- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В кабинет вошла ухоженная красивая молодая девушка. Она долго настраивалась на беседу и задумчиво смотрела в окно. Потом посмотрела на меня внимательно и спросила: «Вы чувствуете?». «Чувствую что?», - спросила я. «Как от меня воняет», - сказала она.
Никакого неприятного запаха я не чувствовала, о чем ей и сказала. На что она ответила: «Понятно, и Вы туда же». И вот она рассказала такую историю. Больше года она ощущает от себя ужасный запах гниения и замечает, что люди от нее отдаляются и шепчутся, но открыто в глаза никто ей правду не говорит, даже мама пытается ее переубедить. Я спросила ее, допускает ли она, что ей эти запахи кажутся, на что она обиделась, ушла и больше не приходила.
Дисморфомания – это расстройство психики, при котором человек находит у себя какой-то изъян. Она бывает двух видов:
В норме умеренно она наблюдается в подростковом возрасте, когда дети не довольны своей внешностью, но обычно это проходит после 18 лет. Если же человек и после начинает находить у себя несуществующие изъяны, как во внешности, так и в запахах, то мы говорим тогда об отклонении от нормы.
Дисморфомания включает в себя триаду:
Иногда в основе расстройства могут лежать небольшие физические недостатки, которые для больного человека превращаются в сверхидею. Если такие люди довольно состоятельны, то они начинают ходить по пластическим хирургам и перекраивать свою внешность десятки раз. Причем в литературе описаны даже случаи, когда больные решают сами «исправить свои недостатки».
Обычно больные скрывают свое расстройство, но вы можете заподозрить его у близкого человека, если у него присутствуют симптомы «зеркала» и «фотографии».
Симптом зеркала впервые описан у больных дисморфофобией (навязчивый страх телесной деформации) итальянским психиатром Энрико Морселли. Он отмечал, что «все они целый день стоят перед зеркалом и смотрят, осталось ли их лицо точно таким же, как всегда, не сдвинулся ли их нос, не уменьшился ли лоб». Больные могут часами стоять у зеркала, хотя изредка может наблюдаться негативный симптом зеркала, когда больные боятся смотреть в него.
Симптом «фотографии» заключается в нежелании фотографироваться даже на документы, дабы не запечатлеть «свое уродство». Если фото все же имеется, то больные этим недугом его либо ретушируют, либо уничтожают.
По данным статистики пластической хирургии около 15% обратившихся страдают дисморфоманией.
Отличительная черта дисморфоманического синдрома в том, что среди таких больных самое большое количество суицидов, именно поэтому родным и близким не стоит отмахиваться от этой проблемы, а лучше проконсультироваться с хорошим психиатром.
В данной статье я бы хотела уделить особое внимание профилактике дисморфомании.
Развитие этого синдрома у здоровых людей я наблюдала в семье моей кузины. Моя сестра человек с особым чувством юмора, но чаще этот юмор бывает с оттенком сарказма. Своему сыну красавцу она внушила, что у него «уши, как у осла» и парень до 22 лет боялся подойти познакомиться к девушке, потому что думал, что она скажет то же самое. А своей дочери - что у нее заячьи зубы, и она, будучи уже взрослой женщиной, до сих пор не улыбается открыто, а при смехе прикрывает рот рукой.
Это совсем мягкие варианты, и благо, что оба ее ребенка создали хорошие семьи, а не зациклились на своих «изъянах» и не ушли в болезнь, как это бывает. Так одна девушка всегда ходила с длинными волосами до пояса, а в 25 лет решила коротко подстричься. И тут началось, все близкие, включая родителей и друзей, сказали, что ей эта стрижка не идет, что она стала некрасивой. Это все продолжалось на протяжении месяца, пока девушка не заболела и не попала в отделение неврозов.
Поэтому недопустимо:
Ну и, конечно, следует критично относиться к СМИ, где пропагандируются эталоны красоты с «рыбьими» губами и тонкими носами, говорить об этом с ребенком- кому выгодны эти эталоны и нужно ли всем людям планеты быть на одно «идеальное» лицо.