- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Застенчивость – это сочетание желания
понравиться и боязни неудачи. Э. Бошен.
Страдание людей застенчивых происходит
от неизвестности о мнении, которое о них
составили: как только мнение это ясно
выражено – какое бы оно ни было, страдание
прекращается. Л.Толстой.
Если человек скромный боится унизить чужое
самолюбие, то человек застенчивый боится,
чтобы не унизили его собственного. Ш. Пейсоннель.
Для того, чтобы преодолеть чувство стыда,
требуется иногда не менее геройства, как и для
того, чтобы преодолеть чувство страха. К. Ушинский.
Стыдливость свойственна всем; иной раз надо
уметь побеждать ее, но никогда не следует ее
терять. Ш. Монтескье.
Как мы можем судить по вышеприведенным цитатам, люди давно описывали стыд, стыдливость и застенчивость амбивалентно, как две стороны одной медали.
С одной стороны (назовем ее полезной) - как свидетельство совестливости и целомудрия, приверженность человека к соблюдению моральных норм. При этом совестливость всегда рассматривали как всеобщую добродетель. Стыдливость, связанная с целомудрием, исторически считалась особым украшением женщин. Способность краснеть признавалась допустимой для женщин и юношей, но не слишком подходящей для зрелых мужчин.
С другой стороны (обозначим ее как разрушительную)– стыд уже во времена Платона воспринимали как чувство, связанное с унижением, страданием от собственной недостойности, несовершенства и страхом порицания, презрения, позора, бесчестья. Эта сторона стыда доставляет людям много неприятностей, ее стремятся избегать, не хотят с ней сталкиваться, думать о ней. От стыда хочется провалиться сквозь землю, исчезнуть, умереть, спрятаться от чужих глаз, стать невидимым. По легенде, древнегреческий философ Диодор Диалектик в IV в. до н. э. при дворе Птолемея Сотера не смог разрешить загадку (или выиграть спор, по другой версии) после чего умер, не выдержав такого позора.
Слишком интенсивный стыд мешает строить отношения с людьми, доверять своим талантам, предъявлять их окружающим, развивать. Страх стыда в случае совершения ошибки парализует многих людей, мешает им принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.
Стыд – болезненное эмоциональное переживание человеком унижения и собственной уязвимости (обычно в сопровождении недовольства собой и самоосуждения). Возникает вследствие попадания в ситуацию, в которой кто-то другой становится реально или в воображении стыдящегося свидетелем его невыигрышного или унизительного положения и может осудить или осмеять его.
Стыд бывает рациональным (связанным с поведением, действительно, осуждаемым в данном обществе) и иррациональным, когда индивид, преувеличивая свои недостатки, приписывает окружающим презрение к себе. К иррациональному стыду относится и экзистенциальный стыд, когда человеку стыдно просто за то, что он есть.
Застенчивость - личностная характеристика, проявляющаяся в низкой общительности и неуверенности человека в межличностном общении из-за стыдливости и социофобических страхов. Собственно, застенчивость является разновидностью социофобии — «упорной иррациональной боязни исполнения каких-либо общественных действий (например публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п., либо даже просто встреч с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола).» Застенчивый человек, в словаре Даля определяется как «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый». Стыд и страх – два основных эмоциональных компонента понятия застенчивость. Поэтому дальше, говоря о стыде, я имею в виду, в том числе стыд, как составляющую застенчивости.
Проявления стыда
При анализе литературы, связанной со стыдом, собственного личного и тренерского опыта я могу условно выделить несколько ситуаций, в которых обычно возникает стыд.
Стыд наготы, своего тела и проявлений сексуальности.
Известно, что даже многие малоцивилизованные народы прикрывают гениталии. И в некоторых языках стыд обозначается тем же словом, что и половые органы - «срам». В русском языке эти синонимы иногда пишутся через дефис: стыд-срам! Этот стыд, связан с тем, что одного человека рассматривают (или могут рассматривать) другие люди. Все исследователи темы стыда ссылаются в своих работах на Ветхий Завет как первый письменный источник, в котором описано возникновение стыда у Адама и Евы после того, как они вкусили плод с дерева познания. Они прикрылись поясами из листьев смоковницы и спрятались от Бога, стыдясь своей наготы. В Библии говорится именно о том, что они устыдились наготы, а не того, что был нарушен запрет не трогать плодов с дерева познания.
