Как устоять, когда жизнь теряет краски

main_img

Многим людям с подросткового возраста знакомо слово «депрессия».

Некоторые на своем опыте пережили депрессивные эпизоды. Говоря о депрессии, я имею в виду не диагноз психического расстройства, а внутреннее ощущение собственной потерянности, вызванное конкретными событиями в жизни человека.

Как правило, такое состояние сопровождается чувством подавленности, упадка сил, нежеланием что-либо делать, потерей веры в себя, склонностью к самобичеванию и обвинению себя.

Практика консультирования показывает, что «почву из-под ног» у людей разного пола и возраста могут выбить такие события, как разрыв с любимым человеком, потеря близких, потеря работы или трудоспособности из-за серьезной болезни, финансовые проблемы и другие потрясения. Человек предпринимает отчаянные попытки вырваться из этой психологической ямы: калечит себя, дистанцируется от мира и др.

В своей статье я хочу описать тот путь, который я использую в своей практике консультирования, работая с таким запросом.

Нарративный подход, который я использую в работе, не предполагает поиска причин этого состояния, сбора фактов и сведений из жизни человека, в свете которых можно понять «объективное» положения дел и «истинные» причины этой проблема.

Мои усилия как психолога направлены на выявление и актуализацию "желаемого положения дел" и уже накопленных человеком "позитивных" ресурсов, которыми он может воспользоваться для достижения своих целей в жизни.

Обычно люди, столкнувшиеся с подобной проблемой, формулируют свой запрос о помощи как желание «обрести устойчивость в жизни», «повысить свои силы, чтобы противостоять каким-то жизненным невзгодам», «развить умение преодолевать стресс и депрессию».

В каждом конкретном случае мы совместно с человеком, который обратился за помощью, в ходе беседы по крупицам собираем те эпизоды, из которых складывается иная история в жизни. Это истории про то, как он проявляет свою жизнестойкость.

Эти истории есть в его опыте, но, к сожалению, отошли на второй план или были вытеснены на задворки сознания навалившимся грузом тягостных переживаний. В результате он чувствует себя совершенно беспомощным и спешит к «эксперту», который приклеит ему ярлык «депрессия» и выпишет «чудо»-таблетки. А заодно снимет с него ответственность за происходящее в его жизни, закрепит его зависимость от внешней помощи.

Для иллюстрации подобной истории о «жизненной стойкости» хочу привести
фрагмент беседы с человеком, который обратился ко мне за помощью.
Этот человек откликнулся на просьбу и дал свое согласие на то, чтобы сделать эту историю достоянием широкого круга заинтересованных людей.

В ней рассказывается несколько эпизодов из жизни человека. Содержание их может совершенно не совпадать с теми ситуациями, с которыми столкнулись в своей жизни читатели. Уверен, что знакомство с этой историей может подтолкнуть читателей к размышлениям и поиску ценных для них ресурсов жизнестойкости.

- Над чем бы вы хотели поработать? Что вам помогло бы преодолеть то состояние, которые вы сейчас испытываете?

- Я бы хотел развить у себя такое качество, которое …. Не знаю, как его назвать. Его сложно определить словами. Я бы назвал это «умение сохранять себя в ситуации полной безнадежности», «устойчивость в жизни».

- Умение сохранять себя, я правильно понял? Можете мне рассказать какую-нибудь историю из своей жизни, которая бы показала, как вы познакомились с этим умением?

- Долгое время я даже не сталкивался с такими ситуациями, где мог бы проявить или использовать это умение. Сейчас я думаю, что так складывалось благодаря тому, что мои родители и близкие создавали для меня «тепличные» условия, в которых не нужно было проявлять устойчивость. 

- А когда произошел тот случай, когда вы «поймали» себя на том, что проявляете определенную устойчивость в жизни?

- В моей жизни были два ярких случая, когда жизнь бросала мне вызов, и я оказывался в таком тупике, из которого не знал, как выйти. Первый случай произошел после окончания школы. Я учился в школе на 4 и 5. Всегда был на хорошем счету, учителя меня хвалили, ставили другим в пример. И я закончил школу с медалью. Но при всем при этом поступить в ВУЗ я в тот год не смог.

Для меня это был сильный удар. На фоне того, что другие одноклассники, которые не блистали успехами в школе, поступили, моя самооценка упала ниже плинтуса. Было чувство вины перед родителями, которые возлагали на меня большие надежды. Я не знал куда себя деть, не выходил на улицу, чтобы не видеть насмешек со стороны других.

Сейчас, спустя 20 лет, я вспоминаю эту ситуацию как такую, которая и «яйца выеденного не стоит», совершенно пустяковую и не заслуживающую того, чтобы над ней «заморачиваться». Но тогда у меня было совершенно другие чувства и отношение к происходящему. Я реально был в «депрессии».

