- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Наверное, все практикующие психологи замечают, что значительная часть людей, обратившихся к ним за консультацией, имеют серьезные проблемы с самооценкой: либо с заниженной, либо с неустойчивой и колеблющейся.
Интересно, что по сравнению с советским периодом (кто помнит) в последние годы стало значительно меньше людей с завышенной самооценкой, а также тех, у кого сформировался «комплекс неполноценности на почве мании величия».
В текущей социальной ситуации очень высоки требования достижения успеха и реализации своих амбиций, поэтому появилось много людей с обманутыми ожиданиями от самих себя.
Но стоит отметить, что самооценка – это только один из параметров, по которым можно оценивать личность человека и выявлять его личностные особенности, а соответственно и личностные проблемы. В некоторых психологических концепциях, например, у последователей Выготского, понятие «личность» является ключевым: и для теоретиков, и для практикующих психологов, работающих в этом подходе, в том числе и для психотерапевтов.
Психологи (и теоретики, и практики) видят в человеке только то, что позволяет им высветить имеющаяся в их руках теория психики. Они смотрят на человека через те или иные «концептуальные очки» и соответственно замечают только то, что можно нащупать во внутреннем мире своих подопечных, используя именно эти средства.
Последователи Выготского воспринимали личность как единое целое, как систему, а следовательно пытались понять, насколько развиты «личностные структуры» человека, какие имеются нарушения или пробелы и что нужно сделать для устранения или компенсации этих нарушений.
Очень важным теоретическим и практическим принципом в данном подходе было представление о развитии. О развитии психики и личностных структур, которые формируются в определенные периоды жизни человека, а затем развиваются. Психотерапевт, работающий в таком подходе, в первую очередь старается определить, что в личности человека было нарушено, не сформировано или оказалось недоразвитым. Далее начиналась работа по гармонизации и развитию личности.
«Личность» – это более емкое и функциональное понятие, чем «самооценка». Образно говоря, психологи, концертирующие свое внимание только на самооценке человека, начинают работать с ним, ориентируюсь на показания лишь одного прибора на той приборной доске, который назывался «личность».
Естественно, что возникает вопрос:
Однако самооценка – это только часть общего целого. И тот, кто начинает работать с самооценкой, невольно стремиться к завершению гештальта и естественным путем выходит на проблему решение личностных проблем человека. В противном случае психолог просто не рефлексирует и не замечает, какое воздействие оказывает его работа с человеком на изменения в его личностной сфере.
В понятии «самооценка» есть некоторый логический обман: на самом деле тот образ себя, который у человека сложился в течение жизни, был создан не им самим, а навязан ему извне. Подлинные причины того, почему человек именно так себя оценивает, а не по-другому, очень редко осознаются, но еще реже люди рефлексируют причины, по которым у них сформировалась именно та, а не иная картина мира. А ведь то, как человек воспринимает окружающий мир и какое место в этом мире отводится ему, очень сильно влияет на его самооценку.
Самооценка оказалась очень удобным инструментом и очень легко легла в руки психологов самой разной ориентации: от психоаналитиков – до тех, кто занимается коррекцией поведения или гармонизацией когнитивных структур; от адептов гештальт-терапии – до сторонников NLP или различных производных от этой практики.
С точки зрения психоанализа низкая самооценка, а также нелюбовь и непринятие себя, говорят о том, что в какие-то «сенситивные периоды» детства человек сталкивался с холодом и непринятием родителей и близких или с агрессией и злой критикой, а также с различными формами «родительских проклятий» и «заклинаний».
Сторонники гештальт-терапии, взглянув на человека через призму самооценки, могут увидеть, что данный человек в процессе не очень разборчивой интроекции заглотил в свой внутренний мир слишком много оценок, установок, суждений и реакций других людей без должного критического отношения к ним. Эти погруженные в психику человека фантомы из прошлого не дают ему адекватно воспринимать себя в настоящем, а кроме того – съедают его энергию и силы, так как они неподконтрольны человеку и он не может с ними до конца разобраться.
В данном случае самооценка может быть не просто заниженной, а скорее - неадекватной и скачущей. Так, например, человек никак не может завершить конфликт со своими родителями или отреагировать свои обиды. Обманутые ожидания никак не могут ни реализоваться, ни быть окончательно отверженными, услышанные оценки и приговоры никак не могут быть отменены и оспорены.
Так, например, человек никак не может избавиться от того отношения, которое по отношению к нему демонстрировали его родители в тот период, когда он был вынужден принимать все на веру и не имел возможности оспорить их приговоры. Образ этих родителей поселился в психике человека, в его внутреннем мире, и у человека никак не получается изгнать его наружу, чтобы окончательно выяснить с ним отношения.
Очень часто любовные отношения людей заканчиваются разрывом, потому что человек может, с одной стороны, улавливать в партере черты своего родителя (мальчики влюбляются в девочек, которые похожи на их матерей, а девочки в мужчин, напоминающих их отцов). А с другой стороны, он проецирует на своего возлюбленного тот образ родителя, который застрял в его памяти и в его внутреннем мире.
Человек бессознательно пытается завершить внутренний конфликт с образом своего родителя, навязывая его роль своему возлюбленному или возлюбленной. Его партнер, разумеется, начинает возмущаться и пытаться вырваться из этой роли. Так что гештальт так и остается незавершенным, внутренний конфликт – неизжитым, а отношения оказываются напрочь испорченными.