Однако нагота и проявления сексуальности могут вызывать одновременно как стыдливость, так и возбуждение. Поэтому, этот стыд зачастую амбивалентен: то, что прячется от посторонних глаз, одновременно и весьма притягательно. Эротика и порнография основаны именно на этой амбивалентности стыда и возбуждения, рождающей у людей потребность в вуайеризме и эксгибиционизме. И эта амбивалентность связана именно с телесностью и сексуальностью. Нарциссический стыд, связанный с осознанием собственного несовершенства, вызывает подавленность, но никак не возбуждение. В немецком и французском языках есть два разных определения стыда: (нем.) Scham и (фр.) Pudeur относятся к целомудрию и личностным переживаниям, а (нем.) Schande и (фр.) Honte относятся к позору, скандалу, нарушению социальных норм и запретов.
Стыд, связанный с нахождением в центре внимания других людей.
Другой синоним стыда, «позор», обозначает «выставление на всеобщее обозрение». Так нарушителей закона привязывали к позорному столбу для всеобщего осмеяния. Очевидно, изобретатели этого способа наказания уже тогда хорошо знали о возникновении стыда у подсудимого и о том, насколько болезненно переживание этого чувства. Человек, на которого все смотрят, так же беззащитен и уязвим, как человек без одежды. (В случае с позорным столбом могут актуализироваться и стыд, связанный с тем, что все смотрят на одного, и стыд, связанный с нарушением социальных норм, описанный ниже).
Современный человек часто испытывает такой вид стыда в случае публичного выступления. По отзывам многих участников тренингов уверенности, публичное выступление – одно из самых трудных испытаний для них, где страх публичного провала неразрывно связан со страхом пережить стыд, унижение и презрение окружающих. Да и сама ситуация нахождения в центре внимания большого количества людей чем-то напоминает стояние у позорного столба, где зрители обладают властью, связанной с принятием и отвержением, в то время как сам выступающий находится в зависимости от их решения «казнить или миловать».
Застенчивость и социофобия связаны, преимущественно, с ситуациями, в которых человек оказывается в центре внимания (причем, количество наблюдателей не имеет значения). Застенчивость может появиться и в результате воспитания, и как врожденная особенность человека, проявляющаяся в тревожности и склонности к смущению и стыду.
Стыд, связанный с нарушением социальных норм и правил.
Он возникает, по мнению Якоби и других представителей аналитического направления, в тот период, когда ребенок начинает понимать, что какие-то его действия не одобряются родителями, т.е. он совершает что-то недопустимое и получает осуждение или наказание.
Согласно библейскому мифу, стыд появился у людей в тот момент, когда они, вкусив запретный плод, обрели знание о добре и зле. Развитие у ребенка осознанности, понимания того, как относятся к его поведению другие, является предпосылкой для возникновения стыда, согласно мнению разных исследователей.
Итак, стыд появляется с развитием осознанности и понимания своей отдельности, понимания того, что я не есть весь мир. Марио Якоби описывает появление стыда на примере мифа об Адаме и Еве. «Адам и Ева больше не были одним целым, они стали осознавать, что они два разных человека — его обнаженное тело и ее обнаженное тело. Каждый нуждался в сокрытии своей наготы от другого — потребность, которая ведет к взаимной дифференциации, а также к процессу индивидуализации. В то же время Адам осознал, что Бог — это сила, существующая отдельно от него самого…С точки зрения Бога человек стал «подобным нам [т.е. Богу] , знающим о добре и зле». С точки зрения человека, однако, именно этот рост сознания привел его к осознанию своих ограничений, своей «обнаженности» перед Богом.»
