Не думать о красе ногтей. Песочная терапия в работе с аутоагрессией. Часть 1

main_img

Статья опубликована с согласия клиента.

Болезнь – это язык, речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном…
Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи
аномальным течением жизни, исчезнет...
/ Доктор А.Менегетти

Представим, что на блиц-викторине по психологии прозвучал вопрос "Назовите самую типичную-претипичную жертву аутоагрессии", то правильный ответ на него был бы - "ногти!". Сначала детские, потом, если не повезёт совладать с компульсивной аутоагрессией, то и взрослые.

Онихофагия (самоповреждение ногтей и кончиков пальцев) - с такой распространенной проблемой и обратилась ко мне мама десятилетней девочки. Девочка, назовем ее Карина, красивая, аккуратная и требовательная к себе, согласилась на работу с психологом с охотой, но и c некоторой долей обреченности.

Что такое наши ногти?

Это плотные роговые пластинки на тыльной поверхности пальцев. Корни слов-определений – «рог», «тыл», «верх» - содержат в себе послание о защите даже в официальном анатомическом определении. Прямое предназначение ногтей – защитить мягкие кончики пальцев, создать рычаг, опору для пальцев с обратной стороны, если они на что-то давят. Также ногтями можно царапаться, нападая или защищаясь. Длинный блестящий маникюр легко ассоциируется с холодным оружием и с перфекционизмом.

  • Научиться управлять собственной агрессивностью;
  • научиться доверять миру (получать защиту);
  • защищать себя самостоятельно;
  • научиться справляться со страхом;
  • ослабить контроль над стремлением к совершенству

– это априорные задачи для любого человека, атакующего собственные ногти. Многие известные психологи-телесники – Луиза Хей, Владимир Жикаренцев, Лиз Бурбо, Антонио Менегетти – именно в таком ключе анализируют онихофагию.

Теорию всегда интересно проверять на практике.

Из бесед с мамой и Кариной выяснился онтогенез вредной привычки. В период отлучения от груди мама на неделю уехала, оставив ребёнка родным. Привычка же сосать пальчик была еще до года, что может говорить о базисном тревожном сценарии в паре мать-дитя, о слабой нервной системе младенца, о склонности к навязчивым действиям. Резкое отлучение от груди усугубило ситуацию.

Также важно отметить, что Карина пропустила стадию ползания.

Немногие родители знают о физиологии коры головного мозга: первые движения ребенка образуют нейронные дорожки непосредственно в сером веществе, только со временем функции «передаются» в ведомство нижних отделов мозга и перестают осознаваться. Если этап ползнания пропускается, то это отражается на интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии малыша: левое и правое полушария как бы избегают сотрудничать между собой, в результате ребенок растет более тревожным, ему труднее переключаться, улавливать юмор в ситуациях, он склонен к вязкости мыслей и, следовательно, настроений.

Домашняя реакция была обычной: уговаривания перемешивались с нотациями, пристыживаниями и устрашениями. От чего ситуация только ухудшалась. Слишком часто большинство родителей требуют от своего ребенка совершить невозможное. Точнее, невозможное для ребёнка на данный момент: например, начать хорошо учиться, перестать быть стеснительным, завести друзей… И, надо признать, что это тоже проявление родительской любви, пусть и необдуманной. Чаще всего отцы и матери сами испытывают тревогу, неуверенность и другие тяжелые чувства в связи с детскими проблемами.

Но так как отношения с родителями в целом тёплые, любящие, интеллект у Карины высокий, характер амбициозный, то симптом не проявлялся до поры до времени. Летом на каникулах симптом почти исчезает, в школе же появляется снова.

Проективные методики подтвердили, что потребность в безопасности действительно актуальна. Кроме этого, проявились:

  • страхи потери, отсутствия кого-то из близких (в сознании младенца длительное отсутствие матери приравнивается к ее фактической смерти);
  • мотивы несправедливости, неравноправных отношений в семье;
  • проблемы с границами;
  • нарушение в триаде мать-отец-ребенок (переживание отдельности, исключенности себя из этой триады. С одной стороны, девочка пребывает в слиянии с семьей, с другой – бессознательно воспринимает себя отверженной, исключенной из круга. Благополучная сепарация при таких противоречиях невозможна);
  • острая потребность во внешней защите (субъективное недоверие к отцу и брату);
  • потребность в порядке, в чистоте, «быть послушной и хорошей», «быть лучшей» (перфекционизм)

Первая песочница Карины на свободную тему

Рис. 1. Название «Балансный мир».