- Что в этой ситуации вы делали такого, что помогло ее преодолеть?

- Где-то недели две я вел замкнутый образ жизни. В какой-то момент я понял, что жизнь на этом не останавливается. Сейчас я уже точно не помню, как это произошло, но так или иначе все сложилось так, что я включился в другую колею. Нашел способ, как трудоустроиться.

Я пошел работать в строительную организацию арматурщиком. Поначалу мне сложно было там освоиться. Я попал в такую среду, где меня окружали «работяги», мужики, которые зарабатывают на жизнь своим физическим трудом, общение у них такое, как их мозолистые руки. Эта была не та среда, в которой я привык быть. Но постепенно-постепенно я привык к ней.

В какой-то момент меня стали ценить в коллективе. Взрослые дядьки и я, мне тогда было 17 лет, совсем еще зеленый был. Они меня ценили за мое трудолюбие, за мою сообразительность.

- Про что для тебя эта история, история твоей работы после школы?

- Для меня это история, когда я не расклеился, не размазался по стенке, а продолжал что-то делать. Это был такой эпизод в моей жизни.

- Сама ситуация, когда вы не поступили после школы, была для вас вызовом? Не так ли?

- Да, я бы сказал, что эта ситуация была для меня травмирующей.

- Как вам кажется, эта история только про вас, или там был кто-то, кто помогал вам преодолеть эту ситуацию и проявить этот умение?

- Скорее всего, на протяжении этой ситуации все, кто меня окружал тогда, мне чем-то помогли: родители, товарищи по работе, начальник. Каждый что-то для меня сделал, что мне помогло справиться с этой ситуацией.

- Были ли у вас в жизни такие примеры - может быть, реальный человек или герой произведения какого-то, с которых вы брали пример для развития у себя этого умения сохранять устойчивость в жизни.

- Да, такие примеры были. Когда я думаю об этом, всплывают несколько людей, глядя на которых, я стал черпать для себя очень полезные вещи. Расскажу про одного человека. Когда я поступил в университет, у меня был сокурсник. Он был инвалидом по зрению, то есть незрячим. Для меня это был первый опыт близкого общения с человеком, у которого есть такой физический недостаток. Мне не сразу стало понятно, но через некоторое время я понял, что он в своей жизни столкнулся с таким вызовом, который, наверное, не все смогли бы осилить. Дело в том, что он был незрячим не с рождения, он потерял зрение где-то к годам 10 из-за генетического заболевания.

- Что вы заметили в нем такого, что подтолкнуло или заставило вас задуматься об умении сохранять устойчивость в жизни?

- Меня больше всего удивило, что, невзирая на это физическое ограничение, он вел активный образ жизни. Он подрабатывал музыкантом в школе. Он активно общался. Он поступил в университет. Глядя на него, я стал для себя открывать вот это умение и способность оставаться устойчивым в критической ситуации.

- Можно ли сказать, что встреча и дальнейшее общение с этим человеком было историей о том, как человек принял вызов в жизни и с ним как-то справился?

- Да, я бы сказал, что с этого момента в моей жизни началось такое осознанное развитие устойчивости. Я стал общаться с ним тесно, стал помогать ему в каких-то вещах, потом мы подружились и стали близкими друзьями.

- Что вы наблюдали в его поведении такого, что для вас означает устойчивость в жизни?

- Когда я думаю, что делает его таким устойчивым, что он сам делает для этого, то мне приходят в голову такие мысли. У всех людей есть определенные ограничения или слабости, скажем так. Но они чаще всего незаметные и со стороны их, может, и не видно. В его случае это было очевидное ограничение. И, мне кажется, его делает устойчивым то, что он не пляшет в своей жизни от этого ограничения. Он не зацикливается на этом ограничении, он не жалеет себя, не думает только об этом. У меня складывалось ощущение, когда мы начали с ним общаться, что он как будто и не придавал этому особого значения.

- Как вам кажется, как ему это удавалось?

- Сейчас я думаю, что такое отношение вообще было возможно, когда человек принимает себя таким, какой он есть. Ну, нет зрения, значит нет зрения. Это не значит, что со мной что-то не так, что я из ряда вон. Я остаюсь самим собой. Он принимает самого себя именно таким, каков он есть. Это дает ему возможность смотреть на мир открыто, а не смотреть на других, сравнивать себя и зацикливаться на своих недостатках, болячках.

- Получается, что принять себя является одним из тех шагов, которые делают человека устойчивым?

- Да, именно так я считаю.

- Как вам кажется, это похоже на вас, когда вы после окончания школы не смогли реализовать свои планы, оправдать надежды родителей, пошли на завод и стали работать?

