Как пережить разочарование в психотерапии

main_img

С чего обычно начинается психотерапия?
Как правило, с выбора психолога (психоаналитика).

Клиент нашел сайт психотерапевта, прочитал статьи или получил рекомендацию и телефон психолога от своих знакомых. Практика жизни показывает, что с момента появления желания попасть на прием к психологу до самого обращения зачастую проходит не один месяц, а порой и не один год. Хотя часто бывает и обратная ситуация. Увидел сайт, получил телефон, позвонил, записался и сразу пришел.

С чем же связан процесс выбора специалиста, и как он происходит?

Все начинается с ощущения свой потребности в помощи понимания себя, своих мотивов, внутренних конфликтов и желаний. Одним словом, с желания понять свой внутренний мир. Но часто такого рода мотив оказывается глубоко скрыт за другими более жизненными требованиями: желание изменить проблемную ситуацию, которая кажется невыносимой, получить совет, поддержку или психологические рекомендации относительно своей проблемы.

Когда психолог (психоаналитик) выбран, у клиента возникают бессознательные представления и фантазии о будущей встрече и о дальнейшей работе с психологом. Как правило, на специалиста возлагаются большие надежды и ожидания. Хотя на сознательном уровне есть понимание, что психолог — не волшебник и не может изменить ситуацию, дать «чудесный» совет или предложить готовое решение. Психолог может только помочь лучше понять себя, встретиться с внутренними препятствиями и ограничениями, которые приводят к внешним проблемам и найти ресурсы для их преодоления.

Зачастую представления о психологе и о предстоящей психотерапии, так или иначе, оказываются идеализированными. После первых сессий может возникнуть ощущение эмоционального подъема и легкости, связанные с тем, что есть возможность выговориться, эвакуировать из своего внутреннего мира проблемную ситуацию и разделить ее с другим человеком. Это дает чувство надежды, что проблема уже отступила. Но увы, эти чувства оказываются всего лишь иллюзией.

Сложные чувства, стоящие за проблемной ситуацией, никуда не испарились и, более того, они начинают возвращаться и более явно проявляться в ситуации психотерапевтического общения. В психоаналитической психотерапии этот феномен называется «переносом».

Например, когда женщина, имея проблемы в отношениях с мужем, чувствуя себя обиженной, игнорируемой, неудовлетворенной, злящейся и зависимой, начинает также ощущать себя в терапевтических отношениях. Она начинает болезненно реагировать чувством обиды или гнева на молчание аналитика, искать в нем недостатки, обнаруживать свою требовательность и претензии.

Как правило, такое столкновение со своими чувствами в актуальной ситуации переноса оказывается крайне болезненным и трудно переносимым. И именно в этот момент наступает крушение надежд и иллюзий. Наступает стадия разочарования в психотерапии.

Разочарование — это крайне сложнопереносимое чувство.
В моменты разочарования все кажется бессмысленным и бесполезным, появляется ощущение нового тупика и чувство безысходности. Как правило, именно в этот момент сопротивление психотерапии достигает пика, и, не выдерживая такого внутреннего напряжения, клиент скатывается в отыгрывание (превращая свои чувства не в слова и понимание, а в конкретные действия), например, уходит из психотерапии, внезапно обрывая ее.

Часто такие импульсивные разыгрывания с точки зрения сознательной логики кажутся вполне понятными. Пришел за помощью, за облегчением, а вместо этого получается еще одна сложная, напряженная и «проблемная» ситуация, разворачивающаяся в терапевтических отношениях. И тут очень логичным выходом кажется уйти, хотя именно разрешение «проблемной» ситуации в переносных отношениях дает позитивный опыт, способствующий решению актуальной ситуации.

Здесь смысл заключается в том, что за формальной логикой стоит внутреннее желание минимизировать душевную боль, обесценить психотерапевта, сделать его «нуждающимся» и бросить (разыграв, например, поменявшись ролями, то, что делал муж с клиенткой или же ее мать с ней в раннем детском возрасте). Отыгрывание, равно как и обесценивание, дает лишь моментальное облегчение, а иногда и ощущение триумфа, но затем все те сложные чувства обиды, беспомощности, зависимости, гнева, тревоги возвращаются.

Уходя (а иногда и убегая), клиент как бы хочет поместить свою проблему в терапевта и оставить его в «дураках» переживать сложные чувства, на некоторое время освободившись от них. (Когда другому рядом со мной плохо, мне лучше потому, что я могу не чувствовать своей боли). Это на время спасает от невыносимого чувства разочарования, уязвимости, беспомощности и ощущения тупика.

Помимо разрушения иллюзий и идеализированных представлений об аналитике и психотерапии еще одним фактором, приводящим к разочарованию в психоанализе является сеттинг. Сеттинг — это ряд правил, по которым проводится анализ или психоаналитическая психотерапия. Это так называемая рамка, отделяющая и защищающая внутреннюю психоаналитическую реальность от внешней.

К сеттингу обычно относят стабильность места и времени проведения психоаналитических сессий, регулярность и продолжительность психотерапии, размер гонорара психоаналитика, оплату пропущенных сессий и отсутствие возможности сдвигать время сессии или переносить ее. Так же при заключении психотерапевтического контракта оговаривается запрет на дружеские, деловые или иные личные отношения между психологом и клиентом, а так же тот факт, что завершение психотерапии должно происходить по обоюдному согласию клиента и психотерапевта. Если такого решения нет, то крайне важно, чтобы завершение психотерапии было обсуждено и проанализировано в течении нескольких сессий.

