Заметки о профессионализме и просветлённости

main_img

Сегодня хотелось бы поговорить о таком явлении, как профессионализм и просветлённость в нём.

В последнее время я замечаю, что специалистам зачем-то ещё хочется быть своеобразными гуру для своих клиентов. Самыми лучшими, самыми «познавшими истину».

Что ж, оказывается, 
просветление — это тоже бренд.

Причём бренд, который активно защищают те, кто официально считает себя просветлённым. Иногда даже можно стать свидетелем обсуждения между гуру в какой-то сфере о том, кто из других гуру настоящий, а кто — нет.

Этот процесс происходит и в спорте, и в музыке, и в психологии, и в духовных практиках. Любая профессиональная сфера подвержена битве за звание «самого просветлённого». Это и понятно: те, кто потратил долгие годы на овладение каким-то ремеслом, будут критичны и насторожены по отношению и к коллегам, и к любителям, и к новичкам.

Есть здесь и здравое зерно, и бессмыслица. Очень часто защитой себя в профессии озабочены те, кто сам ставит под сомнение свой профессиональный статус, а также те, кому больше важна карьера, чем занятие именно этим делом.

Тот, кто достиг профессионализма в определенной сфере, не станет слишком волноваться о конкурентах. Он будет продолжать делать свою работу хорошо, возможно, внося коррективы в процесс. Он будет сосредоточен на любимом деле (если оно действительно любимое). Он не станет зря раздувать свой образ и важность, как дилетанты, которым, кроме громких слов о себе, и рассказать-то не о чем...

Однако, если вернуться к состоянию просветлённости, нужно упомянуть принципиальный, не характерный ни для одной сферы, момент: наличие рубежа, который есть отличительная черта пробуждённого состояния (по сравнению со спящим).

Давайте разберёмся. Когда наступает тот момент, в который человек становится музыкантом или историком?

  • С получением диплома?
  • С первым концертом?
  • С признанием профессионального сообщества?
  • С первыми деньгами?
  • А может быть, это всё только начало пути, и названный профессионал должен еще долго учиться, прежде чем начнёт хорошо делать свою работу?

Ну и когда же он действительно станет музыкантом или историком?  Очевидно, что дипломы, корочки, концерты, продажи продуктов деятельности не имеют отношения к началу «быть кем-то». Это лишь база. И как раз из-за того, что нет однозначной границы и ответов на все эти вопросы, появляется почва для терзаний на тему «Стал я музыкантом теперь или еще нет»?

Отсутствие границы также дает повод для рассуждений в профессиональном сообществе о том, кто тут больше профессионал, а кто — меньше. Однако в итоге всё сводится к тому, знает ли каждый конкретный человек своё дело или нет, «горит» ли оно у него в руках.

Если вернуться к идее просветления, то, в отличие от профессионализма, просветленность не требует хорошо владеть каким-либо делом, навыками, ставить перед собой задачи и решать их, нарабатывая опыт, для того, чтобы называться «истинно просветлённым». Градации «профессионализма» в просветленности отсутствуют.

Но есть совершенно чёткая грань, после прохождения через которую может считаться, что человек «проснулся». Дальше можно говорить о глубине трансформации, «направленности» просветлённости, серьёзности перемен. Однако это уже не будет иметь никакого значения, но при этом уже ясно, что профессионализм и просветлённость - из разных опер.

Но об этом мы поговорим в следующий раз

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