Личность является инстанцией, которая собирает в единое целое различные сферы его жизни: эмоциональную, интеллектуальную, волевую, а также организует его поведенческие стратегии по встраиванию в социум и в культуру.
Можно сказать, что личность – это то лицо, которое мы показываем от имени себя другим людям и социуму в целом. А с другой стороны – это средство мобилизации всех наших внутренних ресурсов.
Когда мы говорим про кого-то: «он – колоритная личность» или «он – интересный человек», мы прежде всего реагируем на личность этого человека. На способ его взаимодействия с другими людьми, на тот образ себя, который он преподносит окружающим. Личность – это посол нашего внутреннего «Я» в социальной действительности.
Когда мы говорим, что у человека низкая самооценка, это значит, что его личность плохо справляется с обязанностями «представителя в социальной действительности». А с другой стороны, мы можем сделать предположение, что эта низкая самооценка приводит к тому, что человеку очень трудно мобилизовать свои внутренние ресурсы. Богатства его психики оказываются недооцененными, и он стесняется или боится предъявить их миру.
В концепции Выготского есть представления о «высших психических функциях». По сути, это такие способности личности человека, благодаря которым она интегрирует и мобилизует возможности и ресурсы более примитивных и естественных психологических реакций. Грубо говоря, благодаря высшим психическим функциям человеку удается держать в подчинении свою буйную психику, с ее эмоциями, влечениями и страстями.
Психика и телесность человека – это источники силы и энергии, эта энергия может быть мобилизована и направлена на реализацию каких-то планов и желаний в социальной сфере. И логикой мобилизации этой энергии, а также ее распределением, управляют как раз указанные ранее высшие психические функции.
В этом смысле, самооценка – это только один из «приборов» в организации такой высшей психической функции как «рефлексия». Благодаря рефлексии человек получает обратную связь о своей социальной и профессиональной активности: он понимает, кто он такой, каким способностями, средствами и ресурсами он обладает, какие возможности и шансы у него есть в этом мире.
С другой стороны, рефлексия дает человеку возможность понимать, что происходит в тех социальных ситуациях, в которые он оказывается по жизни включён. Например, социальная рефлексия – это способность понимать писанные и не писанные правила игры в коллективе, а также понимать те скрытые интриги и игры, которые не публикуются, но оказывают сильное влияние на происходящее в данной социальной группе. Рефлексия межличностных отношений – это способность понимать, что творится в душе и в голове человека, с которым ты находишься в отношениях, а также понимать, какое влияние на него оказывают твои слова, действия и поступки.
Важно отметить, что способность к рефлексии у человека формируется постепенно в течение всей его жизни. И далеко не всегда он провидит анализ происходящего на осознанном уровне. Иногда детям объясняют, как нужно отслеживать последствия своих слов и действий, иногда они учатся на своем горьком или удачном опыте. А порой родители просто внушают детям наличие или отсутствие у них каких-то качеств и способностей.
И если снова вернуться к самооценке, то можно сказать, что когда мы видим у человека низкую самооценку, то это верный сигнал о том, что нам следует обратить внимание на разные уровни его рефлексии. Мы должны понять где, когда и по каким причинам, у него стали происходить сбои в оценке себя и своих ресурсов. А с другой стороны, мы должны понимать, что низкая самооценка – это только симптом, указание на то, что вся система личности человека даёт сбои.
Такой инструмент самоорганизации человека, как личность, возник в истории не случайно, и его развитие происходило постепенно, а степень значимости его и роль в социальном взаимодействии людей менялась.
Русское слово личность происходит от слова «личина», что сближает его понимание с латинским «persona», то есть это маска, которую надевали, желая представить публике того или иного социального персонажа. В архаических обществах эти маски использовались для того, чтобы показать, какое место в социальном устройстве племени занимает надевший ее человек. Она указывала как на родственные, так и на социальные связи, чтобы было понятно - кто и что скрывается под этой маской.
В современной культуре личность оказалась очень тесно связана с понятием «индивидуальность», что придало несколько иной оттенок тому, что именно проявляется в личности человека в его взаимоотношениях с социумом.
Некоторые психологи, например, известный американский психолог Вирджиния Сатир, очень большую роль в понимании личности человека отводит анализу его семейных связей. При работе с человеком она восстанавливает структуру семейных связей настолько глубоко в родовую историю, насколько позволяет его память. Она в процессе своих сессий выстраивает своего рода «систему тотемных связей», которую архаические народы выстаивали в ходе своих племенных праздников.
Отчасти племенные праздники предназначались как раз для того, чтобы воспроизвести историю сотворения мира совместно с историей племени. Каждый человек в этом действии занимал определённое место, надевал определённую маску, указывающую на его связь с предками и современниками. Вирджиния Сатир воспроизводила эту структуру рода и определяла, какие силы и связи формировали личность ее пациента.
В этом смысле самооценка - это производная от того, какое место ребёнок занимал в системе семьи. И изменить эту семейную оценку человека можно, только заменив его личным восприятием самого себя (индивидуальной самооценкой). То есть реальная самооценка появляется только тогда, когда удается откорректировать внешнюю.
Если продолжить линию Вирджинии Сатир, то возникает необходимость восстанавливать не только «скульптуру семьи», но и структуру того социального окружения, в которой в разные «сенситивные периоды» развития формировалась личность человека. Какие маски и какие роли ему навязывалась его окружением, что из этого и по какой причине он интероризировал (принимал в себя и относил к себе).