- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
По идее, кризис тридцатилетних – это «кризис самоутверждения» или карьерного роста.
Если в период до 25 лет человек получил нужное ему образование, активизировал свои способности и сформировал свой стиль жизни, то к своему тридцатилетию он набирает социальный вес, начинает накачивать интеллектуальные и коммуникативные мускулы.
Однако очень часто найти себя к этому возрасту людям не удается, и тогда к 30 годам они вынуждены снова задумываться о том, кто они такие, что они могут и к чему имеет смысл прилагать свои усилия. В этом смысле кризис тридцатилетних – это период «второго старта».
Стоит отметить, что к 30 годам у многих выветривается юношеский задор и иссякает тот особый драйв молодости, который придает двадцатилетним особый шарм и обаяние.
В девятнадцать лет юноша может выглядеть привлекательно, даже если он просто дурачится и распушает свои еще не оформившиеся способности, а девушка может выглядеть очень мило, если просто стреляет глазками.
В 25 лет такие шутки уже не проходят. Человек уже вынужден предъявлять миру какие-то результаты, проявленные способности, а в некоторых случаях и реальные достижения. В течение следующего десятилетия от человека ждут демонстрации поступательного или скачкообразного роста.
Однако очень часто к тридцати годам человек приходит не с багажом свершений и достижений, а с кучей обломов и разочарований. Ощущение того, что вся жизнь еще впереди, исчезает. Если успешные ученики в школе или однокурсники, получившие красные дипломы, казались просто «зубрилами» и выскочками и до них было очень легко дотянуться, сделав не самое сложное усилие - то сейчас оказалось, что какие-то сверстники ушли от тебя настолько далеко, что ты их уже никогда не догонишь. Кажется, что они уже заскочили в какой-то иной мир, в котором кипят реальные дела, зарабатываются реальные деньги, случаются реальные радости и драмы, а ты все еще барахтаешься в каких-то детских проблемах, вертишься на подработках, пыжишься стать «взрослым».
Кризис тридцатилетних – это кризис осмысления своих спонтанных ошибок и достижений. Даже если ты ставил себе какие-то цели и последовательно шел к их достижению, то оказывается, что по факту приходилось решать какие-то совсем другие задачи, расхлебывать те проблемы, которые с тобой ни в коем случае не должны были бы случиться.
Если у человека судьба сложилась вполне удачно, и он, что называется, «попал в струю», то к 30 годам он обычно замечает, что какие-то из его способностей оказались развиты достаточно хорошо, настолько хорошо, что раньше он от себя такого даже не ожидал, в то время как другие его ресурсы остались совсем не задействованными.
И самое обидное, если заброшенными оказываются как раз те способности (и соответственно – мечты и надежды), которые в юности человек считал для себя самыми важными и ценными. Дисбаланс в развитии – это одна из самых заметных болезней роста, которая проявляется у тридцатилетних.
В некоторых случаях карьера и драйв профессионального роста забрасывает человека на немыслимые вершины. Однако, достигнув этих высот и осмотревшись, он понимает, что забрался совсем не на ту гору, что на самом деле он всю жизнь мечтал о другой судьбе, но теперь слезать с пьедестала и карабкаться на новые горки уже поздно. Ощущение, что кривая успеха завела тебя совсем не в то место, в которое тебе хотелось бы попасть, является еще одной часто встречающейся болезнью роста.
Когда человек, обернувшись в свои тридцать лет назад, обнаруживает, что «с течением дней лишь подробности боли, а не счастья видней», когда он понимает, что ошибок и провалов в его жизни было больше, чем достижений - тогда этот возраст переживается именно как полноценный возрастной кризис. То есть человека начинает мучить ощущение напрасно прожитых лет и пугать свое неопределенное будущее.
Самым необходимым качеством в этот период является рефлексия: умение трезво оценивать свои ресурсы, способности и лежащие в зоне доступа возможности. Кроме собственной рефлексии люди, пребывающие в состоянии данного возрастного кризиса, нуждаются в способности выявлять и анализировать жизненные стратегии других людей и уметь примерять их на себя.
Однако очень часто случается так, что вместо рефлексии у человека включатся тяга к самокопанию и самобичеванию, а вместо внимательности и анализа опыта других людей включается черная зависть, что приводит к еще большему падению самооценки и блокировке способности к самомобилизации.
Мобилизация своих ресурсов и способностей является очень важной задачей, которую человек должен решить в этом возрасте. И эту мобилизацию он вынужден совершать именно сам. Ни школа, ни вуз, ни родители ему в этом возрасте помочь сконцентрироваться и сделать вторую попытку начать свою жизнь чаще всего не могут.
Стоит отметить, что в этом возрасте люди очень часто неверно оценивают свои способности и возможности. Если в 20 лет они себя чаще всего переоценивали, то в 30 лет их самооценка оказывается неоправданно заниженной. Очень часто люди не понимают, что их ошибки и провалы – это тоже ценный ресурс и полезный опыт, а произведенные когда-то, но заброшенные по разным причинам начинания в сегодняшнем своем состоянии они вполне могли бы реализовать.
Можно сказать, что основной задачей, которую людям приходится решать в ходе кризиса тридцати лет, является необходимость собрать себя в кучку для второго страта.
Социум оказывается к людям этого возраста достаточно равнодушным - в нашей культуре принято заботиться о детях и стариках, а взрослые люди должны барахтаться в этой жизни самостоятельно. Именно в этом возрасте люди чаще всего начинают обращаться к психологам, и в ответ на их запросы была разработана такая практика, как лайф-коучинг (life-coaching).
См. статьи: