- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Эта статья продолжает цикл, в котором я рассказываю о том, что думают о любви психологи и другие люди. Начало - в статье "Психология о смысле и функциях любви".
В любви особенно поражает многообразие ее видов и форм. Попытки выполнить классификацию видов любви предпринял еще один из последователей Дионисия (ученика апостола Павла) – Максим. Он выделяет пять видов любви:
1) «ради Бога» — так добродетельный человек любит всех людей;
2) «по естеству» — любовь между родителями и родственниками;
3) «из тщеславия» — прославляемый любит прославляемого;
4) «из корыстолюбия» — так любят богатого за раздаваемые им дары;
5) «из сластолюбия» — плотская любовь, не имеющая целью родить ребенка.
Только первый вид любви в глазах христианина достоин похвалы.
Попытки построения теоретических моделей любви стремятся охватить все возможные ситуации, и всегда упрощают феномен, что вообще свойственно моделям. Исследователи говорят о любви к самому себе, любви к человеку и Богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и к власти и т. д. Выделяют любовь романтическую, рыцарскую, платоническую, братскую, эротическую, харизматическую и др. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к отсутствующему, любовь мужчины и любовь женщины.
Различия между моделями любви могут проходить по параметру оптимизм – пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической – конструктивная сила любви.
Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). Любовь, по Каслеру, – это совокупность эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения потребностей. Влюбленность, конституируемая постоянным страхом потерять, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного Каслер связывает с благодарностью человека за удовлетворение потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.
Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Эта модель уже рассматривалась нами в предыдущей статье, подробная характеристика такой любви представлена дальше.
Гозман приводит схему характеристики диадических моделей отношений по Т. Кемперу [1].
Социально-интерактивная теория эмоций Т. Кемпера утверждает, что в развитии любых взаимоотношений значение имеют два фактора:
1. власть – способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь;
2. статус – желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта (то есть, положительное отношение партнера).
В соответствии с этим подходом могут быть выделены следующие типы отношений любви в паре.
На основании этой модели конкретные отношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи указанных типов, поскольку реальные отношения носят комплексный характер. Эта типология любви, отличающаяся ясностью, является, тем не менее, довольно абстрактной и неполной. Два элементарных фактора, власть и статус очевидно, недостаточны для выявления и разграничения всех тех многообразных отношений, которые принято называть любовью. Пара власть – статус весьма приблизительно характеризует отношение любви, а иногда даже отождествляет его с какими-то иными отношениями людей.
Э. Фромм выделяет пять типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.
А. А. Ивин приводит концепцию девяти ступеней, или форм, любви. Две особенности – широкое истолкование любви и противопоставление конкретных, противоположно направленных влечений – положены Ивиным в основу типологии любви. Автор представляет любовь в виде ступеней, или «кругов». Каждый из кругов включает в чем-то близкие виды любви, а движение от ядра к периферии подчиняете определенным принципам.
В первый «круг» он включает эротическую, или половую, любовь и любовь к самому себе. Человеческая любовь обязательно начинается с эгоизма, любви к себе, плотской любви. Любовь человека к самому себе является предпосылкой его существования как личности, а значит, условием всякой его любви. Любовь к себе – это начальная школа любви. Тот, кто пренебрежительно относится к самому себе, не способен ни любить, ни ценить другого. Нужно научиться понимать себя, чтобы обрести способность к пониманию других, и вместе с тем без понимания других невозможно понять и самого себя.
Второй «круг» любви – это любовь к ближнему. Она включает любовь к детям, к родителям, к братьям и сестрам, членам семьи и т. д. Принцип «люби ближнего своего как самого себя» говорит о справедливости, взаимном уважении прав и интересов близких людей. Любовь к ближнему – лучшая проверка любви к человеку. В любви к ближнему особое место занимает родительская любовь и любовь детей к родителям.
