- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
У стыда есть причины.
Уходят они глубоко в детство и обнаруживают содержание самой сердцевины наших отношений с близкими.
Всеохватывающее чувство стыда по стадии своего возникновения «старше» чувства вины, которое связано с действиями. Стыд же охватывает Я и идентичность целиком, заставляет бежать от других, «проваливаться» сквозь землю, парализует чувства. Он приводит к различным болезненным психическим симптомам. Об этом мы и поговорим в данной статье.
После того, когда его игра на театральной сцене не удалась и взрослые ее не оценили, мальчик кинулся к зеркалу, чтобы корчить себе рожи. Он строил их и захлебывался от злости, слез и ненависти к себе, видя, во что превращается его лицо, каким убогим и отвратительным оно становится.
…гримасы доводили мой позор до высшей точки и тем самым освобождали меня от него,* чтобы избежать унижения, я окунался в самоуничижение, лишал себя какой бы то ни было возможности нравиться, чтобы забыть, что она у меня была. Зеркало оказывало мне неоценимую помощь – я поручал ему убедить себя, что я урод. [Ж.П. Сартр «Слова», 2016]
В этой сцене в своей биографической повести «Слова» французский писатель Ж.П. Сартр ясно описывает то, когда чувство стыда поглощает душу ребенка: как он готов и сквозь землю провалиться, и изничтожить свое лицо, а это значит уважение к себе и любовь, чтобы довести себя до грани уничижения.
Этот механизм сбрасывания себя со сцены своей жизни в результате стыда действует у многих из нас. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени. Стыд может заставить нас вести себя не так, как чувствует и хочет сердце, вместо «нет» говорить «да», и наоборот, он может стать источником депрессии и ярости в отношении к самим себе и к миру.
Теме стыда в психоаналитической литературе посвящено до странности мало статей и исследований. Но есть одно значительное, на мой взгляд, которого я хотела бы коснуться в этой публикации и поделиться с Вами. Многие из нижеследующих рассуждений взяты из статьи Pentti Ikonen, Phil-Mag and Euro Rechardt, M.D. «Происхождение стыда и его проявления». (Scandinavian Psychoanalytic Review, 1993)
Практика психоаналитической психотерапии нам показывает, что стыд – одно из самых сложно переносимых и сложно выявляемых чувств, которые составляют наше страдание. Стыд блокирует возможность делиться, говорить по душам, часто служит причиной обрывания и убегания от психотерапевтического процесса, непоявления в кабинете психолога, чтобы не увидели твое лицо, то есть твою душу.
Стыд проявляет себя по-разному. Одни из наиболее очевидных его признаков:
Происхождение стыда
Авторы, ссылаясь на исследование Nathanson и Томкинса, пишут о первичном стыде, который появляется у младенца на третьем месяце жизни, когда после неудачного контакта с матерью младенец опускает лицо и причет свой взгляд. Стыдиться – значит прятаться, скрывать свое Я и свою идентичность потому, что некогда она не была поддержана эмоционально.
К примеру, когда мы радуемся и сообщаем о хорошей новости другому, то ожидаем похожей реакции, в крайнем случае, мимолетной улыбки. Такая встречная улыбка поддерживает нас в том, что мы чувствуем, и будто говорит «да, я понимаю тебя, это правда, твоя радость мною увидена, она имеет право на существование».
Другой в этом случае выполняет роль зеркала, отражает идентичность и подтверждает факт нашего существования. В младенчестве и детстве такие реакции родителей крайне важны, если не сказать, критически важны. В случае, если мать или замещающий ее человек подавлен, находится в депрессии или в силу других причин не может поддерживать эмоциональную связь с ребенком, тогда чувства малыша остаются непризнанными, неподтвержденными. Развивается парализованное Я, нарушенная самооценка, подавленность, уныние. [Pentti Ikonen, Phil-Mag and Euro Rechardt, M.D.]
Таким образом, стыд – это реакция на неудовлетворенную потребность в одобряющем взаимодействии.
Когда младенец на довербальном уровне выражает стремление к взаимности, он задействует в процессе все свое существо и сильно нуждается в резонансе. Когда попытка поиска взаимности не удается, неудача действует на все его существо. В переживании стыда, все свое существо, предъявленное другому, осознается как неправильное. Стыд сохраняет природу этого разоблачения во всех обстоятельствах. [Pentti Ikonen, Phil-Mag and Euro Rechardt, M.D.]
Люди подземелья и эксгибиционисты- убегание от стыда и гиперкомпенсация
Люди, отравленные стыдом, часто краснеют или бледнеют, потому что и страстно желают, и также интенсивно боятся быть «обнаруженными» другими. Это противоречивое желание быть увиденным и страх, что это свершится, ярко проявляется в случаях эксгибиционизма.
Говоря о навязчивом выставлении себя перед публикой мы имеем в виду не только перверсию с открываем гениталий, но и, назовем его, эмоциональный эксгибиционизм – когда мы навязчиво презентуем себя людям, при этом скрывая свои подлинные чувства, переживания. Это так называемая антифобическая реакция, когда мы толкаем себя совершать нечто, чего больше всего страшимся. Один из примеров такой реакции, когда мы прыгаем с высоты, потому что больше всего ее боимся.
Другая сторона стыда и боязни быть увиденным выражается в том, когда мы прячемся от людей, от жизни в целом. Таким людям очень сложно строить отношения, разговаривать и смотреть в глаза. Они избегают взглядов, разговоров и могут себе позволить общаться только на расстоянии, к примеру, онлайн.
Стыд парализует свободу Я и его проявления, что мешает любому общению, потому что коммуникации с другими строятся на передаче переживаний. Люди, переполненные стыдом, не ожидают быть одобрительно воспринятыми, даже если сознательно пытаются себя в этом убедить.
Чем полезны такие разговоры про стыд?
Мы полагаем, что они дают некоторое представление о глубине переживаемого чувства, о том, насколько переживание может быть не согласовано с нашей сознательной позицией. Именно поэтому когнитивно-поведенческие подходы, с нашей точки зрения, не могут глубоко исследовать переживания стыда.
Стыд должен быть выявлен и пережит в психотерапии, он очень важен для понимания его нами, психологами, психотерапевтами в работе с людьми. Так как только понимание того, к какому уровню ощущения себя мы подходим, говоря о стыде, к каким архаическим слоям психики приближаемся, имея дело со всеохватывающим стыдом, позволит нам донести до другого насколько мы понимаем его и готовы медленно шаг за шагом брести в постепенном исследовании его души.