Песочная композиция живописует, как переполнена психика девочки-подростка образами и задачами взросления. Три самостоятельных мира (хищники, добрые животные и город) не соприкасаются друг с другом. И, тем не менее, каким-то образом приведены к балансу при помощи заборов. Энергии этих миров заперты, практически недоступны друг другу.

Каким образом выживают хищники, так и осталось загадкой (вытесняется из сознания). Эго девочки начинает осознавать хищные стороны и собственной натуры, и внешнего мира, но как иметь дело с агрессией (своей или чужой), пока непонятно. Известен только один способ – сдерживать агрессию (прятать за забором).

Интересно, что в мире злых животных оказываются Кенгуру с кенгуренком в сумке и Бегемотиха с бегемотиком, они окружены хищниками и мимикрировали под них. Когда я обратила на это внимание, то фигурки Карина не переставила, а объяснила, что они большие по размеру, сильные и уже привыкли. В отношение к самой себе естественным образом вплетена агрессия, которая уже стала привычной.

Городской ландшафт с отелями Турции, закатами и домами, в котором главные действующие лица Старик и Старуха (архетипические фигуры сознания), так как они больше всех заботятся об этом мире, вызвал самое большое напряжение. И если и выбирать место для симптома, то симптом поселился бы именно здесь, в мире людей, «где суета, пробки, машины, много нервов». И его символ был найден - возможно, это колючий кактус.

Мир добрых животных притягивает больше всего, среди них есть самое умное животное – Обезьяна. Она, скорее всего, даёт надежду на помощь ума в борьбе с вредной привычкой. И демонстрирует нам с Кариной, как важно для неё быть серьезной. Тем не менее, «ум» представлен инстинктивным, первобытным существом.

Также эта песочница говорит о значимости для 10-летней девочки диады «мать-дитя», о том, как происходит соприкосновение с тёмной стороной Великой Матери, поглощение материнским архетипом.

Ощущение несвободы и тесноты исходит от композиции в целом.

Тем не менее, нужно поблагодарить этот симптом. Потому что благодаря ему жизнь все-таки не выходит за рамки немыслимого и есть способ борьбы с чем-то ужасным и кровожадным, что занимает треть внутреннего мира.

Животный мир явно теснит человеческий, не может органично вписаться в его сюжеты. Задачи человеческого мира сложны и эмоционально заряжены, при этом есть все признаки высокого самоуважения и способности мечтать о прекрасном.

Подвиг маленькой клиентки в том, что её психе уже готова соприкоснуться с неуправляемым Ид (животным началом внутри себя). Черный Домашний Кот во все глаза смотрит на диких животных за забором. Птица-Попугай может стать посредником между мирами (и, действительно, он еще сыграет свою роль), Бабочка символизирует стремление девочки к перерождению, открытости терапии. И признаю, что искренний альянс с Кариной я ощущала на протяжении всех пяти сессий.

Выше я обозначила, что симптом появился не так давно.

История возникновения привычки

Рис.2. История возникновения вредной привычки.
Впервые эта привычка появилась в садике (5 лет, малыш на кроватке и белое здание с грызуном на пороге), потом на отдыхе на озере (беспокойная Маша, 6 лет) и в школе, когда Карина пошла в первый класс.

Сама композиция уже содержит в себе дисбаланс:

  • все фигурки расположены в зоне Супер-Эго,
  • резкий разрыв, некое песочное шоссе – в середине композиции,
  • в зоне чувств, актуальных эмоций, внизу справа - озеро эмоций (удивительным образом, напоминающее форму женской груди).

Если внимательно присмотреться к рисунку на песке, то можно увидеть спеленатого младенца, к которому протягиваются чьи-то руки, и отстраняемого детской рукой от груди. В песочнице линия конфликта проходит между представлением о высшем женском начале и социальной уверенностью в себе на уровне тела.

К слову, социально уверенных в себе детей (на уровне тела) отличают несуетливые выразительные движения, громкий голос, смелость самовыражения, крепкий сон. У Карины есть трудности почти по всем этим пунктам.

Продолжение следует.`

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