- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
З.Фрейд первым указал, что, приходя в психотерапию, в отношения с психологом мы приносим с собой все те паттерны отношений, которые используем в жизни или использовали в прошлом.
Этот душевный багаж яркими красками окрашивает весь психоаналитический процесс уже с начала поиска специалиста. Ведь часто мы выбираем специалиста не только по его профессиональному опыту, а просто по фотографии. В лица специалистов, в их анкеты мы уже вкладываем нечто из своего внутреннего мира, его конфликтов. Когда лицо и анкета психолога нам откликаются – значит, они вступили в бессознательную взаимосвязь с нашим внутренним содержанием, которому предстоит расцвести в процессе психологической работы.
Призраки прошлого в отношениях между психологом и клиентом
И задача психоаналитического психолога/психотерапевта, психоаналитика – прочувствовать эти отношения, увидеть, исследовать скрытое содержание психики «здесь и сейчас» в кабинете.
Таким образом, эти отношения, не являясь нечто новым, повторяют наши прошлые и нынешние отношений с родителями, мужьями/женами, любовниками, авторитетами, друзьями. Как ген, который содержит всю информацию о наследственности, так и психоаналитические отношения, существующие в четко определенных рамках, являются носителями кладезя информации о человеке и о том, как он строит отношения с другими:
По лезвию бритвы: зачем нужна нам этика?
Как видите, то, к чему мы прикасаемся в процессе психоаналитического консультирования и терапии – очень чувствительная и мощная горючая смесь, которая может навредить или пойти во благо. Обращаться с этим материалом может только тот, кто максимально к этому подготовлен и соблюдает рамки и этические принципы профессии, чтобы не использовать в своих целях (сознательно или бессознательно) зависимость и привязанность клиента, которая возникает при длительной работе.
Понимание и прочувствование специалистом содержимого психоаналитических отношений постепенно приносит изменения, устраняет симптомы, с которыми к нам обратились, углубляет и меняет представление человека о себе.
Процесс пробуждения прежних отношений, особенно тех, которые мы, как клиенты, переживали со значимыми людьми в прошлом, в психоанализе называют «перенос».
«Контрперенос» - это весь комплекс чувств, которые испытывает психолог в отношении с конкретным клиентом. Исходя из этого, очевидно, что специалист не в силах оставаться «белым экраном», о котором некогда писал З.Фрейд. Своим поведением, мимикой, невербальным общением психолог является вполне красочной картиной для клиента, который не владеет информацией о личной жизни специалиста (в психодинамической концепции не может знать, поскольку специалист намеренно не рассказывает о своей жизни).
Таким образом, ключевым элементом помощи в психоаналитической психотерапии является исследование отношений между клиентом и специалистом, понимание и изменение которых меняет человека и его жизнь за пределами психологического кабинета. Эти отношения могут быть наполнены любовью, страстью, ненавистью, недоверием, стыдом, виной, страхом. То есть они наполнены чувствами.
Но в отличие от реальных отношений в нашей жизни, они поставлены во главу исследования. Мы их обсуждаем очень честно и открыто, но мы не действуем (не обнимаем, не бьем и т. д).
Правила, которые лечат
Рамки и границы – это базовые понятия, идея и реальный факт, на которые опирается профессиональная этика психолога и от чего также будет зависеть качество оказываемой психологической помощи. Психоаналитические рамки – очень обширный вопрос. Здесь я остановлюсь лишь на нескольких ключевых, на мой взгляд, понятиях. Заинтересованному читателю рекомендую книгу «Психоаналитические границы и их нарушения» Г.Габбард, Э.Лестер.
Психоаналитическими рамками мы называем все правила, которые так или иначе очерчивают процесс психологической работы. К ним относится договоренность о стабильности и периодичности встреч (от одного до пяти раз в неделю), стабильности оплаты в целом и оплаты пропущенных встреч, о времени каждой сессии (встречи), о конфиденциальности, о невозможности иметь с клиентами другого рода отношения, кроме как внутри кабинета.