Так и маленький ребенок, в процессе роста начинает понимать, что он отдельное существо, что родители – тоже отдельны, что взрослые и окружающая действительность могут накладывать определенные ограничения и требуют, чтобы он, малыш, соответствовал им. А когда он не соответствует, им недовольны, его могут осудить, наказать, отвергнуть. В этот период у растущего человека и возникает ощущение своей униженности, уязвимости, беззащитности, которое мы определяем как стыд: «Я – маленький, не все знаю, и не все могу, а они – большие, все знают, все могут и имеют власть надо мной!» Когда ребенок видит сердитый взгляд матери, слышит строгий голос, обращенный к нему, ему хочется спрятаться, сжаться, чтобы его не заметили, не наказали. Поэтому в переживании стыда, человек всегда регрессирует до детского состояния. Родители начинают стыдить ребенка не с самого рождения, а, когда подобно Богу в отношении Адама и Евы, понимают, что малыш уже похож на них тем, что он способен осознавать границы разрешенного, выполнять требования, обращенные к нему.
В дальнейшем при здоровом варианте развития стыд способствует социализации индивида. Например, ученик не выучил урок - получил низкую оценку или замечание, ему становится стыдно, и в дальнейшем он будет стараться избегать таких ситуаций. Изард отмечает следующие функции стыда, связанные с адаптацией человека в социуме. «…Переживание стыда повышает сензитивность человека к чувствам и оценкам окружающих и, таким образом, способствует социальной сплоченности. Внешние проявления стыда сигнализируют членам группы о том, что индивид восприимчив к критике…Такого человека, в случае невыполнения им своих обязанностей, связанных с коллективной безопасностью, коллектив имеет возможность наказать при помощи стыда – унижением или изоляцией…
Стыдливость сыграла важнейшую роль в становлении и укреплении института брака…Похоже, что лишь стыд заставил человека искать приватности в сексуальных отношениях…
Необходимо упомянуть о том влиянии, которое оказывает эта эмоция на развитие навыков и умений, необходимых для выживания индивида в обществе. Под прицельным огнем стыда оказываются именно неразвитые, не защищенные знаниями и мастерством аспекты «Я». Индивид стремится избежать наказания стыдом и начинает развивать свои способности. Понятно, что такой индивид – умелый, компетентный и духовно богатый – будет полезен группе, будет способствовать ее процветанию и жизнестойкости».
Эмоция стыда, несомненно, полезна для развития общества. Но индивидуальность человека часто страдает от этого чувства, когда родители для своего удобства строят воспитание на постоянном пристыживании. При нездоровом варианте воспитания, когда ребенка постоянно унижают, попрекают, презирают, сравнивают с другими, воспринимают только в связи с его достижениями, игнорируют его потребности, стыд приводит к нарушениям развития личности, например, к неврозам, нарциссическому расстройству и депрессии.
При чрезмерном развитии нарциссических черт человек постоянно страдает от внутреннего конфликта: одна его часть ощущает себя великой, уникальной, грандиозной, а другая – ничтожной, жалкой, заслуживающей презрения, неудачливой. Нарциссы обесценивают себя, окружающих и весь мир, им сложно строить близкие отношения и удерживаться в них. ««Обвинитель» внутри нарцисса давно завладел практически всем внутренним пространством… Когда-то таким обвинителем был кто-то из родителей нарцисса, теперь он отлично справляется и без посторонней помощи, теперь его внутренний критик – надежный и вечный генератор стыда. Нарцисс привык вытеснять стыд на задворки своего сознания, ибо он непереносим, поскольку присутствует постоянно, это даже не фон, а постоянная фигура, сквозь которую он смотрит на мир».
Стыд и другие эмоции
Стыд и страх
Выше уже отмечалась связь стыда со страхом и тревогой. Социальные страхи идут рука об руку со стыдом и часто появляются благодаря стыду. Самое страшное для застенчивых людей – не прогнозируемый провал или неудача, а стыд, который неизбежно последует за ними.
Сам же стыд зачастую сливается со страхом отвержения, презрения и осмеяния.
Часто люди, краснеющие от смущения и стыда, страдают от эритрофобии – страха перед покраснением в ситуации общения. Эритрофобия загоняет их в заколдованный круг: человек краснеет от стыда, затем ему становится стыдно за то, что он покраснел, потом он боится покраснеть в следующий раз и испытать по этому поводу стыд.
Стыд и вина
Эти два чувства часто путают из-за того, что во многих ситуациях они возникают вместе. Даже психотерапевты не всегда разделяли их. В ситуациях, где имеет место нарушение общепринятых норм и может быть нанесен вред кому-либо, действительно, появляются и стыд, и вина (например, когда человека уличают в обмане, воровстве, предательстве и т.п.).
