- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Рождение ребенка — это большая радость и в то же время стрессовое событие для всей семьи. Период беременности, родов и первых 9-12 месяцев после рождения ребенка является кризисным периодом. Этот кризис связан с резким и кардинальным изменением ритма и образа жизни.
Семейная пара не может продолжать функционировать как диада и вынуждена принять реальность триады — триангулярных отношений.
Обычно в кризисный период обостряются все неразрешенные конфликты и противоречия, как касательно супружеских взаимоотношений, так и внутриличностные тревоги, страхи и опасения. Большинство семей могут успешно преодолеть этот кризис, но у 10-15 % женщин развивается послеродовая депрессия.
Период беременности и родов для будущей матери — это период рождения ее материнской идентичности. В этот период происходит регресс (возвращение в свое детство к своему детскому опыту и детским переживаниям) и идентификация со своей матерью в ее материнской роли. Если отношения с собственной матерью оказываются неудовлетворительными, это всегда осложняет психологическое и эмоциональное состояние будущей роженицы. Во время беременности женщиной сильнее ощущается дефицит любви и обостряется чувство одиночества. Возникает большая потребность в поддержке со стороны мужа и собственной матери.
Причины послеродовой депрессии
Существует расхожее мнение, что послеродовая депрессия обусловлена сбоем гормонального фона, но современные клинические исследования не выявили достоверной взаимосвязи. Психоаналитические исследования достоверно и убедительно показывают нам корреляцию развития послеродовой депрессии с психологическими факторами.
Сам процесс родов, как правило, является для роженицы стрессовым событием. Он может субъективно переживаться как потеря ребенка в качестве части себя, утраты ощущения наполненности. Но основная сложность заключается в том, что жизнь после родов меняется ключевым образом.
На смену идеализированным представлениям о материнстве приходит разочаровывающая реальность. Происходит вторжение ребенка в душевную жизнь матери, обнаруживается его требовательность. Желание заботы о ребенке превращается в обязанность, матери становится трудно переносить крики и слезы ребенка, она чувствует себя некомпетентной матерью, не умеющей успокоить свое дитя. Без хорошей поддержки со стороны ближайшего окружения молодая мать вскоре впадает в послеродовую депрессию.
Формируется порочный круг: Ребенок воспринимает депрессивную мать как «мертвую мать» и пытается оживить ее, растормошить, разбудить, привлечь больше внимания к себе. Крики и требовательность ребенка ощущаются как невыносимые, так как внутренний «контейнер» матери переполнен негативными эмоциями и не способен принять в себя тревоги и ярость ребенка, чтобы переработать их внутри себя и тем самым успокоить ребенка. Мама начинает чувствовать вину из-за ощущения своей некомпетентности и еще больше погружается в апатичное и депрессивное состояние, эмоционально отдаляясь от ребенка. Ребенок реагирует на это еще большей требовательностью и негативизмом (негативной реакцией на формальную заботу без желания и без чувства любви). Мать начинает злиться на малыша, подавляя свой гнев. Осознание гнева усиливает чувство вины. Порочный круг замыкается, и контакт матери и младенца оказывается нарушенным.
Также к причинам послеродовой депрессии можно отнести:
Дефицит любви и переизбыток ненависти от вторжения потребностей ребенка во внутренний мир матери. Запрет на проявление гнева в адрес ребенка приводит к «реактивному образованию» — гипертрофированному чувству любви, тревоги и заботы, за которой стоит не осознаваемая ненависть. Такого рода психическая структура, позволяющая проявлять «любовь» без любви, приводит к быстрому истощению нервной системы матери.
В нормально функционирующей семье гнев, который возникает между матерью и ребенком и ребенком и матерью, должен брать на себя и выдерживать мужчина, глава семьи. Но часто мужчина оказывается не готов к рождению ребенка психологически, обижен нехваткой внимания и секса со стороны супруги. Это часто приводит к его самоустранению, обидам, а иногда и к супружеским изменам. Такого рода отстраненная, саботирующая позиция мужа является сильным провоцирующим фактором развития послеродовой депрессии.
Еще одним фактором, провоцирующим развитие депрессии после родов, является внутренний запрет женщины на фантазирование. Немного проясним это вопрос. Если в комнате долго кричит ребенок и нет возможности его успокоить, абсолютной нормой психологического здоровья будет являться фантазия «Выбросить его в окно», но любовь останавливает это действие.
Если обнаруживается дефицит любви, то либо ребенок действительно улетает в окно, и это реальные случаи психотического проявления послеродовой депрессии, либо же мама, не позволяя себе злиться, из последних сил пытается быть идеальной матерью и защищается от своих негативных чувств «реактивным образованием», о котором мы писали выше. И тогда у нее начинает болеть голова, подключаются психосоматические симптомы и наступает быстрое истощение, ведущее к усугублению протекания послеродовой депрессии.
