- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Очень часто женщины продолжают находиться в разрушительных для них отношениях, руководствуясь этим страхом.
Основной запрос звучит примерно так:
как мне и близкого человека или ситуацию изменить, но и отношения при этом не потерять.
И получается замкнутый круг. Ведь ни человек, ни ситуация не изменятся, когда вы боитесь остаться одна. Этот страх управляет вами, и вы уже не свободны, вы уже не можете ставить свои условия в отношениях - ведь получается, что вы на все согласны, лишь бы только не остаться одной.
В основе этого страха лежит неуверенность в себе и низкая самооценка, хотя эти понятия уже настолько заезжены в популярной психологии, что стоят отдельного пояснения.
Любому человеку, кто хоть как-то интересовался психологией, конечно же, известно, что отношение к себе формируется в детстве.
Каким же должно быть детство человека, который боится остаться один?
Это детство, которое проходит в дисфункциональной семье, а именно в семье с нездоровыми отношениями. Дисфункциональной является любая семья, в которой имеется постоянный центр внимания - это или алкоголик-отец, или властная мать, или хронически (психически) больной член семьи и так далее. В нормальной здоровой семье четкого центра нет, центром внимания по очереди становятся все члены семьи.
Что происходит в таких семьях?
Интересы всех членов такой дисфункциональной семьи подчинены интересам одного из них - и интересы ребенка, соответственно, тоже. В таких условиях невозможно нормально развиваться, невозможно научиться распознавать свои чувства и потребности, поскольку для формирования этого навыка необходимо, чтобы сначала этому уделялось внимание со стороны значимых взрослых.
А в такой семье у этих значимых взрослых все ресурсы направлены не на ребенка - алкоголик-отец пьет, мама занята спасательством отца. Все. Ребенку приходится справляться самостоятельно.
Основным фоном для ребенка в таких семьях является отсутствие безопасности. Поэтому ребенок все свои силы направляет не на развитие, а на то, чтобы простраивать эту самую безопасность, проще говоря, чтобы просто выжить. Поэтому он становится очень чувствителен к настроению, чувствам и потребностям других членов семьи. Он научается как локатор улавливать малейшие сигналы опасности, чтобы успеть приспособиться к ситуации, как-то защититься.
И, конечно же, в такой ситуации ему не до распознавания своих чувств и потребностей.
У него просто не остается на это ресурсов.
Таким образом, фокус внимания постепенно все больше и больше смещается с себя на значимого близкого. И уже от него, от этого близкого, зависит - будет ли ребенок чувствовать себя хорошо.
В ситуации, когда у ребенка возможности по изменению такого положения вещей сильно ограничены, такая повышенная внимательность и чувствительность к другому является необходимым навыком, чтобы выжить. Однако, к сожалению, такая модель закрепляется и сохраняется и во взрослом возрасте, когда у человека уже есть другие способы справляться с ситуацией и возможность позаботиться о себе.
Но получается, что объективно возможность есть, а субъективно такой человек ее не видит, и в своих взрослых отношениях попадает в уже знакомый сценарий дисфункциональной семьи. Только на этот раз центром становится партнер.
Где же выход?
Обычно такой человек уже очень много знает про причины своей заниженной самооценки (читай - зависимости от оценки других людей), про неблагополучное детство, но это никак не помогает ему сместиться с этой точки. Получается, что такому человеку необходим опыт общения с принимающим, позитивно оценивающим, поддерживающим значимым другим.
Тогда возможно сначала почувствовать себя в безопасности, которая необходима для возможности внутреннего роста, а затем интегрировать в себя образ этого значимого другого, стать на основе этого полученного опыта самому себе таким принимающим, любящим и позитивно оценивающим внутренним родителем.
Не имея такого опыта безопасности и принятия, человек так и не сможет продвинуться в своем развитии. И мне видится, что страх остаться одной - это отсутствие такого принимающего, любящего внутреннего родителя, который дает ощущение безопасности и веры в себя. Но самостоятельно его в себе вырастить вряд ли возможно. Просто неоткуда будет взять образец такого отношения к себе.
Что же делать?
Таким принимающим значимым другим для человека, сформировавшегося в дисфункциональной семье, может быть только психолог или психотерапевт. К сожалению, очень многие клиенты не знают или недооценивают значение собственно терапевтических отношений и переоценивают значение поиска причин и теоретических объяснений существующих проблем.