Тем не менее, это разные чувства... Ниже приведены различия между стыдом и виной.
Внешние проявления при стыде:
Скованность тела, человек может обхватить себя руками.
Может быть румянец или красные пятна на лице, груди, шее.
Опущенная, вжатая в плечи голова.
Взгляд вниз или в сторону.
Лицо может быть закрыто руками.
При смущении на лице может быть неуверенная улыбка.
Могут быть слезы.
Внешние проявления при вине:
Плечи опущены
Голова опущена
Избегание контакта глаз – если человек осознает и принимает вину.
Поведение может стать агрессивным, если человек не принимает вину.
Телесные ощущения и желания при стыде:
Провалиться сквозь землю.
Сделаться невидимым.
Съежиться, исчезнуть. Ощущения жара или холода.
Телесные ощущуния и желания при вине:
Тяжесть. Обычно переживается как давление на плечи, спину. Желание искупить.
Эмоциональные составляющие при стыде:
Беспомощность, уязвимость, унижение (потеря собственного достоинства), переживание своей неуместности,
боязнь отвержения, боязнь быть осмеянным, потерять уважение, заслужить презрение.
Эмоциональные составляющие при вине:
Жалость к другому. Боязнь причинения вреда другому, разочарование и досада в связи с невозможностью исправить ситуацию, боязнь заслужить обиду, агрессию, отвержение в свой адрес. Жалость к себе.
Мысли при стыде:
Какой позор!
Как я мог (ляпнуть такое)!
Что они все обо мне подумают!
Лучше бы меня здесь не было!
Лучше бы мне никогда не...(родиться, заниматься этим, встречаться с этими людьми…)
Я выгляжу хуже всех!
Я – неудачник (ничтожество и др.)
Мысли при вине:
Самоосуждающие и самооправдывающие мысли.
Я же не специально!
Я не думал, что это случится!
Если бы я мог все исправить!
Теперь я должен сделать .., чтобы он простил меня…
Как я мог так поступить?!
Внешний наблюдатель при стыде:
Обязательно есть. Реальный или предполагаемый. Даже если никто не заметил «стыдный» поступок, сам стыдящийся уверен, что есть свидетели.
Этим наблюдателем обязательно должен быть другой человек, гипотетически способный осудить или осмеять стыдящегося , т.е. обладающий определенным уровнем мыслительных способностей.
Внешний наблюдатель при вине:
Не обязателен. Если есть пострадавший от действий виноватого, последний может мучиться виной, даже если никто не знает о его причастности к данному событию. В роли пострадавшего может быть не только человек, но и животное. Например, можно чувствовать вину перед кошкой или собакой.
Из-за чего возникает стыд:
Несоответствие стыдящегося, его поведения, внешности или черт характера тому, что должно быть, по мнению стыдящегося, (социальным нормам, его собственному эго-идеалу, установкам родителей, ролевым правилам в данный момент и т.д.).
Из-за чего возникает вина:
Причиной всегда является действие или бездействие виноватого, причинившее ущерб другим людям (в случае иррациональной вины ущерба может и не быть, но виноватый считает, что он есть).
Презрение – стыд.
Стыд и презрение – полярная пара эмоций. Многие исследователи-психологи говорят о том, что стыд и презрение всегда идут рука об руку. Стыдящийся человек, наверное, больше всего боится презрения окружающих. Можно предполагать, что чем чаще человек презирает кого-либо, тем больше он склонен к переживанию стыда. Ведь если его презрение к окружающим достаточно сильно, он и окружающим приписывает столь же сильное презрение к себе. Наиболее часто конфликт, вызываемый этой эмоциональной дихотомией, раздирает на части людей с нарциссическим расстройством личности.
Стыд и агрессия.
