- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В 1994 г. была опубликована книга Клауса Граве и др. (Grawe K. et al.) "Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии", в которой проанализированы результаты исследований эффективности психотерапии, приведенные в литературе. В данной статье использованы материалы анализа этого фундаментального труда Вольфом Лаутербахом (Lauterbach W., 1994). Результатом этих исследований стал вывод: психотерапия помогает людям преодолевать проблемы. Когда он писал этот труд, то главной идеей было попытка понять то, как и что работает в психотерапии, и как еще лучше и эффективнее помогать людям. Интересно почему Граве выбрал такое название для своей работы. Возможно, потому что хотел, чтобы психотерапия от веры в какие-то отдельные вмешательства и техники переросла в самостоятельную и научную профессию.
Я профессиональный психотерапевт и по роду своей деятельности постоянно участвую в различных конференциях и конгрессах, причем не только в России, но и зарубежом. Не так давно на одном из конгрессов по психотерапии в Москве меня заинтересовала секция под названием религиозная психотерапия. Мне показалось интересным, каким образом используется религиозность человека в решении его психологических проблем. Казалось, это должно быть чем-то вроде экзистенциального подхода, обращение человека к тому, каким образом мировоззрение и ценности человека помогают ему преодолевать повседневные трудности. Однако на самой секции меня постигло разочарование, так как за религиозной психотерапией скрывалась православная психотерапия и никакая другая. С чего вдруг частное религиозное мировоззрение вдруг приобрело такое всеобъемлющее значение? Отсюда, вопрос о дифференциации конфессии и профессии снова набирает актуальность.
А недавно я узнал о существовании кафедры православной психотерапии при православном гуманитарном институте. Отдельно указано, что институт создан с разрешения православной церкви. Кто бы сомневался в этом. Кто еще мог разрешить подобную практику. Ведь православная церковь это религиозный институт, а не организация здравоохранения. Ее цель не оказание психологической помощи, а удовлетворение религиозных нужд прихожан. А ведь психотерапевт и священник на мой взгляд имеют абсолютно разные функции, да и квалификацию тоже разную. Представьте, вы пришли на прием к профессиональному психотерапевту, а там написано "психотерапевт адвентист 7-го дня", или "психотерапевт свидетель Иеговы", или "иудейский психотерапевт", "буддистский психотерапевт", "исламский психотерапевт" и т.д. и т.п.
Я заметил, что все чаще и чаще можно встретить такие темы, как христианская психотерапия или православная психотерапия. Мне стало интересно, что это за явление и что несет подобное сообщение.
Цель любой психотерапии - помогать людям самостоятельно решать их проблемы и жить собственными целями и сознательно изменять качество своей жизни в лучшую сторону. Я более 16 лет практикую и на приеме у меня были люди самых разных вероисповеданий. Эти люди нуждались в помощи и переживали различные кризисные ситуации, которые как и у всех людей далеко не всегда зависели от их мировоззрения.
Я считаю совершенно естественным и нормальным, что психотерапевт, как и любой другой человек имеет свое осознанное мировоззрение и религиозную идентификацию. Но вот когда специалист выносит свою религиозную идентификацию на вывеску своего кабинета или учреждения, например "православный психотерапевт", у меня возникают очень смешанные чувства на этот счет и появляется куча вопросов. Например, что это означает и что он этим хочет сказать? И вообще, это профессия или конфессия?
Что, православная психотерапия помогает только православным, а остальным нет? Или, что здесь предлагается психотерапия, которая помогает только православным? Или, что такая психотерапия это по сути курс православной проповеди? Но подождите, проповедь пациенту находящемся в уязвимом положении, за его же деньги звучит как-то кощунственно. Или это означает что-то еще? В любом случае, недоразумений гораздо больше, чем ясности.
Мне лично в этом видится какая-то селекция потенциальных клиентов, выставление неких условий для осуществления им помощи: хочешь помощь, будь православным. Для чего это делается?
Психотерапия - это помогающая профессия, призванная оказывать помощь людям находящимся в затруднительной ситуации вне зависимости от каких-либо условий. Более того, в нашей стране, психотерапевт - это врач. Любой хороший врач лечит человека вне зависимости от его расы, политических или религиозных убеждений. Как должен чувствовать себя человек, который остро нуждается в психологической помощи после какой-либо травмы, но при этом не является православным? Что ему делать? А если у него нет выбора? Какое сообщение он получает от этой вывески? Появляется ли у него чувство безопасности и доверия, которые являются крайне необходимыми условиями для того, чтобы психотерапия вообще состоялась.
Представьте, как вы себя будете чувствовать перед кабинетом, где на вывеске написано "православный кардиолог", "православный проктолог, или гинеколог"? Звучит как-то более чем странно. Как будто теперь взгляд на эти органы и их заболевания как-то сильно отличается.
Эта практика вообще противоречит международным требованиям к профессии психотерапевта, в которых специалист должен быть дружественен и толерантен к мировоззренческим и культуральным особенностям пациентов. Психотерапевт - это специалист, профессиональный помощник, который прошел специальное образование и придерживается этического кодекса профессии призванный помогать людям. К его компетенциям относится способность бережно обходиться с переживаниями пациента и умение создавать безопасную и доверительную атмосферу. При этом, клиентом может оказаться человек с абсолютно любой мировоззренческой позицией и вероисповеданием. Где же уважение к мировоззрению и ценностям пациента?
Среди моих коллег по цеху в разных странах есть специалисты, которые придерживаются самых разных вероисповеданий. Это и иудеи, и христиане, и мусульмане, и бахаи, и другие. Один из моих коллег в Австрии вообще является епископом ортодоксальных католиков. Но я не помню, чтобы кто-то из них выносил свою религиозную идентификацию на визитную карточку или другие рекламные материалы.