Сопротивление последней минуты и ответственность за свою жизнь

Раздел: Статьи
Категория: Я и психолог
main_img

На написание этой статьи меня натолкнул один случай из практики, не так давно произошедший со мной. Дело в том, что за все время своего индивидуального приёма я в первый раз опоздал. По сути, это нарушение рамок со стороны терапевта, и в таких случаях мы либо продлеваем индивидуальную встречу, либо проводим ее в другое удобное для пациента время бесплатно.
Мое опоздание - это, безусловно, моя ответственность. Но в данной ситуации случилось так, что это была первая назначенная встреча с пациентом, и никаких правил нашей работы мы еще пока не согласовывали.

Один из моих учителей в профессии, ныне покойный Сергей Викторович Корчагин, любил цитировать кого-то из классиков экзистенциально-гуманистического направления. Тот, в свою очередь, говорил о своей жизни так:

50 процентов времени моей жизни я живу так,
как учу этому других.  А оставшиеся 50 - нет, но жаль.

Вот и в этом случае в моей ситуации выразились эти оставшиеся 50 процентов жизни.
Когда ты допускаешь промахи, будучи готовым за них заплатить.

Но что интересно. Этот пациент, хоть это и был его первый сеанс, не позвонил узнать, с чем связана задержка, и не ответил на мой звонок. И вообще не пришел. Либо ушел до моего прихода, мне об этом оставалось только гадать.

И у меня появилась мысль, что его поведение связано с эффектом, который я называю сопротивлением последней минуты. Когда любой, даже минимальный, повод отказаться от встречи становится для человека главным и решающим.

Возможно, многие люди испытывали нечто подобное, когда им предстояло какое-то новое жизненное событие или начинание, которого они давно ждали, хотели, стремились к нему, что-то делали для этого. И вот, когда уже были на пороге этого, внутри одновременно с желанием осуществления этого появлялось и сопротивление.

В моей жизни это проявлялось в самом начале моей профессиональной деятельности, когда я сидел в кабинете и ждал своих первых пациентов. И ожидание было и желанным, и одновременно тревожным. Потому что одно дело изучать теорию психотерапии, и другое совершенно - начать практиковать. И хотелось тогда, чтобы эти люди пришли уже поскорее. И одновременно - чтобы не приходили совсем. :-) Потому что новое всегда слегка пугает. Просто потому что незнакомо.

И так обстоит дело в любой жизненной сфере.
Чем сильнее желание, тем сильней и сопротивление этому. И далее от нас, как от личностей, способных к свободному выбору, зависит то, что мы выберем.

Похоже, что пациент из примера выше выбрал сопротивление. Более чем уверен, что этот выбор для него сопровождался массой не самых приятных эмоций. Но, выражаясь цитатой Берта Хеллингера:

Страдать проще, чем изменяться.

И возможно, изменяться действительно страшно и непривычно.
Так что проще, пусть и болезненней, дальше страдать.

Или такой периодически встречающийся момент в поведении некоторых людей. Когда они назначают первую встречу и затем не приходят на нее. Никак об этом не предупреждая.

В экзистенциальном подходе считается, что все, что происходит между пациентом и терапевтом в ходе сеансов, происходит и в остальной жизни пациента. Терапия - это всего лишь микромодель его жизни. С той разницей, что в терапии можно многое обсудить и проанализировать. Для того, чтобы изменить к лучшему.

И тогда получается, что такие люди, во-первых, не рискуют попробовать что-то новое.
А во-вторых, не берут за это ответственность.

Речь не идет о том, что наша терапия обязательно бы их чудесным образом исцелила.
Речь о том, что даже приняв решение отказаться, они могли бы просто позвонить.
И этот звонок мог бы стать неким первым кирпичиком в фундамент их новой жизни, в которой они берут на себя ответственность. Ответственность за свою жизнь, за свои выборы, и даже за свои эмоции. Штефан Хаузнер, по-моему, как-то сказал:

Взрослые не болеют.

В том метафорическом смысле, что любое эмоциональное недомогание часто имеет в своей основе возврат к детским способам реагирования на жизнь.

Иногда сопротивление выражается в желании переложить заботу об обращении за помощью на чьи-то плечи. Есть, конечно, состояния, при которых родственники имеют больше возможностей. Например, за подростков, испытывающих определенные психологические трудности, часто обращаются их родители. Или за людей, находящихся в глубокой депрессии. Или душевнобольных.

А есть ситуации, в которых человек просто хочет избавиться от ответственности. Например, за пациента, страдающего алкоголизмом, обращается его жена. Вроде как и он попросил. Но по факту это не он сделал. И всегда есть возможность оправдать свой неуспех: "Ну, вот видишь, я сделал то, что ты меня заставила, и ничего не вышло!".

И это тоже пример того, когда человек выбирает сопротивление, а не желание.
В сопротивлении жить, пусть и неприятней, но проще.

Каждый человек свободен. Свободен выбирать тот или иной поступок, ту или иную жизнь.
И каждый такой свободный выбор предполагает ответственность.
И каждый выбор что-то стоит. За каждый выбор приходится платить.

Вольно цитируя экзистенциального терапевта А. Е. Алексейчика:

а кто не хочет в жизни платить,
тому приходится расплачиваться.

Многие люди, приходя на терапию, надеются, что в периоды общения с психотерапевтом у них получится уйти, избежать или даже сбежать от тех трудностей, от которых они в жизни привычно скрывались. Но реальность состоит в том, что именно в рамках психотерапии им придется с ними столкнуться напрямую. Чтобы обрести силу и мужество их решить. Чтобы обрести силу и мужество жить.

Я люблю кино и некоторых киногероев так сильно, что редко удерживаюсь от того, чтобы лишний раз их не процитировать. Это эссе хочу закончить цитатой подполковника Слейда из фильма "Запах женщины":

В мире есть два типа людей.
Одни борются с трудностями, а вторые от них бегут...
Вторым легче.
Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