Третий «круг» любви – любовь к человеку, по поводу которой еще в древности было сказано, что она бывает только большая, нет маленькой любви. Такая любовь включает отношения к каждому иному человеку, независимо от каких-либо дальнейших его определений. Это, в частности, любовь к будущим поколениям и связанная с нею ответственность перед ними. Ведущий принцип такой любви прост – нужды будущих людей столь же важны, как и нужды современных.
В четвертом «круге» любви Ивин выделяет любовь к родине, любовь к жизни, любовь к богу и т. п.
В пятом «круге» – любовь к природе, в частности «космическая любовь». Ивин понимает под космической любовью чувство, направленное на мир как целое, оно говорит о единстве человека и мира, об их слитности и даже взаимовлиянии.
Шестой «круг» – любовь к истине, любовь к добру, любовь к прекрасному, любовь к справедливости.
Седьмой «круг» – любовь к свободе, любовь к творчеству, любовь к славе, любовь к власти, любовь к богатству.
Восьмой «круг» – любовь к игре, любовь к общению, любовь к собирательству, любовь к развлечениям, к постоянной новизне.
Девятый «круг» – то, что любовью уже не является, скорее пагубное пристрастие – любовь к пище, алкоголю, наркотикам.
В этом движении от первого «круга» любви к ее последнему «кругу», от ее центра к периферии достаточно отчетливо обнаруживается некоторая направленность. Прежде всего, по мере удаления от центра уменьшается эмоциональная составляющая любви, непосредственность и конкретность этого чувства. От «круга» к «кругу» падает также интенсивность любви, охват ею всей души человека. Эротическая любовь и любовь к детям могут заполнить всю эмоциональную жизнь индивида. Любовь к славе чаще всего составляет только часть такой жизни. Уменьшается от «круга» к «кругу» и количество любви, охватываемое ею множество людей. Эротическая любовь захватывает каждого или почти каждого. Бога, истину или справедливость любят уже не все. С уменьшением непосредственности и конкретности любви растет социальная составляющая этого чувства. Она присутствует и в любви к себе, и в любви к детям, но она гораздо заметнее в любви к власти, любви к свободе или к богатству [5].
И. С. Кон приводит следующую классификацию:
Для любви молодых мужчин, как показывают психологические исследования, характерны скорее «эротические» и особенно «людические» компоненты. У женщин ярче выражены «прагматические», «сторгические» и «маниакальные» черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых [4].
По мнению В. И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик: альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл. Однако ни один из эти способов не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В. И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной любви, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо, если партнеры находятся в длительной связи до брака, базируется на хорошей осведомленности, на «постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию». Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. Изучение этих стадий — предмет дальнейших исследований [5].
Роберт Дж. Стернберг предложил свою теорию любви – треугольную. «Она называется так потому, что подтверждает, что любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника» [3]. Три вершины – это:
Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится семь подгрупп, образующих классификацию любви, по Р. Стернбергу:
Одним из фундаментальных является вопрос об источнике любви. Любовь как чувство существенно отличается от остальных эмоций. Радость, печаль, гнев, страх – это базовые, дискретные эмоции, потому что они имеют собственные способы выражения, собственные специфические переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством, но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное, более комплексное звучание.
В некотором смысле любовь может быть определена как паттерн эмоций и когнитивных процессов. «Любовь включает в себя как чувственный, так и мыслительный компонент и, кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают в себя сексуальное влечение» [2], биологический драйв, по К. Э. Изарду. Весь этот комплекс он называет любовью и потому говорит о ее сложности и даже загадочности.
Кэрролл Э. Изард, один из ведущих специалистов в области исследования эмоций, полагает, что любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и удовольствие-радость. Эти базовые эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющими поведение в любви. Любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль, т. е. понятие любви нельзя рассматривать только с точки зрения эмоционального процесса. Любовь – слишком сложное и многогранное понятие, которое включает в себя помимо эмоционального компонента социальные отношения, личностный фактор и многое другое. Любовь как эмоцию можно представлять себе как сочетание интереса и радости, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.
Список литературы