- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В недавнее еще время, когда в рекламном деле появилось новое веяние - включать в состав рекламных роликов так называемые "джинглы" (коротенькие навязчивые мелодии с текстом, которые прочно и надолго застревали в памяти), среди них запомнился один, из рекламы стирального порошка.
Не сочтите за рекламу, но звучал он так:
"Один раз персил - всегда персил". Произносился этот речитатив быстро, нараспев и под навязчивую мелодию. Эффект, как видно, был достигнут качественный, раз до сих пор вспоминается. Но мне он запомнился еще и по своей смысловой нагрузке.
Что меня тогда удивило: этот лозунг, внушающий, что если нечто используется один раз, то используется и всегда, оказался так характерен для человеческого представления о многих и многих вещах в жизни. Не только о стиральном порошке.
Тут много можно ассоциаций обнаружить. Особенно в связи с темой проблемных ситуаций, с которыми люди обращаются на прием к психотерапевту.
Чаще всего такие лозунги-обобщения звучат в нашем сознании на тему либо нас самих, либо на тему наших близких. То есть, это либо наша собственная самооценка, либо оценка нами наших близких людей. И зачастую такие оценки счастья и радости в жизнь как-то не несут, а все больше - разочарование и несчастье.
Если задуматься, в основе такого представления лежит само понятие о закономерности. Если что-то происходит энное количество раз, то будет происходить и далее. И изменить тут что-то вряд ли получится.
Основываясь на самом понятии закономерности, отыскивая ее в тех или иных проявлениях и жизненных ситуациях, мы делаем наши жизненные выборы. Подчас даже не проверяя на опыте. Просто прогнозируя и делая быстрые выводы.
Есть ситуации, в которых это очень помогает. Например, мы принимаем решение не контактировать с человеком, который уже несколько раз проявлял по отношению к нам агрессивные намерения. Тут лучше положиться на закономерность, чем проверять, а что же будет в итоге, рискуя собственным здоровьем.
Во многих же других случаях, полагаясь на закономерность, мы себя ограничиваем. Например, наклеивая на самих себя какой-то обидный самооценочный ярлык, основанный на череде повторявшихся ситуаций. Так, часто люди объявляют себя неудачниками и перестают пробовать различные варианты действий оттого, что просто приняли это как закономерность.
Справедливости ради стоит заметить, что даже в академической науке вопрос о закономерностях и методах ее определения не до конца определен. Достаточно упомянуть советского и российского биофизика Симона Шноля, который и ныне здравствует и трудится в российской науке. Известен он во многом за счет обнаруженного им явления, названного его же именем "эффектом Шноля".
Суть его в том, что любой научный эксперимент он проводил, постепенно увеличивая количество опытов. Обычно при исследованиях число опытов довольно ограниченно. 100, 200, 500, 1000. Многие, кто писал диссертацию, знают, что 500 - это уже считается большой выборкой. А Симон Эльевич взял за правило проводить эксперимент по пять, десять, двадцать, тридцать тысяч раз!
И оказалось, что определенная было закономерность вдруг начинает колебаться, иногда даже исчезать. Просто для того, чтобы увидеть это, надо было проводить больше опытов, а не ограничиваться малым достаточным числом, как это часто делается. И тогда многие ложные закономерности, о которых уже вовсю раструбили, начнут рассыпаться, как карточные домики. Опасная мысль!:-)
Так вот, не слишком ли часто и мы ищем и находим закономерности в своей жизни, в своем опыте, в своей личности там и тогда, где и когда их просто нет?? Просто потому, что действовать, стараясь открыть в себе и в мире что-то новое, сложнее. А найти закономерность, пусть даже мрачную и грустную, и успокоиться - проще и легче.
Недавно рассказали удивительную историю из жизни Виктора Франкла. Австрийский психотерапевт еврейского происхождения, который после аншлюса Австрии отказался эмигрировать в США, потому что приглашение не включало его родственников, решив остаться с ними и разделить их судьбу.
История его жизни в психологической, да и не только, среде широко известна. Главным образом, опытом преодоления тяжелых жизненный событий - Франкл несколько лет провел в заключении в нацистских концентрационных лагерях. И в лагере Франкл продолжал работу психолога, поддерживая узников в их стремлении к смыслу и выживанию.
Среди персонала одного из лагерей выделялся немецкий врач, офицер СС, славившийся своим цинизмом, жесткостью и тягой к проведению всевозможных опытов над заключенными. Естественно, его ненавидели даже больше других, считая исчадием ада. Каким он, собственно, на тот момент и являлся.
После поражения Германии и освобождения всех заключенных концлагерей этому врачу удалось каким-то образом мимикрировать под обычного офицера немецкой армии, что дало ему возможность не пойти сразу под трибунал, а быть в качестве пленного отправленным в систему советских трудовых лагерей.
Спустя много лет Франклу удалось встретиться и поговорить с одним из немецких пленных, который отбывал наказание вместе с тем врачом. И, слушая рассказы о нем, Франкл не мог поверить своим ушам. Бывший садист и изувер, в котором не было ничего человеческого, в тех тяжелых условиях стал для немецких пленных чем-то вроде того, кем был Франкл для узников концлагеря - духовной опорой и поддержкой.
И таким он оставался до самого конца своей жизни, пока не умер в условиях заключения. Никаких видимых предпосылок для такого преображения не было. Наоборот, закономерность говорила о другом. Но случилось так, как случилось.
И иногда, отказавшись от закономерностей, мы становимся более внутренне свободны и способны стать чем-то большим и лучшим, чем кто-то мог бы о нас подумать. Чем мы сами могли бы подумать о себе.