Конечно, такие правила на первый взгляд могут показаться жесткими и непонятными, но, тем не менее, помимо защиты интересов психоаналитика они имеют свой терапевтический смысл для клиента. Мы чуть позже вернемся к вопросу психотерапевтического смысла сеттинга в психотерапии, а сейчас давайте посмотрим на ситуацию глазами нового клиента.

Как правило, клиент приходит с надеждой на помощь, поддержку, одобрение, успокоение, безусловное принятие и готовность психолога всегда идти ему на встречу. То есть на символическом уровне клиент хочет получить хорошую, добрую принимающую маму. Но психоаналитическое пространство в символическом плане представляет как наличие материнского образа (принятие чувств клиента, сочувствие и сопереживание), так и наличие образа отца.

К сожалению, в нашей пост-советской культуре роль отца в воспитании нашего поколения была второстепенной, зачастую отец был отстраненной и обесцененной фигурой в семье. Хотя задача отца в процессе воспитания — внести в психику ребенка запреты и ограничения. Насколько плохо в нашей стране обстоит дело с соблюдением законов и правил, вы можете убедиться сами.

Так вот, появление правил психотерапии, не позволяющих слиться с психотерапевтом в бурном экстазе переживаний, оказывается весьма структурирующим и разочаровывающим фактором.

Зачастую у клиента возникает бессознательное желание вступить в сговор с психоаналитиком, чтобы обойти правила:
«А можно, я не буду оплачивать пропущенные сессии, если приболею?»,
«А можно, я буду приходить тогда, когда мне удобно?».

Но, увы, как бы негуманно это ни казалось, аналитик настаивает на соблюдении этих правил, что часто вызывает большое разочарование, протест, обиду, непонимание и ненависть. В этот момент крайне важно, чтобы аналитик мог сочувственно отнестись к переживаниям клиента и помочь ему справиться с этими чувствами.

По сути, психотерапия как исследование бессознательного возможна только в рамках психоаналитического сеттинга. Ведь не делаем же мы хирургические операции на улице или на кухне, а ложимся в больницу и пребываем там столько, сколько нужно для выздоровления.

Одной из важнейших задач аналитической психотерапии является помощь клиенту в принятии реальности, и именно рамка психоаналитического сеттинга и является явным проявлением этой объективной реальности, которая субъективно может восприниматься по-разному. Когда клиенту удается внутренне принять психоаналитический сеттинг, (а не просто формально согласиться с правилами, непонятно зачем навязанными аналитиком), он начинает чувствовать себя более стабильно, ощущать защищенность того пространства, которое формируется в терапевтической паре для работы с бессознательным.

Если резюмировать все вышесказанное, то важно заметить, что для того, чтобы психоаналитическая терапия могла действительно начаться, клиент должен пережить два рода разочарования:

  1. разочарование в аналитике,
  2. разочарование, связанное с рамками и ограничениями, которые диктует нам реальность.

Только в этих условиях, сохраняя включенность в терапевтический процесс и интерес к своему внутреннему миру, можно пускаться в долгий и увлекательный путь под названием «аналитическая психотерапия».

Конечно, если посмотреть на разочарование с обывательской точки зрения, то это конец всех надежд и полный тупик. Но если мы посмотрим на разочарование с другой точки зрения, то сможем заметить, что разочарование наступает именно тогда, когда разрушаются иллюзии и реальность предстает перед нами такой, как она есть.

Разрушение иллюзий, принятие реальности — всегда небыстрый и болезный процесс. С одной стороны, он приносит боль и разочарование, а с другой — дает нам возможность что-то изменить внутри себя, чтобы к этой реальности адаптироваться.

В психоаналитической психотерапии есть поговорка:

Настоящая психотерапия начинается только после разочарования клиента в психотерапевте.

Ушло очарование, ушли бесплодные надежды… На их место приходит понимание, что терапевт — не волшебник и не в состоянии решить ни одной проблемы за клиента, и чтобы хоть что-то в жизни начало меняться, придется самому работать над собой, сталкиваться со своими чувствами, принимать непростые внутренние решения и начать лучше понимать себя.

На этом пути психоаналитик является проводником и надежной опорой. Когда разочарование в психоанализе преодолено и прожито и анализ продолжается, перед нами открывается новый интересный путь познания своего внутреннего мира, своего бессознательного и самого себя.

По сути, настоящая психотерапия всегда работает на грани потери веры в ее целительные силы. Одной из важнейших задач психоаналитической психотерапии является возврат способности проживания, понимания и дифференциации собственных чувств, утраченной в следствии травматических событий, которые закрывают возможность чувствовать, вселяют страх и останавливают развитие личности, делают ее «мертвой».

Психоанализ помогает «оживить» «замороженные» чувства и вернуться на путь развития собственной личности, который невозможен без прохождения через этап разочарования. Лишь только после проживания разочарования появляется возможность обрести новые жизненные смыслы, возродить веру в жизнь и в собственные силы, а так же восстановить способность любить, что является одним из главных критериев психологического здоровья.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