- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Написать эту статью с открытым вопросом в заголовке меня побудила клиентка, работа с которой больше года назад была для меня важным опытом.
Хрупкая симпатичная девушка с большими красивыми глазами, словно у лани, сидела на краешке кресла в приемной. Что с ней? – размышляла я при первом знакомстве. Какая трагедия ее жизни вынудила прийти в этот кабинет?
Ее запрос заключался в том, что она боялась потерять мужа и хотела исправить ошибки, допущенные в их отношениях, вернуть его расположение и внимание.
- Я все время плачу и не могу сдержать слез, моему мужу это надоело, он стал меня избегать, хотя прежде был внимателен, терпелив и заботлив.
От сессии к сессии история ее жизни разворачивалась все полнее, затрагивая отношения с родителями и события детства, но я стала замечать, что не помню ничего. По крайней мере, ничего цепляющего. Спокойное повествование о себе, словно о третьем лице.
Достаточно благополучное детство, хорошее образование, карьера, своевременный счастливый брак… и вот слезы льются рекой, и их нет сил остановить. Правильная жизнь и неправильный итог стараний. Желание подкрутить гаечку в механизме, чтобы он работал бесшумно и стабильно. Отношение к себе, как к объекту, требующему определенного «правильного» функционирования. И даже травмирующее событие детства она описывала следующими словами:
- Я сделала все необходимое, чтобы со мной такого не случилось. Я долго задавалась вопросом: что я могла сделать еще, как я могла подстраховаться? Теперь я знаю, что все сделала правильно.
Правильно сделать – как критерий жизни.
Заметив свою странную забывчивость, я держала все время наготове тетрадь, имея привычку делать записи, помогающие потом вернуться к именам персонажей, репликам и событиям клиентов. Но с этой девушкой все было иначе. После обозначения даты очередной сессии лист оставался пустым. Сначала я не придала этому особого значения, потом поняла, что это закономерность. Я не воспринимала ее никак, вернее, чистая бумага и была моим ощущением этой клиентки.
Ключевой особенностью было почти полное отсутствие эмоций. Все разнообразие чувств, которые она обнаруживала у себя, были либо страх, либо обида.
Научившись самостоятельно дифференцировать и преодолевать страх в разных жизненных ситуациях, моя клиентка познакомилась со своей обидой только в процессе сессий. Других ее эмоциональных состояний я почти не видела и совсем не слышала о них. Все попытки узнать другие ее переживания или телесные ощущения были тщетны, а редкие мгновения, чуть больше отличающиеся от общего ровного фона, заставляли ее замолчать.
Девушка будто теряла дар речи и спокойно улыбалась: «нет никаких ощущений, я ничего не чувствую, все нормально». Именно это «нормально» разрушало хрупкий контакт наших отношений, обесценивало и «вымораживало» человеческое взаимопонимание.
Сдержанное вежливое поведение и нейтральная улыбка имеют в обществе социальное одобрение. В некоторых семьях невыражение эмоций культивируется с детства и противопоставляется эмоциональной распущенности, как признаку нездоровья и неуспеха.
- Я не хочу сегодня плакать на сессии, я и так слишком много плачу – просила она. А потом выделяла как важные и значимые лишь те встречи, где ее слезы лились рекой или были готовы пролиться. Она сама помнила лишь их.
Да, мы живем в те моменты, когда чувствуем всю полноту жизни. Именно чувствуем. Однако моя клиентка всеми силами стремилась контролировать то, что, в общем, не могла узнать в себе и дать имя этому неузнаваемому ощущению.
Все бы хорошо, но расплата за это тяжела. Нет близости, тепла, отворачиваются и уходят значимые люди. Да и с собой самим нет согласия. Все рационально и логично, однако непослушные слезы почему-то бегут по щекам. Такие люди часто ощущают свое существование только через реакции на них окружающих людей. И если реакции неудовлетворительные или, тем паче, их игнорируют, напрашивается грустный вывод – «я плохой» или «меня вовсе нет».
В данном случае «обида» этой женщины для меня тоже не настоящее эмоциональное переживание. Это в большей степени разочарование от вложенных усилий и полученного результата. Как история из детства:
- Я же все сделала правильно, но это не помогло? Что я могу сделать еще, чтобы "эта кукла снова танцевала"?
Путь знакомства со своими эмоциями, переживаниями и телесными ощущениями долог и не прост. Во многом не прост, так как требует соприкоснуться с ними, признать их право на существование, порой признать свои слабость и несовершенство. И это бывает больно. Особенно в рамках тех представлений, которые впитаны с детства. Но другого пути я не знаю, если вы, конечно, хотите проживать вашу жизнь, а не смотреть безразлично "кино про людей", внешне похожих на вас.