Многие исследователи эмоций отмечают взаимосвязь между тенденциями испытывать стыд и отвечать агрессией. Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон пишут: «Оказывается, что люди, испытывая чувство стыда, зачастую также ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя, что своим поведением заставили себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переадресовываются тем, по чьей вине возник стыд; в конце концов, именно они выражают недовольство, заставляя человека чувствовать себя глубоко униженным. Поскольку стыд — это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими, неадекватными событию, вызвавшему их. Лица, испытывающие чувство стыда, прекрасно это понимают, что еще больше усиливает их гнев и упреки в адрес тех людей, по вине которых они вынуждены испытывать неприятные чувства. Приведенные соображения наводят на мысль, что лица, склонные испытывать чувство стыда, могут быть также склонными к агрессии…Поскольку и вина и стыд приводят в действие механизм «негативные реакции — "плохое" поведение», можно предположить, что связь между стыдом и агрессией может напрямую зависеть от степени неодобрения своего собственного «Я». Другими словами, именно тенденция стыдливых людей бить по своему собственному «Я» лежит в основе их высокой склонности к агрессии. Каковы бы, однако, ни были настоящие источники взаимосвязи между стыдом и агрессией, ясно, что тенденция испытывать стыд потенциально опасна не только для лиц, переживающих подобные эмоции, но и для окружающих».
Филипп Зимбардо также говорит о связи слишком сильной застенчивости с агрессией. «Типичный случай: неожиданное, часто массовое убийство совершает молодой человек – тихий законопослушный гражданин, в котором внезапно вспыхивает стихийная ярость. Это случается не оттого, что он недостаточно контролирует свои чувства, а наоборот – от того, что он слишком долго их сдерживает… Не проявляя своих чувств, такой человек не может изменить неприятную ситуацию или повлиять на окружающих. С него требуют слишком много, высмеивают и пренебрегают его потребностями и правами. Раздражение накапливается и однажды превращается в неконтролируемую ярость, вызванную каким-то пустяком». Эти доводы являются дополнительными аргументами в пользу того, что стыд необходимо осознавать и снижать его интенсивность там, где он неконструктивен, чтобы он не спровоцировал, действительно, разрушительный взрыв.
Памятка для тех, кому мешают переживания стыда и застенчивость.
Вы тратите слишком много энергии, беспокоясь о том, что думают о вас другие: им некогда думать о вас, т.к. они слишком обеспокоены тем, что думаете о них вы.
Если вам кажется, что в группе людей вы выглядите глупее или хуже всех, и только вы один на всей Земле так переживаете по этому поводу, вы заблуждаетесь! О таких переживаниях рассказывают многие люди.
Когда вы страдаете от того, что другие замечают ваши неидеальные стороны, вы упускаете из виду, что они знают и принимают вас именно с этих сторон. В то время как вы сами пытаетесь обманывать себя тем, что не имеете тех недостатков, которые хорошо видны окружающим.
Позволяйте себе встречаться со своим стыдом, понимать, что он есть. Делая вид, что вы с ним не знакомы, вы позволяете ему командовать вами исподтишка. Признавая его, вы можете его «видеть», и, таким образом, он находится под вашим зрительным контролем.
Как личность вы не изменяетесь независимо от того, хвалят вас или критикуют. Вы не становитесь лучше от похвалы, так же, как и не становитесь хуже от критики. Вы остаетесь все той же личностью, что бы о вас ни говорили другие.
Использованная литература:
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М. «Астрель», 2002. - 665 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — С-Пб., «Питер», 2001. - 352 с.
3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М. «Астрель», 2005. - 284 с.
4. Изард. Психология эмоций. – С-Пб. , «Питер», 2006. - 460 с.
5. Икконен И. Происхождение стыда и его проявления. Пер. Борисова Д.Г. http://www.psychoanalyse.ru/literatura/shame1_2.html
6. Кинстон У. Стыд, теоретический обзор. Пер. с английского Борисова Д.Г. http://www.psyq.ru/publications/kinston_shame.html
7. Мартель Б. Сексуальность, любовь и гештальт. С.-Пб., 2006. – 192 с.
8. Млодик И.Ю. Пока ты пытался стать Богом…Дно бесконечного колодца или Мучительный путь нарцисса. Взгляд психотерапевта. М. «Генезис», 2010 г.- 217 с.
9. Орлов Ю.М. Стыд. Зависть. М. «Слайдинг», 2005. – 96 с.
10. Скэрдеруд Ф. Стыд. http://www.psyholog-olgashubik.ru/0601789041
11. Социофобия http://ru.wikipedia.org/wiki/социофобия
12. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. М., Институт аналитической психологии. 2001. - 249 с.