- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Один из самых частых запросов к детскому психологу:
ребенок не может сделать то, что кажется важным в этот момент родителю или же самому ребенку.
Это может быть успешная учеба в школе, способность показать максимум на соревнованиях или в конкурсе, сдача кембриджского экзамена по английскому или еще что-то. И тогда первое, что исследуется как возможная причина – это уровень тревоги и механизмы реагирования на трудности. И очень часто выясняется, что уровень беспокойства в те моменты, когда надо показать результат, такой, что человек оказывается просто не в состоянии проявить свои способности и показать свои возможности.
На приеме мама с сыном 12 лет.
Он сидит, замерев и опустив голову, она рассказывает. «Понимаете, у нас такая проблема, он не может учиться нормально, у нас английская гимназия и два языка, а мы не справляемся. Дошло до того, что встал вопрос о том, что нужно уходить в обычную школу. Сделайте что-нибудь».
Первое, что режет слух, это «мы». Как будто бы мама не отделяет себя от ребенка, как будто это она учится в той школе и не справляется с программой. У нее очень много чувств по этому поводу: беспокойство, недоумение, раздражение, бессилие, обида. Из беседы я понимаю, что ее запрос не увидеть сейчас себя, а понять, почему так происходит. Это все, что ее волнует сейчас, поэтому только это она способна воспринять.
Я начинаю общаться с подростком, контактным и открытым, который все время оглядывается на маму и пытается угадать ответы на вопросы, которые я ему задаю. Тогда я объясняю родительнице, что первая наша встреча – диагностическая и что для чистоты эксперимента мне лучше пообщаться с ее ребенком один на один. Она неохотно соглашается и выходит.
В ходе диагностики выясняется, что уровень школьной тревоги зашкаливающий, максимальный балл из всех возможных по всем шкалам. Он боится всего: оценки учителей, насмешек одноклассников, критики родителей… Он все время находится в такой тревоге и напряжении, что просто не способен показать какой-либо результат, все его внутренние ресурсы уходят только на то, чтобы справиться с беспокойством. В любой ситуации, которая связана с внешней оценкой и необходимостью проявить себя, этот подросток впадает в ступор. И… снова сталкивается с неудачей, которая еще более, если это вообще возможно, усиливает его тревогу. Поэтому его естественный механизм реагирования – избегание. Не видеть, не слышать, не сталкиваться, потому что слишком тяжело и страшно.
Тревога как двигатель и как тормоз
Вообще-то это нормально, что нервная система реагирует возбуждением на препятствие. Цель такой тревоги: помочь нам сфокусироваться на том, что нас беспокоит, мобилизоваться и решить стоящую перед нами задачу. Так, если вы не можете справиться с какой-то проблемой и вас это волнует, то вы можете остановиться, понять, чего же вам не хватает, и начать действовать.
Но так бывает не всегда. Иногда, когда уровень тревоги очень высок, то вместо мобилизации и концентрации возникает паника или ступор. Это может быть связано:
Самые страшные из них – это потеря любви, уважения, принятия. Для ребенка страх потерять родительскую любовь может быть парализующим, и тогда наблюдается такой уровень тревоги, что говорить о каких-то успехах и техниках по их достижению просто бессмысленно.
Так и в приведенном выше примере мальчишка просто не в состоянии был добиваться каких-то результатов. Пробуя раз за разом, он сталкивался с тем, что не может достичь успеха, и в конце концов его психика включила стоп-сигнал.
Тревога и ожидания
Выше уже упоминалось, что тревога напрямую связана с нашим предыдущим опытом, с нашими знаниями о самих себе, о том, что мы можем сделать и что не можем. Но есть еще один, даже более важный фактор, который запускает механизм повышенного беспокойства и избегания. Ожидание.
Давайте рассмотрим две ситуации.
Получается парадоксальная ситуация: люди, чей уровень тревоги слишком высок, не могут добиться успеха в тех областях, которые для них значимы по каким-то причинам - и, вместе с тем, легко развиваются в своих хобби и увлечениях. Потому что в этом занятии они ничего не ожидают, у них нет страха неудачи и напряжения, они просто делают и получают от этого удовольствие. Дети устроены точно так же. Поэтому иногда ребенок может оказаться совершенно неспособным решить простейшую задачку по математике, но при этом собирать Лего из тысяч деталей.
Так и подросток 12 лет, о котором шла речь в начале статьи, не был способен учиться достаточно хорошо, то есть так, как от него ожидали. Многократные столкновения с недовольством, ощущение собственного бессилия и невозможность увидеть хоть какое-то движение вперед привели к росту тревоги и напряжения, что сделало для него получение результата в принципе невозможным.
Поддержка от других и от себя как способ двигаться вперед даже при наличии ожиданий
Как мы видим, когда нет ожиданий, а есть только желание чему-то обучаться, движение вперед может быть намного легче и приятнее. Но социум так устроен, что чаще всегом приходится жить в системе, где к нам предъявляют какие-то требования и стандарты, которым мы вынуждены соответствовать.
Один из социальных институтов, который жестко требует и оценивает - это школа. Очень важно, что у ребенка нет выбора, учиться или нет, школьное образование обязательно для всех, но выбор есть у родителя. Выбор, как относиться к оценкам своего чада, к его успехам и неудачам.
Часто бывает так, что мама или папа воспринимают отметки ребенка как оценку их собственной родительской состоятельности. Если их сын или дочь прекрасно справляется с учебой и требованиями учителей, то они ощущают себя хорошими родителями. Если нет, то и они чувствуют себя этакими родителями-неудачниками. И от того, как взрослые воспринимают успешность ребенка, от того, насколько она важна для них, во многом зависит то, насколько они способны давать поддержку своему ребенку.
Для мамы двенадцатилетнего подростка из нашего примера неудачи ее сына были чем-то вроде маркера того, какая она мама. «Понимаете, у меня два высших образования, муж работает на хорошей должности, мы не можем себе позволить, чтобы у нас дворник вырос. Мы же ему все условия создаем, любые репетиторы, любые курсы». Из этой позиции она могла помогать с уроками, нанимать учителей, оплачивать самые лучшие обучающие программы. Но все это не приносило результата, потому что мозг ребенка, бивший набат тревоги, просто не был способен воспринять всю ту информацию, которую ему предлагали.
Подросток же нуждался совсем в другом - в поддержке, подбадривании, формировании уверенности в себе.
Как выйти из замкнутого круга тревоги и неудач.
Первый шаг:
нужно понять, действительно ли причина неудач в высокой тревоге и неуверенности в себе. Узнать это можно по следующим признакам:
Второй шаг:
помочь справиться с тревогой через отказ от ожиданий, повышение уверенности в себе и формирование внешней поддержки, когда у ребенка недостаточно внутренней убежденности в успехе. Как это сделать наилучшим образом именно в вашей ситуации, вы можете узнать на консультации у психолога. Здесь же приведем лишь несколько простых правил, чтобы ваша помощь была эффективной.
Итак, мы увидели, что высокая тревога и страх неудачи не только затрудняют, но и порой делают невозможным достижение успеха. А внешние ожидания и способность близких ребенка к поддержке могут быть как ресурсом для преодоления беспокойства, так и факторами, усиливающими тревогу.