- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Характер – это прижизненное образование, он формируется в процессе воспитания, обучения в сходных условиях.
На протяжении жизни человек вступает в отношения с миром посредством овладения вещами и посредством взаимодействия с людьми. И форма этих отношений зависит от его характера.
Человек в процессе жизни научается действовать полуавтоматически в тех или иных ситуациях. И в этих действиях отражается суть его характера. Характер также дает возможность приспосабливаться к социуму. Таким образом, функция характера позволяет человеку действовать последовательно и разумно.
Основная роль в формировании характера принадлежит семье. Ребенок копирует поведение родителей, так формируется его характер. Также на формирование характера ребенка в процессе взросления отчасти влияют психические и материальные особенности, свойственные его окружающей среде. А также особенности темперамента.
Эрих Фромм исследовал типы характера и представил их в форме неплодотворной и плодотворной ориентации. Они представлены раздельно, хотя обычно характер каждой личности состоит из сочетания нескольких ориентаций, при этом одна из них доминирует. Рассмотрим их через призму любви и мышления.
Типы характера неплодотворной ориентации:
Типы характера плодотворной ориентации:
Рецептивный характер. "Все хорошее - вовне. Пойду попрошу"
При такой ориентации человеку представляется что "все хорошее", будь то материальные блага, положительные эмоции, знания, находится вовне. При таком положении дел, людям свойственно не давать, а получать. Они не привыкли дарить любовь, а лишь только получать ее. Таки образом, они попадают в собственную ловушку. Становятся неразборчивы в выборе партнера, бросаются на всех, кто предлагает им любовь или ее подобие. Становятся чрезвычайно чувствительными при всяком отдалении партнера, зависимыми от отношений.
То же касается и интеллектуальной сферы. Такие люди не добывают самостоятельно информацию. Они ищут человека, способного повести за собой и дать им уже готовую нужную информацию.
В случае, когда человек религиозен, он ждет от Всевышнего всего, не проявляя при этом никакой активности.
Людям с такой ориентацией во всех сферах жизни требуется "магический помощник". Это вынуждает их быть верными другим людям. Они не в состоянии сказать "нет" и, таким образом, попадают в зависимость от других. Они становятся очень услужливыми, неспособными ничего делать без посторонней помощи. Они чувствуют себя небезопасно без поддержки окружающих. Как результат, они не способны принимать самостоятельно решения и брать на себя ответственность.
Люди рецептивной ориентации очень любят выпить и поесть. Тем самым они подавляют свою тревогу. Их движения и жесты плавные, как бы манящие.
А вообще мироощущение таких людей оптимистичное и дружелюбное. У них есть определенное доверие к миру, и они становятся тревожными лишь при возможной утрате "источника питания".
Эксплуататорский характер. "Все хорошее - вовне. Пойду отниму"
Данная ориентация сходна с рецептивной. У людей такого типа также есть представление о том, что все хорошее находится вовне. Основное отличие в том, что они не ждут даров от других, а отнимают желаемое хитростью и силой. Они склонные переоценивать то, что есть у других, и недооценивать то, что есть у себя. Такая ориентация распространяется на все сферы жизни.
В любви они присваивают только человека, принадлежащего кому-то другому, их не интересуют люди свободные от отношений.
То же касается и интеллектуальной деятельности. Им свойственен плагиат, несмотря на то, что это зачастую талантливые и интеллектуально развитые люди. Они вполне могли бы создавать собственные творения. Но чужие вещи им кажутся более привлекательными, чем те, которые они способны создать сами.
Они используют и эксплуатируют всех и все, из чего можно хоть что-то выжать. Каждый объект взаимодействия они оценивают как предмет полезности. Их главный девиз: "Краденый плод – самый сладкий".
Людям с эксплуататорской ориентацией свойственны подозрительность, цинизм, ревность, зависть. Жесты и движения их резкие и агрессивные. Очень часто они делают язвительные замечания в адрес других людей. Язвительная гримаса – их отличительная черта.
Стяжательский характер. "Все в дом!"
Люди со стяжательской ориентацией мало верят в то, что можно что-то получить из внешнего мира. Их безопасность строится на стяжательстве и экономии. Траты они воспринимают как угрозу своей безопасности. Их цель – как можно больше приносить в дом и ничего не отдавать.
Их скупость распространяется на все сферы жизни. Как на материальные ценности, так и на чувства и мысли.
В любовных отношениях они стараются завладеть любимыми, при этом не отдавать свою любовь. Близость с другими людьми они воспринимают как угрозу, они или отстраняются или овладевают людьми, чтобы устранить угрозу. Они очень подозрительны. Их девиз "Мое – это мое, а твое – это твое".
