Основные направления коррекционной работы по преодолению последствий детских психотравм (продолжение серии статей)

main_img

После проведенной диагностической работы психологу необходимо переходить к планированию коррекционных мероприятий, которые позволят осуществить «выход» клиента за рамки травмирующей программы и осознать характер своего поведения в проблемных ситуациях как унаследованный от психотравмы, полученной им в детском возрасте.

Конечно, не существует универсальных способов для всех людей, которые включали бы в себя все тонкости и мелкие шаги по работе с каждым отдельным человеком - хотя бы потому, что все люди разные, равно как их проблемы и программы. Однако существует возможность определить направления, в которых необходимо двигаться, работая по преодолению последствий детских психотравм и разрушению программ поведения, которые ограничивают человека и мешают ему свободно жить.

Эти направления работы были определены мной по схеме общих признаков, характерных для всех «психотравмированных» людей, с которыми мне доводилось работать в качестве психолога-консультанта. То есть, помимо очевидно вредных и мешающих человеку последствий, которые оказывают на него психотравмирующие события из детства, есть ещё и не всегда очевидные, но важные и сходные для всех признаки, работая по изменению которых, можно разрушить действие вредоносных программ.

Итак, каковы эти сходные признаки, свойственные в той или иной мере всем людям, получившим в детстве психологические травмы, ограничивающие их и мешающие выйти за рамки сложившихся программ поведения?

  1. Отсутствие веры в себя либо доверия к окружающему миру и людям, которое является порой центром общего представления о мире человеком, получившим в детстве психологическую травму (дополнительно может быть использован и как диагностический признак).
  2. Непринятие на себя ответственности за события, происходящие в жизни самого человека. Поиск причин происходящего вовне, даже когда очевидно - то или иное действие (либо реакция на чье-то действие) человек мог не осуществлять, если бы действовал по собственной воле, а не подчиняясь привычной реакции. Например, утверждение «Ты меня раздражаешь» свидетельствует о переносе ответственности за свою реакцию на другого человека. Порой достаточно отвернуться от «объекта раздражения», чтобы перестать раздражаться/ Но человек не делает этого и не осмысливает происходящее, полагая, что его роли в этом быть не может, так как причина происходящего (в данном случае, раздражения) находится не в нем самом, а в других людях.
  3. Слабо развитая воля, то есть неспособность (или недостаточная способность - по сравнению с хорошо адаптированными в жизни людьми) человека самостоятельно (без поддержки и помощи извне) регулировать свое поведение, реакции и эмоции, невыработанный навык сознательного принятия решений и доведения начатого дела до конца.
  4. «Детское» мировоззрение, проявляющееся в непринятии того, что человеку больно либо не хочется признавать в окружающем его мире – например, войны, конфликты – хотя то, что не принимается, никаким образом не зависит от желания или нежелания (волеизъявления) данного человека. Этот признак можно ещё обозначить как непринятие человеком окружающей реальности, желание «переделать мир» по-своему, а порой и активные действия по «переделке» всего и всех под свой «образец».
  5. Зависимость от собственных реакций на происходящее в окружающем мире, точнее, отсутствие навыка сознательного реагирования на происходящее и выстраивания своего поведения в зависимости от собственных сознательных, а не спонтанных реакций (данный признак перекликается по смыслу с п.3, однако не равнозначен ему).
  6. Отождествление своего «Я» или отдельных особенностей характера, называемых человеком «своими», с программой поведения, приобретенной в результате детской психологической травмы. Сложность отказаться (изменить поведение) от этого отождествления ввиду сформировавшихся ложных цепочек взаимосвязей между явлениями и их толкованием самим человеком. 
  7. Ошибочно сформировавшийся в процессе работы «программы» тип восприятия происходящего с человеком им самим. Пока человек живет в рамках сформировавшейся программы поведения, его восприятие мира (или отдельных моментов в его «картине мира»), как правило, является ошибочным, из-за чего он и испытывает страдания каждый раз, сталкиваясь с психотравмирующими факторами. Однако то умозаключение (установка), которое лежит в основе неадекватной реакции человека в определенной, болезненной для него, ситуации как раз составляет ошибку его восприятия, и может стать «ключом» для разгадки проблемы и изменения как отдельно взятой реакции, так и мировосприятия в целом. Именно бурная и болезненная реакция одного человека на что-то, к чему спокойно относятся другие люди, сама по себе указывает на его "больное место", а точнее – на то «место», в котором заложена ошибка только его восприятия. Как правило, такой человек не способен задуматься самостоятельно, что причиной его реакции является не то, что происходит вовне, а то, что "болит" у него внутри. А увиденное или услышанное вовне становится "спусковым крючком" для запуска его болезненного реагирования, и в очередной раз срабатывает записанная когда-то в детстве "программа", работающая вне сознания человека и заставляющая воспринимать нечто происходящее очень близко к себе. Достаточно обратить внимание на то, что человека злит, раздражает или обижает (вызывает негативные эмоции наряду с желанием сопротивляться или избегать происходящего), чтобы обнаруженная реакция показала, в каком месте находится ошибка восприятия данного человека. 
  8. Переживание клиентом в процессе психотерапевтической работы тех же этапов, которые проходит человек, переживающий горе (отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие), ибо утрата части якобы «своей» личности воспринимается человеком как реальная утрата себя. Боязнь стать не собой или «застревание» на каком-либо из этапов очень часто является причиной прекращения работы клиента с психологом.
  9. Боязнь предпринимать какие-либо действия (или бездействовать, что порой тоже является действием) и получать собственный опыт, которая проистекает как из неверия в свои возможности и дезадаптированности личности, так и из нежелания вновь подтвердить свои «умозаключения» относительно окружающей реальности, которые и без того доставляют человеку душевную боль. Непонимание того факта, что только собственный новый опыт позволит сделать иные выводы о жизни и окружающем мире.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные признаки, работу по преодолению последствий детских психотравм, а также по «разрушению» сложившихся на их основе программ поведения человека, нужно вести в следующих направлениях:

  1. Осмысление привычек и реакций человека, мешающих ему адаптироваться в жизни наилучшим для себя образом, и тренировка новых.
  2. Определение и разрыв сложившихся шаблонов восприятия («логических» цепочек, сформировавшихся в момент получения травмирующего опыта).
  3. Формирование навыков владения своими мыслями, реакциями и поведением у человека, а также принятие им на себя ответственности за их проявление.
  4. Изменение мировосприятия путем получения человеком нового опыта, который позволяет допустить возможность поверить (себе и окружающим) и принять то, что происходит в окружающем мире и ранее не принималось им.
  5. Помощь клиенту в развитии и укреплении у него волевых качеств личности.
  6. Оказание клиенту поддержки на всех этапах работы с ним. Обучение его навыкам самостоятельно отмечать положительные изменения, происходящие в его восприятии и поведении.
Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