- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Сегодня я хотел бы рассказать о центральном понятии в моей работе - о нарративе.
Я не буду углубляться в принципы работы нарративного практика, потому что раскрытием понятия «нарратив» в его практическом приложении к нашей жизни тут не обойдешься.
В основе нарративной практики лежит множество философских течений, лишь малая часть из которых непосредственно связана с этим понятием.
Итак, начну с истории. Потом немного порассуждаю и наконец постараюсь объяснить то, как эти понимания, которые я хочу здесь предложить, могут пригодиться в жизни любого человека.
Нарратив (lat. narrate) наиболее точно переводить на русский язык как повествование или рассказывание. Это понятие, означающее процесс самопорождения истории в ходе её изложения.
Термин был заимствован из историографии, где появился при разработке концепции «нарративной истории» - школы, рассматривающей историю как возникающую не в результате отражения закономерных исторических процессов, а в процессе постоянного рассказывания об этих процессах и событиях и переосмыслении, переинтерпретировании их.
Иными словами, нарративный подход к истории человечества сфокусирован не на том, как когда и кто построил какой-то город или выиграл сражение, а прежде всего на том, как, когда и кто об этом писал или рассказывал, и на том, как в ходе этого менялось отношение к этому событию самих историков и общества.
В психологию этот термин пришел через осмысление американскими психологами Жр. Бруннером и Т. Сарбином работ фанцузских философов постмодернистов – Р. Барта и Ж. Деррида.
В 1886 году в свет вышли две статьи «Жизнь как нарратив» Дж Бруннера и «Нарратив как базовая метафора для психологии» Т. Сарбина. Центральная идея обеих работ следующая – повествование является основным способом, посредством которого мы структурируем и передаем друг другу свой опыт.
Результатом повествования, рассказывания является создание и изменение историй, в которых реальность отражена в виде последовательности событий, связанных темой и сюжетом.
События и смыслы, не включенные в истории, остаются труднодоступными для сознания и не влиятельны по отношению к жизни.
Если история только воспроизводится, повторяется - это какой-то другой вид сообщения, изложение, описание или объяснение, или что-то еще.
Нарратив - означает именно процесс изменения или создания историй.
Нарратив – это процесс производства фильма, а не его показа.
Я пишу это для тех, кого так же, как и меня в своё время, учили, что нарратив — это история. Так вот нет, история – это итог нарратива. А нарратив – это творение историй.
Исходя из определения, где нарратив - это творчество историй, мы можем задаться вопросом: что является, а что не является таким творчеством. И мы с удивлением обнаружим, что слова, действия, жесты и что угодно может являться нарративом, а может им не являться.
Иными словами, когда я веду автомобиль и нажимаю на тормоз – это может быть автоматическим ответом на стимул (красный светофор) или это может быть выражением моего удивления, вызванного словами штурмана, сидящего в соседнем кресле. В последнем случае – это действие будет частью нарратива, то есть поступком.
Реплики, творящие нарратив, я предлагаю называть высказываниями, а действия - поступками. И то, и другое - это некоторый конструктивный акт, добавляющие смысл в происходящее.
Отсюда следует понимание того, что нарратив, как его часто превратно понимают, не есть ложь; и нарративная практика, о которой мы поговорим позже, никак не связанна с тем, чтобы обучить людей лгать себе или окружающим.
Совсем наоборот, как хорошая книга увлекает вас в ощущение предельной реальности происходящего, так и хорошее повествование тоже связано с ощущением предельной правдивости и реальности истории.
И если присмотреться к этому в приложении к нашей жизни, то мы сможем увидеть, что это самое ощущение реальности во многом зависит не только от того, в чем сюжет истории, какие события она описывает.
Гораздо большее имеет значение то, как, кому, при каких обстоятельствах и в каком состоянии мы повествуем.
В связи с этим я хотел бы немного рассказать и о том, как же работают с повествованием нарративные практики.
Наша память устроена таким образом, что в ответ на запрос воспроизвести какое-либо событие-воспоминание - воспроизводится не само событие в том виде, в каком оно было запомнено в момент самого запоминания.
Воспроизводится образ этого события, созданный при последнем акте вспоминания о нем.
Нарративные практики помогают вернуть ощущение реального проживания и право осмысленного создания личных историй людям, обращающимся к ним за помощью.
Владение этим правом в нарративной практике называется авторской позицией.
Для того, чтобы вернуть человеку авторскую позицию, у нарративных практиков есть множество инструментов и идей.
Одной из главных является идея о влиятельности и не влиятельности смыслов и событий на жизнь людей.
Для нас истории делятся на:
Любые истории могут доминировать в жизни человека - в большей степени, чем все остальные, определять то, как он себя чувствует, каким видит себя и мир вокруг и как он действует.
Влиятельность истории определяется несколькими переменными:
Отсюда исходят принципы работы нарративных практиков:
Какие это даёт результаты?
Один из важнейших трюков, к которым прибегают нарративные практики – это экстернализующий язык, т.е. расспрашивание человека о его проблеме как о присутствующей в его жизни, но не определяющей его.
Не ты ленивый – а есть лень, которая тебя навещает.
Не ты жестокий – а есть жестокость, которая влияет на твои отношения с людьми.
Такой язык создает в языке и сознании человека между ним и проблемой пространство взаимодействия, в котором можно обретать новые неожиданные способы переоценки последствий проблемы и противодействия ей.
По отношению к каждой проблеме и к каждому своему успеху человек в общении с нарративным практиком выстраивает позицию, осознаёт причину того или иного своего отношения к событиям и явлениям в своей жизни, шаг за шагом подбираясь к осознанию того, что делает именно его счастливым, ради чего он живет и действует и как он наилучшим образом может следовать своему уникальному пути.
В своей практике и жизни я стараюсь двигаться с клиентами еще чуточку дальше. Мне нравится процесс отслеживания того, как различные проблемные ли, предпочитаемые ли истории рождаются, и практика выявления индивидуальных принципов их построения с тем, чтобы научиться максимально полноценно управлять этим процессом. Эту практику я называю нарративным анализом, и о ней я расскажу в следующих своих статьях.
Возможно вы прочитали больше, чем я отмечу сам сейчас, полезных идей, но я на всякий случай пропишу хотя бы эти три для меня самого наиболее занимательных принципа:
Выбор всегда за вами. Добрых дней!