- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Когда мамы новорожденных приходят домой,
кроме умения ухаживать за малышом им необходимо знать,
как позаботиться о себе.
В первую неделю после возвращения из роддома до 75% женщин испытывают неприятные колебания настроения. И главной особенностью этих состояний является полное нежелание обращаться за помощью, высокий уровень тревоги и социальной дезадаптации.
Беременность, рождение ребенка и воспитание малыша - это серьезное испытание для психики молодой женщины. Меняется образ ее жизни, появляется большая физическая и психологическая нагрузка, изменяются отношения с мужем, создается ощущение "замкнутости в четырех стенах". Плюс к этому гормональная перестройка организма лишь способствует усилению проблемы. Приходят в голову и навязчиво атакуют такие мысли, которые бы никогда не беспокоили в другой период жизни.
Вот что говорят об этом мои клиентки:
Я будто стою на дне глубокого темного колодца, глядя на узкий кружок света, где нормальные счастливые люди не замечают меня, а я не могу к ним выбраться или позвать на помощь.
(Светлана, 35 лет, мать двоих детей, проживающая с мужем в частном доме в Швейцарии)
Я постоянно ощущаю, будто меня отделяет невидимая стена мрака от моих близких, друзей, знакомых и всех остальных людей. Я чувствую себя бесконечно одинокой, несчастной и брошенной.
(Ее ровесница Марина из Норильска, мать малыша, живущая в маленькой однокомнатной квартире и часто остающаяся одна, так как ее муж работает вахтовым методом)
Вы видите, что дело не в условиях жизни, материальном благополучии или стране проживания – этой проблеме подвержены женщины во всем мире.
По степени выраженности психоэмоциональные проблемы молодых мам можно условно разделить на три основные категории:
В этой статье я постараюсь привести примеры наиболее частых переживаний, с которыми сталкивается больше половины молодых мам, чтобы и они сами не считали себя «неправильными», и их близкие прочли и поняли, как это бывает. Повсеместное убеждение, что это необходимо скрывать, не помогает решить проблему, а лишь усугубляет ее.
Многие женщины испытывают зловещее ощущение, будто все идет не так и опасность подстерегает их на каждом шагу.
На шестой день после родов я проснулась с ужасным чувством страха, которое будто исходило из глубины моего живота. Это было как предчувствие беды, как будто что-то ужасное должно произойти в ближайшее время.
(Маргарита, 28 лет, москвичка)
Когда депрессия и тревога достигли пика у 27-летней Дарьи из Уфы, она описывала это следующими словами:
Вся тяжесть мира была на моей груди. Я умоляла мужа, чтобы он посидел рядом со мной, держа мою руку, чтобы помочь мне перенести это.
Я чувствовала, будто вязкий туман окутал меня, и казалось, что он никогда не пройдет.
(Арина, 30 лет, мать двоих детей из Краснодара)
Я физически ощутила эмоциональную боль, как чувство опустошенности. Будто ветер завывал там, где должны быть мои легкие.
(Наталья, 32 года)
Некоторые мамы, выполняя повседневные задачи, испытывали сильное чувство дереализаци или будто это не их ребенок. Так выражается психологический механизм отрицания психотравмирующей ситуации.
Я никогда не испытывала чувства материнства и радости. Я неадекватна как мать. Хотя я кормила своих детей и заботилась о них, но меня преследовала мысль, что им плохо со мной.
(Алена, 34 года, мать второго ребенка)
Я пыталась держаться всегда вместе с сыном и быть внимательной к нему, но чувствовала, будто он был чьим-то чужим ребенком, которого мне дали на время. Я бы никогда не пожелала плохому случиться с ним, но я хотела, чтобы его родители поскорей вернулись и забрали его. Я подумала: может быть, именно поэтому я была бесплодна?
(Жанна, 37 лет, родила первого ребенка после долгих лет лечения бесплодия)
Я ненавидела быть матерью. Я так стремилась к материнству, но я поняла, что не гожусь для этого, и я не хочу, чтобы мой ребенок это почувствовал. Я бы очень хотела, чтобы мой ребенок стал моей новой жизнью, но не понимаю, как этого добиться.
