- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Прежде, чем человек пришёл на приём к психологу, у него уже сложилась какое-то определённое ожидание того, что в процессе этой встречи может произойти.
В какой-то степени представленный набор ожиданий от психологии и психотерапии можно рассматривать в качестве особого психологического теста:
скажи мне, что ты ожидаешь от этой встречи - и я скажу тебе, кто ты.
Можно составить своеобразную классификацию или выделить типологии людей, склонных к тем или иным ожиданиям от встречи с психологом и соответственно имеющих какие-то определённые представления о психике.
Попробуем выделить несколько наиболее часто встречающихся типов.
Люди, принадлежащие к этому психотипу, относятся к психике, как водитель современного автомобиля к своей машине. Если двигатель работает нормально и не мешает ездить тем стилем езды, который привычен и комфортен данному человеку, то он просто не заглядывает под капот. Зачем ненужные хлопоты и волнения: нужно правильно ухаживать за своей психикой, заливать в нее нужное количество позитивных эмоций, держать ее в тонусе, обеспечивать необходимую разрядку и избегать нервного перенапряжения.
Задумываться о своей душе и внутреннем мире люди данного типа начинают только в том случае, когда психика начинает давать сбои или когда они начинают терять возможность эффективно ею управлять. В данном случае им приходится «залезать под капот». Они пытаются разобраться, как там все устроено. Но так как раньше к психологии и психологам относились с некоторым пренебрежением, то что-либо понять в себе им сложно.
Далее начинаются поиски «нужного механика», раздражение по поводу того, что нет в этой стране квалифицированных специалистов и всем приходится заниматься самому. Изучив это новый для себя рынок, человек делает выбор, и мы видим его у себя на приёме.
Данный тип людей во многом противоположен только что описанному. Эти люди когда-то погрузились в свою психику и очень редко из нее выныривают. Они хорошо ориентируются во всех своих бедах и проблемах, у них выработан очень дифференцированный набор терминов и понятий для описания различных течений и колебаний, наблюдающихся в их психической стихии. Весь окружающий мир они воспринимают как бы из глубин своей психики.
Естественно, что все происходящее вокруг них и даже отношения с близкими людьми они воспринимают сквозь воды своих чувств и эмоций. Если эти чувства чистые и прозрачные, то видимость остаётся вполне приемлемой и они воспринимают окружающий мир относительно адекватно. Но если их захватывают какие-то мутные эмоции или бурные страсти поднимают из глубин их психики осадок былых печалей и страданий, то восприятие происходящего и окружающих становится очень затруднительным.
Чаще всего к психологам такие люди приходят с изрядно взбаламученной психикой. В ней могут плавать самые неожиданные представления о том, что такое психика и что в ней происходит. Они судорожно хватаются за различные психологические термины, стараясь удержаться на них как на спасательном круге.
Первое, что приходится делать психологу, это вытащить человека из его психики и помочь ему осмотреться в окружающем мире.
Встречается большая группа людей, которые чем-то похожи на «бесстрастных наездников», но только не очень довольные тем, что им досталось. Они с завистью смотрят на тех, кто лихо обгоняет их на своей мощной и сбалансированной психике. Они постоянно сравнивают свои интеллектуальные, коммуникативные и психические способности с навыками тех, с кем судьба и природа обошлись более щедро.
Очень часто люди, принадлежащие к этому психотипу, начинают искать причины того, почему их психика не столь совершенна. Чаще всего причины находятся в детстве. Во всем виновата их семья и родители. Их когда-то недолюбили, им что-то не додали, их третировали и угнетали, вся их душа покрыта ссадинами и травмами.
Представления о психоанализе сегодня широко распространены в массах, поэтому всем известно о психических тиранах, комплексах, детских обидах и родительских проклятьях. Реже люди что-то знают о подавленной агрессии и злых помыслах и еще реже ожидают обнаружить их в своей душе.