Симптомами послеродовой депрессии являются:
Последствия послеродовой депрессии
Для матери:
Затянувшаяся послеродовая депрессия без лечения может перерасти в хроническую форму депрессивного состояния. Это приводит к разрушению самооценки, ощущению хрупкости собственного «Я», эмоциональной зависимости от одобрения своих действий окружающими. В дальнейшем на фоне послеродовой депрессии могут развиваться другие психопатологические состояние, такие как тревожно-фобическое расстройство личности, панические атаки и так далее.
Для младенца:
Ни для кого не секрет, что ребенок как внутриутробно, так и после рождения ощущает все эмоции своей мамы. Существует гипотеза, что он переживает эти эмоции как свои собственные. Эмоциональное состояние матери оказывает огромное влияние на психическое и эмоциональное развитие ребенка. Ребенок депрессивной матери, как правило, становится вялым, погруженным в себя или же, напротив, гиперактивным и гипервозбудимым.
Эмоции ребенка, которые он привыкает переживать в первый год своей жизни, становятся базисным фундаментом эмоциональной структуры его личности во взрослом состоянии. То есть, если ребенок привык чувствовать отчаянье, апатию, бессмысленность и безнадежность в первый год своей жизни, велика вероятность того, что эти ощущения и чувства сохранятся с ним на протяжении всего его жизненного пути и будут выражаться в виде различных психологических расстройств вплоть до попыток суицида.
Также важно отметить, что вследствие послеродовой депрессии матери нарушается контакт с ребенком, что приводит к формированию детского негативизма и развитию отвергающей и обесценивающей позиции, которая выражается в установке: «Все равно все плохо!».
Что мешает обратиться за помощью к психологу?
Основная сложность заключается в том, что послеродовая депрессия часто оказывается незамеченной медицинским персоналом, и женщина остается один на один в своем столь болезненном состоянии. Обратиться самостоятельно к психологу за помощью часто оказывается невозможным из-за чувства вины и стыда от ощущения собственной некомпетентности, а также из-за погруженности в апатичное состояние, граничащие с моральным и физическим истощением.
Часто препятствиями к обращению к психологу становится предубежденность против психологической помощи (я и так не справляюсь, мне никто не в силах помочь), дефицит свободного времени (не с кем оставить ребенка, оставление ребенка усиливает чувство вины) и нехватка финансовых средств. В какой-то степени выходом из ситуации дефицита времени и невозможности отлучиться от ребенка является психотерапия по Скайпу. Практика показывает, что в случае послеродовой депрессии эта помощь возможна, эффективна и крайне необходима.
Часто послеродовая депрессия оказывается не распознана еще и потому, что некоторые ее виды не похожи на проявления депрессии в обычном ее понимании.
Виды послеродовой депрессии:
Конечно, лучше всего не доводить себя до состояния проявления всех симптомов послеродовой депрессии, а предупредить ее развитие. Современные психоаналитические исследования выявили факторы риска, при которых развитие послеродовой депрессии происходит с большой вероятностью.
Факторы риска:
Если Вы обнаруживаете у себя эти симптомы, то лучше всего обратиться к психологу за консультацией, не дожидаясь развития послеродовой депрессии.
Психотерапия послеродовой депрессии
Основной задачей психотерапии при послеродовой депрессии является помощь в возвращении матери уверенности в том, что она «достаточно хорошая мать» для своего ребенка и может с ним справляться. Такого рода психотерапия часто носит поддерживающий характер и имеет свой целью найти и актуализировать внутренние и внешние ресурсы материнства.
В ходе психотерапии затрагиваются аспекты материнской роли и материнской идентичности. Поддерживающая функция психотерапии также заключается в выслушивании (контейнировании) тех чувств и эмоций, которыми переполнена депрессивная мать, и с которыми ей не с кем поделиться. Благодаря контейнированию (выдерживанию, перевариванию) сложных эмоций матери, психоаналитиком освобождается ее собственный контейнер и восстанавливается ее функция эмоционального принятия и успокаивания своего ребенка.
Долгосрочная психоаналитическая психотерапия послеродовой депрессии может быть направлена на работу с одиночеством, проработку детских травм и детских дефицитов матери, а также на помощь в формировании ее материнской идентичности.
Краткосрочная психоаналитическая психотерапия в психотерапевтическом консультировании в основном направлена на проработку чувства вины, поддержку самооценки, разрешение супружеских конфликтов и налаживание контакта между супругами, формирование поддерживающего окружения и утверждение родительской роли.
Важно заметить, что психотерапия послеродовой депрессии наиболее эффективна, если она начинается в первые три месяца после родов, и если речь идет о краткосрочном психотерапевтическом консультировании, то важно сказать, что желательно, чтобы это было не менее 10 встреч в течение трех месяцев.