- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Приходя в психоаналитическую психотерапию,
начиная погружаться в свое бессознательное,
встречаясь там со своими реальными чувствами и переживаниями,
каждый клиент неизбежно сталкивается со своим сопротивлением.
Во многом длительность и результаты психоаналитической психотерапии зависят от того, насколько клиент готов взаимодействовать и справляться со своим сопротивлением. Для формирования безопасного аналитического пространства, в котором можно анализировать и разбирать сопротивление, существует психотерапевтический контракт.
Психотерапевтический контракт является той рамкой, которая обеспечивает стабильность и регулярность психоаналитической психотерапии.
Основными положениями психотерапевтического контракта является фиксированное время для сессий (например, 2 раза в неделю: понедельник и четверг в 12.00), которое желательно не менять на протяжении всего срока психоаналитической психотерапии. Это дает чувство стабильности и надежности психотерапии, благодаря которому наше бессознательное может в большей степени доверять и давать более глубокий материал для анализа.
По сути, рамка (контракт) в психоаналитической психотерапии является отцовской фигурой, которая обеспечивает защиту от произвола, стабильность, надежность и порядок.
Дабы не нарушать стабильность, в психоаналитической терапии не предусмотрен перенос сессий или их отмена без оплаты пропущенной сессии. Оплата пропусков привносит в психотерапевтические отношения ответственность клиента за свое сопротивление. В зависимости от обстоятельств, клиент может сам распоряжаться своим оплаченным временем, например, в случае невозможности очного прихода позвонить по скайпу или по телефону и использовать свое время для сессии.
Одной из задач работы с сопротивлением является создание условий, в которых клиент мог бы избежать отыгрывания и понять, что на самом деле мешает ему продвигаться вперед.
Примером отыгрывания может быть неявка клиента на сессию в силу внезапной болезни, за которой может стоять злость на психоаналитика (как на родительскую фигуру), которую сложно осознать и выразить. Задачей же анализа является то, чтобы клиент все же смог найти в себе силы прийти и сказать, что он злится на аналитика, и осознать, что его желание заболеть и не прийти — это детский способ мести родителям и выражения ненависти к ним за то, что они его что-то заставляли.
Тогда эта злость может быть конструктивным образом разобрана и интегрирована в отношения с аналитиком, а потом и с другими людьми.
Когда клиент берет на себя ответственность за свое сопротивление, разрушается иллюзия того, что своей неявкой он может отомстить аналитику, разрушить его стабильность, не заплатить за сессию, наказав его этим, и терапевтические отношения становятся более стабильными, в них возможно более конструктивное сотрудничество в виде обсуждения сопротивления.
Так, один клиент смог рассказать, что ему не хотелось идти на сессию, не хотелось платить мне после интерпретации его ситуации на предыдущей сессии. Когда мы стали обсуждать его нежелание платить, он смог по своим ассоциациям прийти к рассказу о том, что в раннем детстве он часто специально задерживал стул, не отдавал фекалии матери, дабы «насолить» ей и заставить ее поволноваться. В ходе нашего с ним обсуждения выяснилось, что его упрямство было ответной реакцией на вторгающуюся маму как желание защититься от нее. К концу сессии он понял, что мою интерпретацию на прошлой сессии он расценил как вторгающуюся.
Помимо нежелания идти, пропусков из-за соматических болезней, опозданий, желания досрочно прервать психотерапию, долгого молчания сопротивление может проявляться и совершенно противоположным образом. Клиент пытается быть идеальным анализантом: старается без умолку говорить, сыплет ассоциациям, рассказывает все сны, говорит об улучшениях, начинает быстро менять свою жизнь.
В аналитической психотерапии быстрые изменения как раз-таки являются признаком сопротивления более глубокому бессознательному изменению структуры собственной личности. Изменить внешние обстоятельства всегда проще, чем изменить самого себя. Как правило, такие изменения являются поверхностными, неустойчивыми и недолгосрочными. Это так называемое желание «построить фасад успешности», желание быть идеальным ребенком для своих родителей.
Задача же психоаналитической психотерапии заключается в том, чтобы создать условия для принятия всех аспектов реальности, реального себя, реальных родителей, реального аналитика и разобраться в тех сложностях коммуникации, которые возникают в действительности.
Примером такого сопротивления является следующий аспект.
На сессии, в ходе которой мы обсуждали социальную ответственности и рамки в отношениях, клиент упомянул о том, что он никогда не носил галстук и воспринимает его как ограничение своей свободы. Мы обсудили, что галстук является символом фалличности и мужественности, а также социальным аспектом ответственности. На следующую сессию данный клиент пришел в галстуке!
В этом выражалось его сопротивление принять внутренние аспекты ответственности: жениться, включиться в воспитание ребенка от первого брака той женщины, с которой он живет. Также в этом действии мы можем видеть отреагирование и желание нарциссической части клиента получить одобрение и быть идеальным. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок, которому говорят, что он должен повзрослеть и убирать за собой, одевает папины очки, берет в руки газету и заявляет, что он взрослый. Хотя усыновление ребенка и формальная забота о нем также была бы отреагированием.
Задача группового психоанализа и индивидуальной психоаналитической психотерапии заключается в том, чтобы помочь клиенту сделать невозможное – преодолеть сопротивление, сделать не так, как это для него привычно, не отреагировать это в действиях, а создать внутренние пространство для осмысления и переживания, которое приведет к переходу на новый, более высокий уровень личностного функционирования