- Да. То, что я увидел в своем друге, перекликается с тем, что со мной происходило в тот момент. Я принял себя таким «неоправдавшим надежды», и благодаря этому оставался живым, активным. Я перестал думать «почему со мной это произошло», перестал себя винить и биться головой о стенку. Принял это как данность, с которой можно начать дальше жить, работать.

В какой-то момент я стал себе задавать уже другие вопросы: «А как я могу проявить себя, свои сильные стороны в этой работе?». Тогда это произошло скорее всего интуитивно. И дальше я уже стал искать способы и возможности, как проявить себя в этих жизненных обстоятельствах, в этих условиях. Я принял эти условия, как бы сильно они ни отличались от моих ожиданий, и стал жить там, можно сказать, дышать полной грудью. Я ни от чего не отворачивался.

- Как и твой друг?

- Да, собственно, как и мой друг. Потому что он, несмотря на свое ограничение, жил полноценной жизнью, которой живут и другие люди, у которых есть зрение. Он ни в чем себе не отказывал. Если ограничение ему мешало, то он находил способ, как он может это сделать, используя дополнительные средства или помощь других.

- Я хочу перечислить те вещи, которые, как вы сказали, помогли вам и вашему другу проявить устойчивости в разных жизненных ситуациях. Это то, что он отталкивается не от ограничений, а от своих желаний и намерений. Он ищет способы их реализовать в этих условиях. Он не жалеет себя. Он принимает себя таким, какой он есть. Может, еще что-то хотите добавить?

- Еще? Это интересно, это получился пример, на котором я могу еще много чему научиться. Я вот сейчас вспоминаю, у нас был курс где-то человек 20. И он был тем, кто мог на любом предмете задать вопрос преподавателю, который ему был интересен. Он всегда проявлял какую-то инициативу, он задавал направление нашим обсуждениям, размышлениям. Он делал то, что он хотел. И это проявлялось в активности на занятиях, при подготовке к экзаменам.

- В нашу копилку «Устойчивости» мы можем добавить еще один элемент: проявление инициативы. Я правильно понимаю?

- Да. Я думаю, что проявление инициативы является таким элементом в поведении, который придает еще большую устойчивость человеку в жизни. Противоположная этому форма поведения – «сесть и ждать с моря погоды», когда ситуация как «тучи на небе» - сами собой разойдутся. Ждать и уговаривать себя, что вот, мол, настанут хорошие времена. А он в силу своего характера никогда не ждал манны небесной. Он выдвигал какие-то цели, проявлял инициативу и двигался к ним.

- Что-то, что вы рассказали о своем друге, мне говорит о его ценностях?

- Я думаю, это говорит о его стремлении к развитию.

- Как вы замечаете проявление устойчивости в своем поведении?

- Устойчивость проявляется ярче всего в моей работе.

- Что является ярким признаком этого?

- Это, я думаю, проявляется в том, что какую бы задачу передо мной ни поставили, в каких условиях мне ни приходилось бы работать, я стараюсь придерживаться своего подхода или стиля в работе. Даже тогда, когда передо мной ставят какую-то задачу, которую я раньше не выполнял, и я плохо себе представляю, с какой стороны к ней подступиться. Меня не волнует это.

В первую очередь я начинаю думать – «это интересная возможность», «а как в этих условиях я могу применить свой стиль или реализовать свой подход». Меня это волнует, а то, что там вокруг, - условия, обстоятельства, - это уже все уходит на второй план и будет решаться по мере поступления. Я сосредотачиваюсь на том, как в этих новых условиях могу воплотить какие-то свои задумки. И это делает меня очень устойчивым к сложным ситуациям на работе.

- У меня это перекликается с тем, о чем вы говорили до этого - не плясать от ограничений и проявлять свою инициативу, искать возможности в тех условиях, которые есть «здесь-и-сейчас».

- Да, теперь я уже понимаю, как это можно обозначить более лаконично. По сути, это можно назвать как приверженность каким-то важным для тебя вещам, будь то цель, стремление или ценности. То есть быть приверженным самому себе. Не знаю, как других, но я думаю, что меня это точно делает устойчивым. По крайней мере, в работе я это четко замечаю.

- А как вы замечаете проявление устойчивости в других областях своей жизни, вне работы?

Читая этот фрагмент нашей беседы, каждый может параллельно задавать себе вопросы и прокручивать в голове те уникальные эпизоды из своей жизни, в которых он соприкасается с тем ресурсом (качество, способность, умение, эмоциональное состояние), в котором больше всего нуждается сейчас, находясь в затруднительной ситуации.

Если у вас возникло желание откликнуться, то поделитесь своей историей,
когда жизнь бросила вам вызов, но вы сумели найти  в себе силы его принять и преодолеть. 

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