В зависимости от уровня образования и эрудиции, люди данного типа приходят к психологу, уже имея в голове ту или иную концепцию психики, чаще всего подцепленную из каких-то романов, фильмов или популярной литературы.
Это люди, очень сильно увлекающиеся своими эмоциями и страстями. В зависимости от уровня образования и эстетической развитости, они могут выбирать для поездок и скачек самые разные эмоции и чувства. Встречаются девушки, которые «очень любят полюбить» и постоянно влюбляются в тех, кто способен им обеспечить бурные скачки. Немало тех, кто любит пострадать и соответственно находит себе подходящих партнёров.
Очень много людей, пирующих на скандалах и конфликтах. Дело в том, что скандал - это очень сильный психоделический наркотик, и люди могут легко попадать от них в «наркотическую зависимость».
Бурные эмоции и чувства придают нашей жизни подлинное или иллюзорное ощущение насыщенности. Они заполняют собой экзистенциальную и смысловую пустоту, дают нам ощущение того, что мы живём и существуем.
К психологам люди данного типа приходят в ситуации, когда их «любимый конёк» вышибает их из седла, когда они по каким-то причинам не справляются со своими чувствами и из наездников превращаются в жертву разбушевавшейся психической стихии. В некоторых случаях исчезает объект влюблённости или источник страданий. Или же партнёр по спаррингу в скандалах устаёт от такой жизни и тихо сбегает.
В некоторых случаях у людей включается рефлексия и они сами понимают, что стали «наркотически зависимыми» от своих психологических игр.
Очень часто осознание того, что человеку недостаёт понимания других людей и знаний из психологии, приходит к нему в ситуации, когда он сталкивается с чем-то Другим: с другим человеком, другим образом жизни, с другой социальной средой.
Обычно это достаточно честные с собой люди, и, кроме того, они способны заметить и понять, что другой человек имеет отличные от него формы самоорганизации, ценности, что он просто устроен по-другому. То же самое происходит, когда люди оказываются в незнакомой для них социальной среде или попадают в непривычный для себя круг общения.
Это очень удобный и благодарный для психологов тип клиентов, так как они ориентированы и на то, чтобы разобраться в и себе самих, и на то, чтобы научиться понимать других людей, и на то, чтобы осваивать новые формы коммуникации и общения с людьми.
Представители данного типа отличаются от только что описанного тем, что они считают себя абсолютно адекватными и нормальными, но вот их партнёр, их ребёнок, начальник, подруга, коллега - в общем, кто-то другой, кто для них по разным причинам очень важен, является не очень нормальным человеком.
Чаще всего к психологам люди обращаются с тем, чтобы он сделал что-то с их ребеком. Ребёнок плохо себя вдет, он выбивается из-под контроля, у него проблемы в детском саду, в школе, Он агрессивен, пуглив, застенчив, гиперактивен, Таким людям приходится объяснять, что состояние ребёнка очень сильно зависит от отношений и атмосферы, которая сложилась в семье.
То же самое происходит и в отношении мужей, жён, любимых людей, родителей. Но в данном случае критичность по отношению к себе бывает всё-таки более высокой, чем в случае с детьми. Однако для людей бывает большим откровением, что окружающие их «манипуляторы», «нарциссы», «психологические вампиры», а также ведьмы, стервы и другие особи иногда просто отвечают им взаимностью. И очень часто они сами провоцируют их на то, чтобы те занимали эти неприятные роли.
Данную типологию можно развивать и дальше, но в рамках этой статьи можно остановиться и на выделенных типах. Важно то, что психологам приходится быть готовым работать с людьми, имеющими разные системы ожидания от психотерапии.
Во многом мы сами формируем именно такие ожидания от нашей деятельности, так как специалистам приходится, что называется, «идти за рынком».
Стоит отметить, что существуют люди, у которых есть реальные психические или даже психиатрические проблемы, к психологам обращаются люди, пережившие какие-то психологические стрессы. Все эти случаи имеет смысл рассматривать отдельно.