Я остановлюсь на нарушении рамок и отыгрываниях в психоаналитическом консультировании и психотерапии. Этот континуум вопросов затрагивает проблемы от того, когда нарушение рамок приводит к неэффективности психологической работы, до грубых нарушений правил этики, а значит, подвергания клиента опасности.
Акцент я делаю прежде всего на самом специалисте. Хотя мы знаем, что клиенты в силу своих внутренних конфликтов и патологии характера могут бессознательно подталкивать нас, специалистов, к отыгрыванию, все же ответственность за сохранение рамок работы лежит на специалисте.
Четыре случая нарушений границ в психоаналитической психотерапии и консультировании.
1. Психолог рассказывает о своей личной жизни клиенту.
В контексте психоаналитической идеи специалист должен оставаться «непроявленным» для клиента. Очевидно, что он будет «говорить» о себе тем, как он сидит, смотрит, обстановкой своего кабинета, т. е. невербально. Однако он не может делиться с клиентом информацией о своей личной жизни, своих проблемах. В этом случае возникает вопрос: кто кому оказывает помощь и кто кому платит?
2. Психолог выстраивает с клиентом вне-профессиональные отношения.
К этому обширному спектру могут относится и отыгрывание эротических чувств между клиентом и психологом через встречи вне кабинета (во время и после окончания психоаналитической работы) или обмен контактами хорошего мастера по маникюру, строительству и пр.
В психоаналитической литературе проблеме отыгрывания ненависти и любви между психологом и клиентом посвящено большое количество исследований. В целом они сводятся к тому, что, заключая с клиентом контракт о психоаналитической психотерапии или консультировании, мы, специалисты, берем на себя ответственность самостоятельно исследовать, анализировать свои чувства к клиенту, то есть справляться с ними без того, чтобы открыто «в черновую» показывать их, не говоря уже о том, чтобы воплощать их в действии.
К примеру, история психоанализа наполнена случаями, когда аналитик и пациент вступали в сексуальные отношения, влюблялись. Подобного рода случаи указывают на то, что у аналитика пропадает связь с реальностью, а также способность символически подходить к процессу с позиции «как бы». [Г.Габбард, Э.Лестер «Психоаналитические границы и их нарушения»]
В процессе такого тесного эмоционального общения вполне обычно возникают теплые чувства и даже любовь. Но эти переживания обусловлены самим сеттингом, правилами, особенностями психологической работы, где предоставляется безопасное пространство для исследования фантазий и мыслей клиента самого разного рода. Поэтому чувства, возникающие в процессе психологической работы – это часть этой самой работы, которую важно не путать с реальными отношениями, любовью и ненавистью, имеющими место вне психологического кабинета.
3. Психолог не берет оплату.
Оплата – это также граница, которая возвращает обоих участников психоаналитического исследования к реальности их отношений, которые совмещают и человеческое понимание, чувствование, и профессионализм. Желание работать даром, с одной стороны, может быть проявлением скрытого чувства всемогущества психолога, а также может указывать на его стремление избежать ответственности за процесс и его профессиональное поддержание.
4. Психолог – друг.
Дружба представляет взаимный процесс, когда двое делятся чем-то личным. Как было указано выше, психоаналитические отношения никогда не могут быть и не смогут стать в будущем (даже после завершения работы) дружбой.
Исследования психоаналитиков указывают, что даже после завершения психоанализа и психоаналитической психотерапии перенос клиента на своего психолога сохраняется и после официального завершения работы. С другой стороны, это создает для клиента потенциальную возможность вновь использовать эти неповторимые отношения и исключительный опыт, который углубляет и изменяет представления о себе, других, а значит и ощущение жизни в целом.
Думаю, что чем более в Казахстане будет развиваться психоаналитическая психотерапия и консультирование, тем в большей степени нам придется поднимать вопросы границ и этики, которые защищают обоих участников процесса, но в большей степени делают процесс психотерапии безопасным и эффективным для тех, кто обращается к нам за помощью.