Движения и жесты людей со стяжательской ориентацией чопорные. Губы плотно сжаты. Им свойственна педантичная аккуратность.
Внешний мир для людей стяжательской ориентации представляет собой угрозу вторжения в его оборонную позицию. Их ригидная и бесплодная аккуратность является выражением потребности устранения контакта с внешним миром. Вещи из внешнего мира они воспринимают как опасные и нечистые.
Также характерными чертами данного типа людей являются навязчивая пунктуальность и упрямство. Это своего рода подчинение внешнего мира себе. Упрямо стоять на своем – это ответ на внешнюю угрозу.
Рыночный характер. "Я - товар. А что здесь такого?"
Рыночная ориентация развилась в доминирующую только в современную эпоху. Свободный рынок, основанный на конкуренции, взрастил данный тип людей. Первостепеннее труда становится продажа.
Современный человек воспринимает себя и как товар для продажи на рынке, и как продавца. Вне зависимости от того какая у человека профессия, меновой ценностью является определенный товар или личность, эта профессия должна пользоваться спросом. На современном рынке недостаточно владеть знанием и умением для выполнения определенной задачи, но нужно еще быть способным вступать в состязания с другими. Успех в данном случае зависит не столько от того что ты знаешь и умеешь, но и от того, как ты умеешь продавать свою личность. Для этого необходимо обладать знаниями, какой вид личности пользуется наивысшим спросом.
Эти знания человек получает на протяжении всего процесса воспитания: в семье, в социальных учреждениях, с обложек журналов, СМИ, кино и из других источников, в которых демонстрируются внешний вид и жизненные истории преуспевающих людей.
В случае если у человека мерилом ценности личности являются превратности рынка, его самоуважение и чувство собственного достоинства разрушаются. Зрелый и плодотворный индивид ощущает себя независимым существом.
При рыночной ориентации важное значение для человека играет не его самореализация, а его успех в процессе продажи. Его силы, и то, что ими создано, отчуждаются от него, становятся чем-то отличным, скрытым от него; чем-то, что другие будут использовать и оценивать. Он с ними не идентичен.
Такая ситуация ставит человека с рыночной ориентацией в полную зависимость от того, как другие воспринимают его. Такие люди предоставлены сами себе, страшатся неудачи, жаждут угодить, не щадят других и не ждут пощады.
Следует отметить, что при описании неплодотворных характеров были представлены только их отрицательные стороны.
Плодотворный характер. "Любовь"
Плодотворная ориентация олицетворяет собой развитый характер, являющийся целью человеческого развития и идеалом гуманистической этики.
Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку к восприятию мира во всех сферах человеческого опыта, включая ментальную, эмоциональную, сенсорную реакцию на самого себя, на других людей, на вещи. Плодотворность – это способность человека использовать свои силы и реализовывать свои возможности (идти и добиваться), быть свободным и независимым от контроля и насилия.
Сущность "плодотворной любви" одна и та же, будь то любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви: забота, ответственность, уважение, знание.
Способностью любить обладает не каждый человек. Это качество привлекает других людей. Любить человека плодотворно, значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, за развитие всех его человеческих сил. Но без уважения, то есть, принятия человека таким, каков он есть, и знания любимого человека любовь превращается в собственничество.
Плодотворная любовь ставит знак равенства между любовью к одному человеку и любовью ко всему человечеству. Любовь к одному индивиду можно отнести к чему-то случайному и поверхностному.
Символ высшей степени любви – материнская любовь, которая подразумевает безусловность, основанную только на материнском отклике на потребности ребенка.
Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.
При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а заинтересован в нем. В противном случае мышление становится бессодержательным и неплодотворным. Взаимосвязь субъекта и объекта наибольшим образом стимулирует мышление.
Плодотворное мышление характеризуется также и объективностью, то есть, думающий видит объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, как хотелось бы его видеть. Объективность требует от думающего, и видеть себя, каков ты есть, то есть, осознавать, каким образом ты связан с объектом изучения.
Плодотворная деятельность, будь то мышление или любовь, возможна только при ритмичной смене активности и покоя. Это способность человека, когда это необходимо оставаться в покое и наедине с собой. Если плодотворная активность парализована, это приводит или к неактивности, или к сверхактивности. Лень и вынужденная активность являются двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека. С таким нарушением у человека обнаруживается неспособность либо выполнять работу, либо неспособность наслаждаться досугом и покоем.
Свобода от давления, добродетель, возможность прислушаться к самому себе – факторы, способствующие развитию плодотворного характера.
В окончании следует ответить, что различные ориентации характера соединяются в различные комбинации, каждая из них качественно меняется в зависимости от уровня наличествующей в ней плодотворности.