимением мы, как будто дочь не подросток, а еще младенец. «Мы сегодня смогли покушать, мы расстроились». Мать предъявляет свою власть над дочерью, часто это выражено в чрезмерной, навязчивой заботе, внедряющемся поведении – мать хочет знать все, что происходит с дочерью.
Такие дочери все рассказывают маме, вплоть до отношений с мальчиками (если, конечно, они вообще есть). Отказ от пищи - это заявление о том, что мать не властна над телом дочери и, вопреки ее воле, дочь будет делать все, что захочет, со своим телом. И хотя бы здесь, со своим телом она САМА решает, что делать. И парадоксальным образом одновременно это отказ отделиться от матери и желание навсегда остаться ребенком.
Такие девочки на сессиях выглядят безвольными, апатичными. Бывает, спрашиваешь девочку 13-15 лет, нравятся ли ей мальчики. Ответ – нет, никогда не нравились. Да что такое с тобой, хочется растормошить ее – в этом возрасте уже должны нравиться мальчики! Складывается впечатление: «Что воля, что неволя – все равно. Делайте со мной, что хотите. Все равно у вас ничего не получится».
Вся ее страсть и ненависть отщепляется и уходит на борьбу со своим телом, чтобы заморить себя голодом. Она безвольная и подчиняющаяся - и в то же время непреклонная, как скала, в своих отношениях с пищей и со своим молчаливым протестом.
Матери таких девочек могут сполна почувствовать свое бессилие помочь дочери. Ведь это и есть бессознательная цель страдающей анорексией девочки – показать матери ее бессилие, это такая своеобразная месть за то, что мать властвует над дочерью, контролирует каждый ее шаг. Такие мамы обычно полностью погружены в жизнь своих детей, им страшно отпускать их во взрослую жизнь, они бессознательно удерживают дочерей возле себя. У них недостаточно вовлеченные отношения со своими мужьями или они вообще одиноки, и ее дочь – ее свет в окошке.
Молчаливый протест также развивается в бессознательном переносе отношений с матерью на терапевта. Отсутствует мотивация к лечению, и усилия терапевта как будто уничтожаются, пациентка передает послание: «Никто не сможет мне помочь, и вы не исключение». Чтобы преодолеть это стремление к смерти, требуются все умение терапевта и огромные усилия.
Следует помнить, что под внешним невинным видом хрупкой анорексички скрывается огромная агрессия, которую она направляет против собственного тела. Нельзя недооценивать серьезность положения, ведь в этом стремлении побороть свое тело девушка ведет себя к последней черте. По статистике, 10-20 % случаев анорексии заканчиваются смертью.
В какой-то момент развития болезни девушка перестает трезво мыслить и оценивать реальность. Смотрясь в зеркало, она видит себя отвратительно толстой, тогда как окружающие видят в ней ходячего скелета. Она же утверждает, что от любой мизерной порции еды она толстеет.
Лечить анорексию чрезвычайно трудно, поэтому лечение важно осуществлять комплексно. В нем должны участвовать врачи разных специальностей: терапевты, диетологи, иногда реаниматологи, обязательно психотерапевты (назначают психотропные медикаменты), психологи и психоаналитики. Во многих странах существуют специализированные клиники, в которых осуществляется комплексное лечение. После госпитализации в такой центр следует длительное амбулаторное лечение у психотерапевта и психолога.
Итак, анорексия – это очень грозное заболевание. Причем статистика говорит об увеличении количества подростков, страдающих анорексией. Среди них встречаются и мальчики. Важно помнить, что своевременное обращение за помощью может спасти жизнь вашему ребенку.