- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
— Я хочу быстро!
Мне не нужно долго.
Я хочу решить всего лишь одну маленькую проблему (отсутствие отношений, депрессия). Зачем мне нужна глубинная психоаналитическая психотерапия?
Такие мысли и вопросы часто приходится слышать от клиентов на начальных этапах работы.
И это понято и естественно!
Конечно, каждый из нас (в том числе и я) мечтает о быстром разрешении всех своих проблем и задач и мгновенном достижении желаемого. Так устроено наше сознание.
Достаточно вспомнить русские народные сказки о сапогах-скороходах или скатерти-самобранке. Эти мечты двигают технический прогресс, но делают ли они человека счастливым? Могут ли они принести настоящую радость, полноту жизни и удовлетворение?
Я думаю, что каждый сам сможет ответить на этот вопрос для себя, и любой ответ здесь будет правильным, потому что это Ваш ответ, и только Вы можете знать, что для Вас хорошо, а что нет.
За помощью к психологу (психотерапевту, психоаналитику), как правило, обращаются люди, которым тяжело, плохо, а если сказать откровенно, то невыносимо… Конечно, такое острое состояние вызывает очень много тревоги и внутреннего напряжения, которое проявляется в виде нетерпения, раздражения, злости в форме обесценивания (и чем мне может помочь терапия? Почему я должен платить за это такие деньги?). И это вполне естественная реакция человека, когда вместо готовой рыбы ему предлагают сделать удочку.
Так происходит потому, что многие люди воспринимают психолога как сверхчеловека, который все знает, все умеет, все может. Это очень похоже на ситуацию восприятия младенцем своей матери, которая удовлетворяет все его потребности, все может, и его жизнь полностью зависит от нее.
И если вдруг психолог не соглашается решать одну проблему за одну сессию, то может возникнуть ощущение, что он делает это из-за вредности или из-за того, что хочет вытянуть как можно больше денег. Среди рекламы психологов очень много тех, кто пытается соответствовать таким ожиданиям и обещает быстрый результат или 100% гарантию. И это работает на привлечение клиентов, потому что для нашего бессознательного мечта (иллюзия) всегда дороже реальности!
Но что возможно изменить за одну сессию? Что может измениться за 50 минут, когда у клиента за спиной огромная жизнь: 20 – 25 – 30, а то и 50 лет жизни, которую он жил так, что проблема, которую он хочет решить, формировалась в течение долгих лет? Ведь все это время человек как-то строил свою жизнь, что-то делал (или что-то делали с ним), чтобы быть таким, каким он является сейчас. Я оставлю этот вопрос открытым.
В данной статье я хочу порассуждать на тему психоаналитической психотерапии,
о возможности изменений, вложениях и результатах,
чтобы каждый мог найти для себя свой единственно правильный ответ относительно того, что такое психотерапия и имеет ли она для него смысл.
Когда ко мне на прием приходит клиент, я стараюсь его понять, выслушать как можно внимательнее, позволить ему разместить свои чувства и переживания «внутри меня», отнестись к нему понимающе и создать то пространство, в котором он мог бы установить со мной доверительный контакт. Это все, что я могу сделать на первой встрече, исходя из реальности.
Я такой же живой человек, как и мой клиент, я испытываю такие же чувства, что и Вы (волнение, тревогу, интерес, растерянность и неловкость), и, конечно же, анализирую это в отношении ситуации нашего контакта. Как сказал кто-то из известных психоаналитиков:
Когда в кабинете находятся два беспомощных, испуганных и растерянных человека – это и есть настоящий психоанализ.
С чего начинается психотерапия? С установления контакта и доверия.
Контакт, доверие и понимание — это самое важное, что происходит в начале психотерапии.
Когда нам очень страшно, мы закрываем глаза. Так часто бывает, когда клиент из-за чувства невыносимой боли и тяжести жизни выворачивает себя наизнанку – рассказывает о самом больном на первой сессии. Например, о сексуальном насилии или убийстве, совершенном на его глазах. Это очень тяжело, да, наверное, и невозможно переживать все это снова рядом с чужим человеком, хоть и психологом, которого ты видишь в первый или во второй раз.
Пережить это вместе, получить поддержку и точку опоры можно только в тех отношениях, когда есть доверие, когда открыты глаза и человек может поддерживать контакт. Сколько времени на самом деле нужно женщине, чтобы смочь доверить свои переживания вины, стыда, униженности и рассказать психологу об изнасиловании в юности, о котором не знали даже ее родители… В работе с душой самым важным является то, чтобы человек сам смог раскрыться и рассказать о том, что для него действительно больно, стыдно и страшно.
Поэтому я избегаю как-либо торопить клиента, задавать прямые вопросы в лоб и ожидаю, когда то или иное переживание станет переносимым, и человек сможет облечь его в слова. Стремление рассказать все и сразу — это избегание переживания ситуации, избегание чувств беспомощности, страха и стыда. Это желание «перемотать пленку» вперед на максимальной скорости.
В тяжелых ситуациях собственной жизни я размышлял о том,
что было бы, если бы у человека была возможность перемотать время вперед.
Вот, например, первая неразделенная любовь и нежелание жить, которое может длиться около года, потом потеря близкого человека и тоже года депрессии, бессмысленности и беспомощности, потом уход жены или мужа, тяжелая болезнь и пребывание в больнице, смерть родителей… да мало ли еще какие ситуации.
Находясь внутри них, испытывая столь болезненные и порой невыносимые чувства, конечно, человек испытывает огромный соблазн нажать на волшебную кнопку и перемотать часть своей жизни до того момента, где опять все нормально.
Но, оглядываясь назад, понимаешь - проходя через трудности и выдерживая их, наша жизнь становится полной, богатой и глубокой. Если перематывать или проглатывать всю боль и все сложности в нашей жизни, то что от нее останется?