(Эдель, 22 года)
Те, кто позволял себе признаться в этих чувствах, понимали, что это сильнейшая ярость от бессилия что-то изменить.
Сильнейшие обида и гнев на мужа и ребенка. Я чувствовала себя полной неудачницей, что пропустила так много времени своей жизни, все прошло мимо в профессиональном развитии и карьере. Будто кто-то навязал мне такую бессмысленную жизнь. Я была в ярости.
(Алла, 27 лет)
Когда я оставалась наедине с плачущим ребенком, я не выдерживала этого, хотела все бросить и убежать из дома. Я думала, что мы с мужем совершили ужасную ошибку. Я хотела вернуться в то время, когда ребенка у нас еще не было. Мне казалось, что жизнь кончена. Меня даже посещали мысли убедить мужа, чтобы сдать ребенка на усыновление.
(Светлана, 29 лет)
может сохраняться очень долго и быть беспочвенным либо быть связано с невозможностью грудного вскармливания, с тем, что женщина использовала обезболевающие препараты во время родов или перенесла кесарево сечение.
Мною полностью владело чувство вины. Лишь редкие проблески любви давали надежду, что я не сошла с ума. Я чувствовала себя каждый раз предательницей, когда что-то делала для себя – спала, ела, мылась в душе, уходила из дома. Я даже чувствовала себя виноватой за чувство вины.
(Марина, 28 лет)
Я не могла кормить грудью и обвиняла себя за это постоянно. Я чувствовала себя неполноценной. Я не могла даже пытаться быть счастливой и не позволяла что-то захотеть для себя. Разве можно любить такую мать и женщину?
(София, 25 лет)
Я не думаю, что кто-нибудь вообще знал, что я страдала депрессией. Я была обязана скрывать это всеми возможными способами. Я должна была быть идеальной матерью и женой.
(Анастасия, 35 лет)
Я так много переживала и меня посещали такие глупые мысли о моем сыне, что я чувствовала себя полной дурой и эгоисткой. Я не могла никому признаться, насколько я стала несчастна, как только он родился.
(Жанна, 24 года)
Основная поддержка и помощь возможны средствами разговорной психотерапии или курса психологического консультирования. Возможность хоть с кем-то поделиться пугающими мыслями и чувствами и получить адекватную обратную связь уже приносит облегчение. Проще всего в данном случае обращаться за консультацией по Skype.
Именно не просто написать вопрос на форуме и ждать ответа, а поговорить глаза в глаза с реальным человеком, имеющим профессиональную подготовку в этом направлении. Следовательно, понадобятся видеосвязь и хороший звук.
Часто для мамочек с маленькими детьми это наиболее удобный способ, так как сложный режим малыша полностью определяет образ жизни матери, а по Skype вы можете общаться прямо из дома, выбрав ниболее подходящее время.
Сессии с психологом обычно проходят раз в неделю и длятся около часа. Это позволяет обсудить многие волнующие вопросы, а между сессиями задания и отдельные слова и вопросы психолога вспоминаются и помогают ощущать поддержку, спокойствие и уверенность.
Ваше спокойствие и здоровье крайне важны не только вам, но и ребенку. Через грудное молоко, голос, ритм сердца и дыхания, которые чувствует малыш, через прикосновения и контакт с ним мама передает ему свою тревожность, которая отражается на состоянии маленького человека, вызывает новое беспокойство и плач, а этим усложняет еще больше непростое состояние мамы. Большинство женщин, с которыми я работала, так описывали сомнения перед консультацией:
Мне было стыдно даже позволить себе думать, что у меня может быть депрессия. Когда я наконец озвучила свои переживания, моя жизнь изменилась, и я смогла почувствовать радость.
Если вы предполагаете, что вы или близкий человек испытывает состояние послеродового уныния, депрессию или тревожное расстройство, пожалуйста, прочитайте "Мама улыбнись – о Бэби-блюз от имени младенца» или «Послеродовая депрессия – как найти выход?"
Даже просто узнав, что вы не одиноки в своей беде, вам станет легче.