И тут возникает самый главный вопрос: хотим ли мы жить?
Ведь жизнь не может состоять только из радости и счастья, на жизненном пути каждого из нас встречаются разочарования, падения, боль, потери и кризисы.
Из этого тоже состоит наша жизнь.
И никакая психотерапия и психология не могут уберечь нас от этой реальности. Задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку принять реальность такой, какая она есть, научиться справляться с трудностями жизни, выдерживать те чувства, который раньше были непереносимы. Это дает свободу, легкость и уверенность строить свою жизнь так, как нам этого хочется, исходя из условий реальности.
С другой стороны, совершенно очевидным является факт, что никто из нас не хочет, чтобы копались в его душе, доставая болезненные и неприятные переживания. Как только мы начинаем говорить о психотерапии, понимании себя и контакте со своими чувствами, это всегда вызывает сопротивление и желание закрыться. Это так же естественно, как одергивать руку от горячей сковородки.
Чтобы переживания стали переносимыми и человек смог начать говорить о том, что его действительно беспокоит, нужно время. Когда кофе непереносимо горячий, и его невозможно пить, что мы делаем? Правильно, переливаем из одной чашки в другую до тех пор, пока он не остынет до той температуры, когда уже можно будет спокойно выпить. Поэтому психоаналитическая психотерапия, меняющая качество жизни, никогда не бывает быстрой.
Иногда нам хочется получить быстрый и прямой ответ на беспокоящий нас вопрос,
но эти ответы есть только внутри нас, внутри нашего опыта.
Все истины и мудрые изречения, написанные в книгах и на стенах социальных сетей, являются «мертвыми» и не могут что либо изменить внутри нас.
Например, к психологу приходит женщина и рассказывает о том, что ее сын капризничает, злится, протестует. Через несколько сессий становится понятным, что ребенку не хватает любви и принятия. Но фраза и разъяснение о том, что ребенку нужна любовь, будет пустым сотрясанием воздуха. Ведь в этой ситуации сразу возникает множество вопросов о том, что такое любовь для клиентки.
Чтобы понять это, нужно, чтобы она смогла рассказать свою историю жизни. О том, как ее воспитывали, как относились к ней в детстве, как поощряли и как наказывали. Ведь ребенок воспринимает как любовь все, что идет от родителей: и унижения, и насмешки, и побои, и откуп дорогими подарками.
Порой осознать эту правду про себя очень тяжело и болезненно, но только эта правда и понимание своей истории жизни, изменение образа тех отношений с родителями, которые есть у нас в голове, могут помочь выстроить отношения с собственными детьми и начать их любить немного другой любовью.
Когда история клиента раскрывается, в психотерапии происходит погружение в сложные чувства, которые были в детстве клиента, возникает ощущение безнадежности, бессмысленности, топтания на месте, кажется, что психотерапия никуда не продвигается. Но если позволить себе присмотреться повнимательнее, то мы можем заметить: то, о чем мы не могли говорить вчера, сегодня уже спокойно обсуждается; из отношений уходит тревога, и в семье появляется понимание.
Клиент постепенно начинает замечать: «А вот здесь я уже поступаю по-другому. То, что раньше меня злило, ушло. И мои отношения с людьми стали меняться… В моей жизни появилось больше радостных и счастливых дней». Это нюансы, и к ним быстро привыкаешь, хотя именно они и определяют качество нашей жизни. Кажется, что так было всегда, хотя на самом деле это поменялось только в последние полгода терапии.
Я не волшебник.
Я не вижу людей насквозь и не умею чувствовать и понимать людей за одну минуту.
Я не могу решить ни одну Вашу проблему за Вас.
Я — обычный человек, такой же, как и Вы.
Да, у меня есть профессиональные знания, которые помогают понимать мне, что происходит в душе другого человека, есть умение слушать и чувствовать себя и другого, прислушиваться к чувствам и анализировать их.
У меня есть опыт психотерапевтической работы и умение создавать пространство для Ваших изменений.
У меня богатый опыт личной психотерапии и личного анализа, позволяющий мне чувствовать и понимать себя и других.
У меня нет абсолютной уверенности и готовых рецептов.
У меня есть сомнения и размышления относительно каждого клиента и возможность получать профессиональную поддержку со стороны коллег в форме супервизии.
Я очень люблю свою работу и ценю тот процесс доверительного взаимодействия, который возникает в ходе психотерапии. В своей практике я не работаю с проблемами, я всегда работаю с человеком, у которого есть проблемы. Ведь любые проблемы и симптомы — это следствие нарушения человеческих отношений, иногда очень ранних отношений с мамой, о которых мы не помним, но которые создают матрицу нашей жизни и нуждаются в проработке.
Сейчас уже ни для кого не секрет,
что в психотерапии помогают не техники и методики,
не умные слова и советы, а личность психолога (психотерапевта, психоаналитика),
те отношения, которые складываются между клиентом и психологом.
Так же, как и в нашем младенчестве, не столько важна правильность и технологичность ухода, сколько личность мамы, ее мысли, ее настроение, ее чувства к ребенку и ее готовность поддерживать контакт. Поэтому в психотерапии крайне важна личность психолога, которая может обеспечить безопасность, принятие, стабильность, регулярность, которые создают доверительное пространство для работы и изменений.
Очень важно, чтобы психолог подходил именно Вам, чтобы Вам хотелось именно ему рассказать свою историю жизни и доверить свои переживания.
Самый главный вопрос заключается в том, что каждый из нас хочет на самом деле.
Для себя я выбрал первый путь,
но я не знаю, каким путем правильно идти для Вас.
И этот выбор всегда остается открытым…